13 мая 2018 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком Измайловском соборе в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня последнее Пасхальное воскресенье, и оно посвящено воспоминанию о чудесном исцелении Господом и Спасителем слепорожденного человека — того, кто от рождения не видел света, не имел представления о том, как выглядит окружающий мир (Ин. 9:11-38). Трудно представить, как тяжело было этому человеку жить в такой темноте, никогда не видя Божиего света. И Господь, сжалившись над несчастным, исцеляет его.
Казалось бы, очевидное чудо, но как по-разному люди реагируют на это явление Божией силы! Евангелие повествует нам, что иудеи не просто не приняли этого чуда — они стали доискиваться, какой силой Этот Человек мог такое совершить, попутно обвиняя Его в нарушении закона субботнего дня: мол, если Моисей воспретил людям трудиться в субботу, то и чудеса в субботу нельзя совершать.
Нам, знающим всю последующую историю христианства, трудно себе представить, откуда могла быть такая реакция людей. Но на самом деле всё, что произошло тогда в Иерусалиме, происходило и во все последующие времена, как происходит и в наши дни. Люди не верят очевидному, если оно расходится с их пониманием окружающего мира и человека; если очевидное явление бросает вызов их идеологическим, политическим, бытовым и прочим предрассудкам.
Возникает вопрос: почему же так происходит? Почему события, в которых очевидно явлена Божия сила, одни так и воспринимают, а другие видят в них лишь случайное стечение обстоятельств, не имеющее к Богу никакого отношения? Например, происхождение мира. Казалось бы, совершенно ясно: ничто не может произойти в этом мире без участия Творца. Разве мог сам собой построиться этот собор? Какая бы ни происходила эволюция окружающего мира, такое просто невозможно себе представить, — только человек мог создать это величественное здание. Но насколько же превосходит этот собор Вселенная с ее законами, с ее многосложностью! Однако люди всерьез отрицают Творца и говорят, что все произошло случайно: случайно что-то взорвалось, случайно сложилась гармония космоса, случайно появилась Земля с ее пригодными для жизни условиями; и всё на Земле также случайно — и растения, и животные, и человек. Казалось бы, как можно в такое верить, но люди не просто верят, — они пытаются всё это доказывать, а если кто-то разделяет противоположные взгляды, то очень часто в современном обществе он подвергается обструкции как человек, не понимающий истории развития Вселенной и общества.
Так вот, возникает вопрос, почему же для одних есть чудо, а для других чуда нет. Мне приходилось в своей жизни встречаться с людьми, которые говорили: «Я в Бога не верю, но если бы сейчас на моих глазах произошло чудо, я бы поверил». Обычно я отвечал им так: «Даже если десять чудес произойдет, вы не поверите. Вы испугаетесь, вы стушуетесь, вы будете искать объяснения, но не поверите». Поэтому реакция иудеев на то, что произошло в древнем Иерусалиме, вполне закономерная. Если человек не хочет верить, если его душа не предрасположена к вере, он не поверит даже исцелению слепорожденного.
А разве не чудо всё то, что с нами произошло, — с нашей страной, с нашим народом? Помню этот собор закрытым — еще мальчиком я ходил вокруг и спрашивал родителей, почему здесь не служат. Они объясняли мне, почему служб нет, и казалось, что собор никогда не возродится к жизни, как и многие другие храмы тогдашнего Ленинграда, а если даже возродится, то трудно представить, кто в такой храм будет ходить. Многие так думали, даже верующие, но вот произошло Божие чудо — воскрешение веры в нашем народе. Мы с вами молимся в храме, который по всем законам общественного развития никогда не должен был вновь стать храмом, — но сегодня мы его торжественно освятили, наполнили эти стены и молились пред его святынями.
Чудеса свершаются, потому что Господь по молитвам людей вторгается в нашу жизнь. Собственно говоря, что такое молитва? Молитва — это ведь и есть просьба о большом или маленьком чуде. «Помоги, Господи», — когда уже ничто помочь не может. «Исцели, Господи», — когда прозвучал страшный приговор врачей. И мы знаем, что Господь помогает и исцеляет. У меня была возможность слышать от просвещеннейших медицинских работников свидетельства о Божиих чудесах, когда приговоренный к смерти человек исцелялся. Но опять-таки кто-то в это поверит, а кто-то начнет искать объяснения, — всё зависит от того, насколько люди способны принять Бога, насколько открыты навстречу Богу их разум, их воля, их чувства. Недаром у Василия Великого содержатся замечательные слова: «Богопознание возможно лишь тогда, когда человек знает Божии заповеди и исполняет их, то есть когда человек стремится жить по Божиему закону. Тогда его разум, его чувства, его воля открываются навстречу Богу, и он становится способным верить в Господа и Спасителя, даже не будучи свидетелем каких-то потрясающих чудес».
Поэтому в день, когда Церковь вспоминает чудо исцеления слепорожденного, у нас есть основания подумать о нас — о народе нашем, о Церкви нашей, о каждом из нас, — чтобы Господь явил и над нами Свое чудо, чтобы мы никогда не потеряли духовное зрение, способность различать духов, способность отличать добро от зла, правду от лжи, способность верить в Господа вне зависимости от влияния окружающей среды, хранить в сердце веру и жить по законам этой веры. И да поможет нам Господь укрепить свою веру опытом истории нашего народа, а, может быть, и личным опытом каждого из нас. Да поможет нам Господь хранить веру вопреки всяким сомнениям, помня, что через веру мы соединяемся с Богом и через веру Господь входит в нашу жизнь, в том числе совершая великие и славные чудеса. Аминь. Христос Воскресе!