Уроки кемеровской трагедии

3 мая исполняется 40 дней со дня трагических событий в торговом комплексе «Зимняя вишня».

Царствие небесное – всем усопшим, сил душевных – их близким, скорейшего выздоровления – пострадавшим!

Но сегодня, после шока первой и нестерпимой боли, кажется, настало нам время начать осмысливать произошедшее с духовной, нравственной точки зрения.

Страдание вообще такая область, о которой говорить если и можно, то с большой осторожностью, кротостью и благоговением. Потому что слишком неравны позиции рассуждающего и пережившего страдания. Помните, как друзья приступили к Иову, рассуждая о его страданиях, как им казалось, разумно, с точки зрения справедливости и высшей правды. Но эти рассуждения были лишены правды – именно потому, что они выносились от «легкого» ума, в то время как мысли многострадального Иова, его слова (даже, на первый взгляд, дерзкие и безрассудные) были оплачены высокой ценой страданий и веры, прошедшей огненное испытание. И каждое слово, сказанное этим праведником, было наполнено смыслом и силой, которые может понять только Бог и сам человек, переживший страдания. Поэтому мы оставим разговоры о страдании безвинных детей, а просто склоним голову перед тайной этих страданий, в надежде, что Господь этим чистым душам подаст и подал уже радость, соизмеримую с пережитыми скорбями, а вернее сказать – неизмеримо большую, потому что страдания, как бы они не были ужасны, – кратковременны и ограниченны, а радость воздаяния неизреченна и бесконечна.

Господь в ужасных трагедиях преподаёт нам уроки, которые надо усвоить

Но тайна безвинных страданий вовсе не исключает того, что Господь в ужасных трагедиях преподаёт нам уроки, которые всем нам надо осознать и усвоить.

Многие обратили внимание на то, что день страшной трагедии в Кемерово – это международный День памяти нерожденных детей. И, оплакивая горько безвинно погибших в огне детей, не настало ли нам время глубоко и серьезно задуматься над тем, что мы творим во всенародном охвате, ежедневно сотнями, если не тысячами, «законно» убивая во чреве таких же точно безвинных детей, пользуясь только тем, что они не могут себя никак защитить. Разве это не страшно?! Разве это не заслуживает наказания и гнева Божия?!

Вообще, говоря о страдании детей, надо сказать, что страдают они зачастую по вине взрослых, которая не всегда бывает прямой, но и косвенной. То есть – живя рассеянно и беспечно, удаляясь день за днем от правды Божией и вступая в область действия бесовских сил, мы, взрослые, сами того не ведая, соучаствуем в подготовке бесами всевозможных трагических «случаев» и провокаций, жертвой которых бывают, увы, наши дети.

В Патерике есть эпизод, когда подвижник, заночевав в капище, стал свидетелем бесовского собрания, из которого он узнал, что причиной всевозможных катастроф, трагедий и смут бывают бесы, которые специально занимаются «организацией» таких событий. Но как же это происходит? Не иначе как по попущению Божьему, вследствие невнимания, нерадения, забвения людьми страха Божьего, удаления от Его правды. Когда посредством тех или иных страстей и греховных немощей бесы всё более вовлекают человека в житейскую суету, а затем – устраивают и организуют трагические события, от которых бывает великая скорбь и уныние. И нам, конечно, надо в этих случаях в первую очередь винить себя за свою рассеянную и беспечную жизнь, за то, что мы забываем о том, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5, 8). И противостоять ему нужно внимательной жизнью, крепким упованием на Бога, с послушанием Его святой воле. Не захотим это понять – и дальше будут случаться в народе нашем ужасные и «внезапные» катастрофы. Будем возвращаться к сознательной и внимательной православной жизни – вне всякого сомнения, таких событий будет становиться всё меньше и меньше.

На это можно возразить, что события такие случались и в иные времена, когда народ наш, по нынешним меркам, был народом воистину богобоязненным и благочестивым. И мы знаем, что даже великие праведники страдали во все времена, и что многими скорбями надлежит войти нам в Царствие Божие (Деян.14, 22). Всё это так, и всё же иная скорбь праведника, и иная – скорбь нераскаявшегося грешника. И если первому эта скорбь служит к освящению и неизреченной радости, то второму – в лучшем случае к научению и наказанию, а в худшем (в случае крайнего ожесточения и упрямства) – к погибели и вечной муке. Если бы мы только понимали это на деле, если бы мы ясно осознавали разницу этих последствий, насколько бы изменилось наше отношение ко всякого рода скорбям и напастям, а главное – к самим себе. Ну и, кроме того, когда мы говорим и об отдельном человеке и о сообществе людей, о народе – мы должны понимать, что существует разная мера скорбей. И Церковь, когда просит для народа нашего «благоденственное и мирное житие», ясно осознаёт, что это житие вовсе не предполагает совершенное отсутствие скорбей и напастей. Но, во-первых, несомненно, количество и «лютость» этих скорбей уменьшается, а во-вторых, в самих скорбях, претерпеваемых за правду, ради Христа, присутствует и помощь Божия, и утешение, а также проистекает от них великая польза, если только народ в целом живет внимательно и праведно.

Мы всё ещё пребываем в духовной рассеянности

Старец Паисий как-то говорил, что если человек не молится, то всё идет естественным путем, если же он молится – то он даёт Богу «повод» благословенно вмешиваться в нашу жизнь и направлять её ко спасению. То, что произошло в торговом центре «Зимняя вишня», то «роковое» замыкание и возгорание батутной ямы – это следствие греховно-естественного хода вещей. Когда законы природы оказываются неумолимы в своём разрушительном действии, если к ним примешивается преступная человеческая халатность. И в житейском, обыденном смысле, но более того, как думается, в смысле духовном. Мы, если взять широко, в общем охвате, – всё ещё пребываем в духовной рассеянности, мы почти не молимся, не осознаём в полной мере, насколько мы «опасно ходим», насколько нуждаемся в защите, покрове и руководстве Божием. И во многом следствием этого нашего беспечного выбора становится такое «естественное» стечение обстоятельств, когда случаются трагедии и несчастья. Это ведь не только в Кемерово произошло. Ежедневно происходят такие трагедии, только в меньшем масштабе, связанные, прежде всего, с духовной беспечностью, а затем и с житейской. Почему духовную беспечность мы ставим по важности на первое место? Потому что в житейском смысле невозможно всё предусмотреть, и предугадать, и предвидеть. Не зря в народе говорят: «Знал бы, где упадешь – соломку бы постелил». Но, несомненно, когда мы молимся и сами и детей учим молиться во всякое время и во всяком месте – мы призываем силу Божию на помощь, и эта помощь проявляется самым неожиданным образом, в разных обстоятельствах. Об этом нам всем, православным, надо помнить – и не пренебрегать пусть короткой, но внимательной молитвой, обращением к Богу, Пресвятой Богородице, святым, к Ангелу-хранителю во всех путях нашей жизни.

Если же мы говорим и о житейской беспечности, как о причине многих несчастий, то важный вопрос – это исполнение своих обязанностей, какими бы они ни были, честно и по совести. То есть не ради корысти и выгоды, а просто ради Христа, по-божески, как говорят в народе. Вот если бы мы все руководствовались в своей профессиональной, да и житейской деятельности этим принципом – многих бед нам удалось бы избежать и многое привести в порядок. Начиная с закрытых люков на улицах и заканчивая продуманной и проверенной системой пожаротушения в общественных зданиях. Страшно подумать, сколько людей, утратив бдительность, небрежным отношением к своим обязанностям приближали день за днем страшную развязку в Кемеровском торговом центре… Эта тема гораздо важнее, чем можно подумать. Потому что именно из этих «мелочей» добросовестного или небрежного исполнения своих обязанностей и складывается наша общая повседневная жизнь. И вместо того, чтобы нам бесконечно ругать чиновников и власть, хорошо бы самим начать со смирением и тщательно делать то, что можем доброго, по совести, на своём месте. Если угодно – это и есть один из важнейших уроков Кемеровской трагедии, без усвоения которого построить добрую жизнь в нашем Отечестве попросту невозможно.

3 мая 2018 г. Сороковой день после пожара в Зимней вишне. Посещение Патриархом места трагедии 3 мая 2018 г. Сороковой день после пожара в Зимней вишне. Посещение Патриархом места трагедии

Отнимите у России Православие, и вы вынете из неё душу

И вот ещё о чем хочется сказать напоследок. Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что Господь смиряет нас скорбями, чтобы наставить на путь истинный. Нас – это Россию. И печально слышать рассуждения, что нет, мол, такой общности, а есть разные люди, только условно объединенные в некий народ. Нет, Россия – та же семья, и семья особенная – тем, что изначально она скреплена Православием. И другого связующего начала в ней нет и не будет. Отнимите у России Православие, и вы вынете из неё душу. Что и хотят многие сделать, с бессмысленным и самоуверенным упрямством, не понимая, что противятся не людям, а Богу.

Господь любящей рукой направляет нас в русло доброй жизни, скорбями ограждая от увлечения ложными и суетными мечтами о безбедной и вольной греховной жизни. Призывает больше внимания уделять жизни духовной, а не увлекаться вольным и широким служением мамоне, с её идеалами ненасытного потребления и многообразного развлечения. Осмелюсь предположить, что Господь помогает нам, во всероссийском охвате, осознать и искоренить некоторые ошибки, которые и в прошлом приводили нас к горьким падениям. Побуждает оторвать взгляд от земли и устремить на небо.

Только в согласии с Богом возможна достойная жизнь на земле

Мы живем в небывалое время, когда буквально на наших глазах, снизу и до самых верхов, разрушается традиционная нравственность, умаляется значение ответственности и порядочности, разлагается сам строй добрых человеческих отношений. Когда нападки на Россию совершенно уже не вписываются ни в какие традиционные схемы. Что мы можем этому противопоставить? Только христианское терпение, милосердие, великодушие и любовь. Это не значит – совершенную безвольность, но трезвенное и всецелое устремление к Богу, поведение в согласии и единодушии с Ним, а это требует и веры, и молитвы, и мужества, и воздержания. В этом наше главное призвание, и в этом наше главное «послание» миру: в том, что только в согласии с Богом возможна достойная жизнь на земле.

Бог людям и сообществам людей попускает ходить по путям сердец их. И если эти пути несогласны с путями Божиими, то это для человека или сообщества людей бывает причиной великих переживаний и скорбей. Так было с народом русским в смутное время революции и в последующее за ней время воинствующего безбожия. Так бывает во все времена, и это нам надо ясно осознавать, чтобы, меняя свою жизнь и призывая на себя самих, на свои дома и на своё Отечество благословение Божие, проводить жизнь свою «во всяком благочестии и чистоте».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Катерина 6 мая 2018, 00:27
3 мая 2018, 07:13 - а оставшимся жить родственникам душевного укрепления.
Вот именно. И было бы очень душеспасительно хотя бы раз увидеть епископа, принародно накладывающего епитимию на это вполне конкретное имя-фамилию-отчество. И остальное стадо это дисциплинарное наказание подтянуло б.
Иулиания 4 мая 2018, 23:16
Горько... потому что не будут сделаны выводы и все останется по-прежнему. Нашим людям нужно переродиться, а это невозможно.
тамара 4 мая 2018, 22:38
Господь -не палач,Господь-врач!!Вот Он нас всех и лечит Ему одному ведомыми методами...Спаси всех,Господи...
Валерий 4 мая 2018, 22:06
Сто с небольшим лет назад в преддверии мясорубки находились люди из церковной среды, в том числе и из епископата, которые не боялись сказать верховной власти нелицеприятные слова о происходящем с их попустительства в стране. А сейчас одни похвалы, как будто у нас народ святее и святее становится, а жизнь все легче. Вспомним слова из ВЗ: во что вас бить ещё, сказанные непокорному Израилю. Придут учителя, с разных концов, без них уже никак.
NN NN 4 мая 2018, 21:50
А еще, похоже, не сильно полезно в посты веселиться
Михаил 4 мая 2018, 16:10
Спасибо. Хорошая статья.
Александр Алексеевич 4 мая 2018, 14:46
Когда гибнут взрослые,- они могут погибнуть и из-за своей вины. Внезапная смерть может быть последствием собственных жизненных поступков и дел. Когда гибнут дети,- они гибнут из-за вины взрослых. Дети гибнут только по вине греховно-естественных поступков взрослых людей. И всегда, все погибшие дети-невинно убиенные...Безвинные жертвы. Какие профессии виноваты в произошедшей страшной трагедии в Кемерово? А есть такие профессии, они называются-"Равнодушные Дяди". Кто-кто? Рассеяно-беспечные. А кто это? Это взрослые- Мы.
Максим М. 4 мая 2018, 12:40
Спаси Господи! Все правильно. Общение с Богом погружает человека в другую реальность, любые напасти, беда и горе воспринимаются по-другому. "Кто ны разлучит от любви Божия - ни смерть, ни живот...". Мы не достойны Его Любви, но Господь - милосердный судья, праведный и чистый, Его милосердие выше справедливости, потому что если бы Он был справедлив, то мы бы все погибли уже давно. Поэтому надо просить не справедливости (когда мы вдаемся в размышления о справедливости наказания), а его Милосердия, не благодеяний за наши ничего не значащие и мелкие дела, слабую веру, отступничество - а его Любви.
Андрей 4 мая 2018, 11:05
Христос Воскресе!

Попускает Господь, чтобы внимание обратить на грехи. Чтобы вывести из состояние расслабленности. Не в первый и в не последний раз.
Грехи совершаемыми людьми в масштабах государства - сребролюбие, гордыню, эгоизм, лицемерие, расхлябанность, пустословие, расслабленность, безразличие к ближним. Люди работают не ради безопасности других, спасения жизни, не ради благополучия отечества, не во славу Господа, а ради своего комфорта и денег.


Людмила 4 мая 2018, 10:33
Спаси Господи отца Дмитрия за Благословенную статью. Это урок для всех нас, живущих на нашей земле. Слава Богу за все!
р.Б. Татиана 4 мая 2018, 00:12
Сергею (20:41): По-моему, это как раз цифру 100 там трудно увидеть. Кто-то очень искусно потрудился, раз можно разглядеть и то, и другое. Надеюсь, хотя бы по поводу языков пламени у Вас сомнений нет. Три шестерки - это не шутки, а символ, который активно используется богоборцами разного рода, в том числе в высших слоях общества. Опасно это недооценивать. Бог Вас простит, и Вы меня простите, Сергей.
Абрамова Татьяна 3 мая 2018, 20:56
ВОИСТИНУ СЛОВА ЭТИ ПРОДИКТОВАНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ ПОСРЕДСТВОМ УСТ О.ДИМИТРИЯ.БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО ОТНЫНЕ И ДО ВЕКА.АМИНЬ.
Овчинников Сергей 3 мая 2018, 20:41
Татиана, из какого места Вы на логотипе столетия Кемерова три шестёрки достали? Я вот очень внимательно вглядывался, только вот разглядеть их там так и не смог. Моего воображения на это не хватило. А при большом желании вышеупомянутые шестёрки можно рассмотреть и в свидетельстве о присвоении ИНН, и в паспорте гражданина РФ (нашем, который у каждого из нас есть). Это вопрос того, насколько богата фантазия у комментаторов. Простите.
Лариса_65 3 мая 2018, 16:45
Грустно!Правильные выводы делают немногие, подтверждение тому злоба и травля ни в чём неповинных людей. Хорошо, что записи видеокамер отвели хотя бы от билетеров подозрение в том, что они якобы заперли двери. Другие же ни в чём неповинные люди продолжают мучиться от лживых наветов, травли и угроз. Дай Бог им силы перенести всё это. Господь всем судья.Трагедия не окончена.
Роман 3 мая 2018, 16:34
Господи, прости и сохрани нас грешных.
р.Б. Татиана 3 мая 2018, 16:02
Скорбим... Это очень непростая трагедия. Бог попустил ей случиться, и одному Ему ведомо - зачем... Где-то читала, что в одном поселке решили покрестить всех детей после этой трагедии... Еще соглашусь с Катей (12:12) и напомню, что логотип, созданный к столетию г. Кемерово, содержал три шестерки в виде языков пламени (они же - цифра 100), а в ротшильдовском журнале "Экономист" в прогнозе на этот год находятся рядом две картинки - кинокамера и лицо ребенка. Боюсь, мы здесь имеем дело с сатанизмом. В статье приведен эпизод из Патерика о причине таких неподдающихся объяснению трагедий и сказано о молитве - она наше главное оружие. Мы - Христовы, а Господь своих не оставит.
3 мая 2018, 12:17
Очень сильно. Спасибо.
Катя 3 мая 2018, 12:12
Царствие небесное – всем усопшим, сил душевных – их близким, скорейшего выздоровления – пострадавшим! День страшной трагедии в Кемерово – это международный День памяти нерожденных детей. А 40-й день - день памяти мученика Гавриила Белостокского. У Бога случайностей не бывает.
3 мая 2018, 10:38
Спасибо за нужную и хорошую статью. Все так и есть. Самое главное начать с себя.
Андрей 3 мая 2018, 10:08
Давайте зададимся вопросом: что такое торгово-развлекательный центр (ТРЦ)? Это лёгкое сооружение, построенное для получения максимальной прибыли на единицу занимаемой территории. Люди приходят в ТРЦ ради широкой номенклатуры товаров по низким ценам, но покупки отнимают много времени и спутниками взрослых неизбежно становятся маленькие дети, которых необходимо чем то занять. Таким образом, ТРЦ это своего рода ловушка, поставленная сребролюбием, с приманкой в виде ярких витрин и ценников, да сетью из батутных залов, видеосалонов и игровых автоматов. Думаю, что кто на кого охотится в ТРЦ понятно и без дополнительных комментариев.
Татьяна 3 мая 2018, 09:50
Да, самая полезная статья! Спасибо Господи, батюшка!
Жанна 3 мая 2018, 08:40
Спасибо, отец Дмитрий! Наверное всем нам надо периодически напоминать о необходимости молитвы и отвращения от греховного образа жизни.
Трепения всем кого так или иначе коснулась трагедия в Кемерово. Вся страна скорбит вместе с вами...
3 мая 2018, 07:13
Царствие Небесное всем погибшим! Любая смерть не напрасна. Общие рассуждения хороши и полезны, но у Кемеровской трагедии есть фамилие, имя и отчество.
Александр 3 мая 2018, 05:57
Спасибо! Пожалуй, самая полезная статья, посвященная этой трагедии, которая публиковались на сайте. Помоги Бог нашему Отечеству!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×