Про антихриста я читал много, и у разных авторов. Но самое убедительное свидетельство о нем довелось мне услышать в маленькой закопченной котельной провинциального Дома Культуры, где трудился кочегаром мой приятель Лешка. Было это еще в середине девяностых. Газифицировать наш маленький городок тогда лишь начинали, поэтому котельная работала на угле. Его нужно было сначала нагребать в тележку из огромной заснеженной кучи на улице, потом – завезти в кочегарку, и лопатой швырять в жерло раскаленной топки.
На сцене Дома Культуры девочки в белых платьицах танцевали вальс снежинок, а совсем рядом – буквально через стену – мой друг обеспечивал их теплом по технологиям, которые использовались еще на броненосце «Потемкине».
Вот в этой-то кочегарке и случилось мне наблюдать самую яркую иллюстрацию ко всему, что я когда-либо читал об антихристе. Работа у кочегаров была посменная – сутки через трое. И я иногда заходил к Лешке в котельную – попить чайку, покалякать о разной всячине. Он тоже человек верующий, более того – крестился я во многом благодаря его влиянию. И вот однажды стали мы под чаёк обсуждать только что прочитанную книгу Сергея Нилуса, где рассказывается об антихристе, о времени его пришествия, приметах этого времени и обо всем прочем, с ним связанным. Кроме нас в кочегарке тогда был еще один человек – Лешкин сменщик Коля Шигай. Матерый уголовник с пятью судимостями, Коля еще смолоду оставил свое здоровье на лагерных делянках. И теперь доживал потихоньку свой недолгий век, перебиваясь сезонными подработками. Жил он в родительском доме совсем один, мать умерла во время очередной Колиной отсидки.
Вечерами ему было скучно, и он иногда приходил в котельную не в свою смену – просто, чтобы побыть рядом с людьми. В тот вечер он сидел на корточках у топки и смотрел через окошечко как гудит огонь в котле. Время от времени Коля открывал дверцу, и отбивал толстой кривой кочергой раскаленный шлак от колосников. По впитавшейся в кровь лагерной традиции он никогда не встревал в чужой разговор. Но было видно, что тема антихриста Колю заинтересовала, и он внимательно нас слушает. Мне стало любопытно, как человек со столь специфическим жизненным опытом относится к услышанному. И я спросил его:
— Коля, ну а ты что про все это думаешь?
Коля не спеша открыл топку, поковырялся кочергой в угле. Потом спросил не оборачиваясь:
— Значит, когда придет этот самый… антихрист… ты говоришь, что в магазинах все будет бесплатно?
— Да, — говорю, — пишут, что будет именно так.
— И что можно будет приходить, и брать все, что нужно – ну там, жратву, одежду, телевизор..
— Ну… наверное, это будет как-то иначе выглядеть, но по сути – да. Все материальные потребности людей он удовлетворит полностью.
Коля еще пошерудил в топке, потом достал оттуда раскаленную докрасна кочергу, повернулся, и сказал внятно и спокойно:
— Если все будет, как ты говоришь, тогда – вот этой железкой я своими руками себе эти три шестерки на лбу выжгу.
— Коль, ну а душу-то ведь зато погубишь навсегда. Неужели не жалко?
Коля посмотрел на нас с сострадательной усмешкой, как на душевнобольных, ничего не ответил, и снова отвернулся к топке. Отблески пламени танцевали на его сухом морщинистом лице. Я смотрел на него, и с ужасом понимал, что незатейливая логика этого пожилого, сильно битого жизнью человека и есть – та самая основа, на которой установится недолгое царство антихриста – материальные блага, в обмен на вечную жизнь души.
Для красного словца люди ещё и не такую ерунду о себе наговорить. А как оно на самом деле всё сложится, в чём именно будет выбор и кто по какую сторону встанет - это ещё большой вопрос.
Кстати, никогда не понимал такого живого интереса к теме конца света. Всё-таки большинство из интересовавшихся этим вопросом в истории ждал свой собственный, вполне индивидуальный конец. К нему готовиться нужно, а не пытаться что-то там глобальное предвидеть.