24 мая 2018 года в Храме Христа Спасителя пройдет торжественная церемония награждения писателей, удостоенных Патриаршей литературной премии. О творчестве номинантов этого года размышляет председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
Уже восьмой год вручается Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. За время существования этой премии награду получили немало достойных авторов. Но много хороших писателей ещё не отмечены в рамках этой премии, поэтому делать ежегодный выбор всегда непросто. И число возможных лауреатов, и количество мест в коротком списке меньше, чем писателей, поэтов, драматургов, критиков, публицистов, вклад которых в нашу культуру хотелось бы отметить. Поэтому выбор не бывает легким, сопровождается дискуссиями. Это хорошо и полезно: аргументы других членов Палаты попечителей и Совета экспертов в пользу кого-то из вошедших в «длинный» список писателей помогают по-новому взглянуть на его творчество, увидеть то, что прежде оставалось незамеченным.
В короткий список этого года вошли: Леонид Бежин, Александр Громов, Светлана Кекова, Константин Ковалев-Случевский, Владимир Костров, Альберт Лиханов, Мария Аввакумова, Виктор Потанин, Константин Скворцов, Михаил Тарковский.
В этом премиальном сезоне в коротком списке представлены все три рода литературы: эпос, лирика, драма. Среди номинантов Патриаршей литературной премии есть прозаики, поэты, драматурги.
В прозе Леонида Бежина критики отмечают стремление соотнести то, что происходит в обычной человеческой каждодневной жизни, с иной, высшей реальностью. Один из самых ярких примеров — роман «Отражения комнаты в ёлочном шаре», в котором в повествование о взрослении мальчика, о жизни его семьи, о непростых судьбах родных, о Москве пятидесятых годов вплетены рассказы о евангелистах и евангельских событиях. Глазами этого мальчика мы видим судьбы его родных, узнаем о них и о нём самом всё больше (пребывание в лагерях, спешный отъезд в город, в результате которого пришлось лишиться всего налаженного хозяйства, из-за возможного «раскулачивания», школа тех лет в здании, расположенном на месте разрушенного храма, и многое другое). В книге отражено время 50-х и 60-х, а взгляд на него глазами растущего ребенка, для которого время тянется гораздо дольше, чем для взрослых, и восприятие которого также отличается от взрослого, превращает десятилетия в целую эпоху.
Всегда интересно узнавать, как относятся к литературе, воспринимают её (в частности, своё творчество) сами писатели. Александр Громов в одной из статей назвал её проповедью на паперти, ориентированной на тех, кто пока ещё в пути к храму. Эта «проповедь» строится на понятном таким людям языке. Например, рассказ «Прощёный понедельник», в котором герой имеет внешний успех, живёт «как все», «как принято» в его рабочем и житейском круге. Но в этой жизни он в глубине души многому не рад, как не рад и многому в себе самом. И только найденный им верный путь — к храму — позволяет нащупать правильное отношение к окружающим, к своей семье, к людям, которым он в силах помочь, к своему труду.
В поэтическом мире Светланы Кековой нет неважных, случайных тем.
Она пишет о Боге и человеке, о жизни и смерти, о времени и пространстве, об одиночестве и страдании, любви и смерти.
Ещё нам далеко до Рождества,
хотя повсюду — ёлки, ёлки, ёлки…
Разрушенной империи задворки
украсил снег, как белая листва.
Жизнь раскололась, как пустой сосуд,
и на снегу лежит осколков груда.
Грядёт не Новый Год, а Страшный Суд,
и всё же мы надеемся на чудо —
на то, что с нами встретится Господь
как с сыновьями, а не с должниками,
и земляную, злую нашу плоть
пересоздаст любовными руками.
Временное, повседневное в лирике Светланы Кековой существует не само по себе, оно, зримо или незримо, соотносится с вечным.
Уж не поёт колядки
на праздники народ
на Рождество, на Святки,
на старый Новый год.
Но в жизни монотонной
так сладки эти дни…
В коробочке картонной —
бенгальские огни.
Зажжёшь огонь от спички —
услышишь звук трубы,
и смотришь по привычке
«Иронию судьбы».
И Дед Мороз с бородкой,
Снегурочка в колье
закусывают водку
салатом «Оливье».
А где-то месяц ясный
увидел детский Лик,
и как стоят у яслей
лошадка, ослик, бык,
и как сиянье длится
до первых петухов,
и как светлеют лица
волхвов и пастухов.
…………………….
Коньяк последний выпит
на старый Новый год…
И долог путь в Египет
и из него исход.
Константин Ковалев-Случевский внес весомый вклад в изучение церковной культуры и истории нашей страны, которые теснейшим образом связаны между собой и, я полагаю, не просто связаны, а неразрывны. Им написаны книги о русских духовных композиторах и об истории церковного пения в России. Также Константин Ковалев-Случевский — автор книг о Ефросинии Московской, о преподобном Савве Сторожевском, о сыне благоверного князя Дмитрия Донского князе Юрии Звенигородском. Автор избирает интересный жанр: историческое расследование, предлагает гипотезы, приводит аргументы.
Я благодарен Константину Петровичу особенно за то, что он взял на себя труды по написанию книги о преподобном Савве Сторожевском. Это один из самых почитаемых в нашей стране святых. Основанный им в Звенигороде монастырь относится к числу тех обителей, которые ежегодно принимают множество паломников и тех, кто только интересуется верой, церковной культурой, историей. Но о самом преподобном Савве Сторожевском большинство людей знают очень немного. Вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» книга об этом святом позволяет существенно пополнить эти знания. Там, где нет возможности работать с основными источниками (по причине их утраты, полного отсутствия и неизвестности, были ли они вообще), автор привлекает косвенные сведения, что делает книгу более информативной, живой, помогает читателю лучше понять время, в которое жил и трудился преподобный Савва.
Владимир Костров известен не только как замечательный поэт. Несколько десятилетий он организовывал Пушкинские праздники, в том числе международного масштаба. Он приложил усилия для того, чтобы поэзия Сергея Есенина по-настоящему вернулась к читателям. Заслуги поэта Владимира Кострова в нашей культуре велики: именно он стал составителем и ответственным редактором антологии ≪Русская поэзия. XX век≫. Это колоссальный труд.
Я особенно люблю стихотворение Владимира Кострова, в котором утверждается, что, если человек воспринял нравственные нормы христианства, то он будет следовать им даже в самых тяжелых обстоятельствах и при любой идеологии.
Когда в тридцатом кулаков громили,
По указанью нашего вождя,
К нам на подворья многие ходили
И брали все — от шила до гвоздя.
Тогда уже молчало Божье слово,
И сдвинулись основы бытия…
И все-таки: «Не трогайте чужого!» —
Твердила детям бабушка моя.
Но, подходя к танкетке ли, к тачанке,
Возвышенный над сельской чепухой:
«Кидай холсты. Бойцам нужны портянки», —
Велел в кожанке человек лихой.
Мы те портянки сорок раз сносили
И выбросили. И кого корить?
Но снова нет достатка на России.
И те холсты вновь хочется кроить.
Поветрия убогого и злого
Полны и ныне милые края.
«Спаси, Господь, не трогайте чужого», —
Я говорю, как бабушка моя.
Это стихотворение напоминает нам и о том, что слова авторитетного, любимого взрослого человека, и, главное — пример, который он показывает всей своей жизнью, дети усвоят, пронесут через свою жизнь и, став взрослыми, зрелыми, убежденно передадут следующим поколениям.
Одна из острых тем творчества Альберта Лиханова — сиротство. Именно оно часто становится «отправной точкой» будущих человеческих трагедий. Например, юной сиротой остается после смерти матери героиня повести (или маленького романа, если следовать подзаголовку) «Непрощенная», в детском доме вырастает девочка из рассказа «Свечушка». В своих произведениях Альберт Лиханов не боится ставить острейшие проблемы и вопросы, на которые немногие решились бы ответить однозначно. Ещё меньшее число людей с уверенностью смогло дать ответ на наши извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» по отношению к героям и сюжетам его книг. Альберт Лиханов с уважением относится к своим читателям, считая, что им по силам воспринимать тексты такой непростой тематики и проблематики.
Автор не устает напоминать читателю и о необходимости бережного отношения к детям и подросткам, к их миру и при этом показывает силу детей, в том числе детей-инвалидов, их умение жить правильно — так, как взрослые уже разучились. В повести «Солнечное затмение» как раз в своей невзрослости, не принадлежности миру взрослых герои видят свое спасение. Напомню, что и во взрослых героях повести доброе во многом оказывается родом из детства и юности. Так, надоевшие Федору друзья отца, с которыми отец часто выпивает, когда семья оказывается в сложной ситуации, приходят помогать как друзья детства. В разговорах между собой они вспоминают и отца, и мать Федора в юности и детстве.
Стихи Марии Аввакумовой заставляют думать, сопереживать, страдать, радоваться. Это самобытная, очень интересная поэзия. В молодости автору были свойственны философские, мировоззренческие, душевные и духовные искания, которые находили отражение в творчестве. В зрелой поэзии одной из основных тем становится тема России, Родины. Мария Аввакумова пишет:
Потому что хочется
жить в России,
а не на ферме аглицкой
иль турецкой.
Жить в России — праведной,
а не зверской.
Не тяни дольше — посмотри вспять,
ибо негде больше силы взять.
Там — незарастаемы,
с нами заодно! —
поле Куликово и Бородино.
Поэту особенно дорога Россия праведная: желанием, чтобы родная страна стала такой, пронизаны строки этого стихотворения. И силы Россия должна найти в своем героическом прошлом. Не зря Мария Аввакумова упоминает в стихотворении именно эти две битвы (Куликово поле и Бородино), в которых самоотверженность людей ради блага родной земли проявилось в полной мере.
Вызывают интерес строки Марии Аввакумовой о поэте и поэзии. Как известно, это одна из вечных тем в литературе, и именно в рамках этой темы часто раскрывается поэтическое кредо автора. Мария Аввакумова пишет:
Вот так и ты, поэт, — свободный
от службы, денег и чинов,
обжечь восторгом ум холодный
хотя бы редко будь готов.
И нынче время не такое,
не лётное — стихом резвить.
Ему назначено другое —
Молиться словом и трезвить.
Думаю, все без труда проведут параллели с другими стихами о поэте и поэзии в русской лирике и поймут, какую высокую задачу предлагает поэту Мария Аввакумова.
Грустная ирония нашего времени заключается в том, что писателей, тираж книг которых составляет несколько миллионов, приходится практически «возвращать» современным читателям. Я говорю о Викторе Федоровиче Потанине, подлинном писателе-классике, авторе книг рассказов и повестей о людях, которые в своей обычной повседневной жизни в отношении к другим руководствуются любовью, которая в основе своей христианская. Посмотрел сайты нескольких крупных книжных магазинов и не нашел там книг этого автора. Надеюсь, что в ближайшее время читатели всё же будут иметь возможность приобрести книги Виктора Потанина.
Хочу особенно порекомендовать современным читателям его повесть «Пристань». Люди разных поколений (пережившие войну взрослыми или совсем детьми, или родившиеся после войны) по-разному воспринимают жизнь, прошлое и настоящее, окружающих людей. Настрадавшиеся в годы войны бережно относятся к памяти о погибших и умерших, стараются в порядке содержать могилы, с благодарностью помнят тех, кто помогал им, осознают важность этой помощи. Они по мере сил берегут и ровесников, и старших, и молодых. Каждый из них нуждается в том, чтобы и к нему относились бережно: годы войны и тяжелых трудов отняли здоровье почти у всех.
Более молодые не осознают, сколько в их жизнь, в их судьбу вложено труда и самопожертвования старших и тех, кого уже нет в земной жизни. Только в конце повести главный герой прозревает. Со всей ясностью он понимает, что друг заболел и умер, потому что, забыв о себе, спасал его. Он вспоминает, сколько сделала для него няня Нюра, на которую он несправедливо и зло накричал, и как он ей всегда был дорог. Он осознает, что слабое здоровье матери — результат тяжелой работы ради него, и что сам он жив, здоров и относительно благополучен благодаря этим людям: «И вдруг зашло в голову такое простое: а ведь Колька умер из-за меня... Если бы не упал тогда в снег, значит, он бы жил сейчас... Значит, я виноват! Виноват, что был слаб и что в снег упал. Значит, и в Нюре я виноват, один только я, я! И в материном сердце я виноват: работала в войну в трех местах, чтоб накормить меня, и надорвала его. Ради меня и теперь на работе, чтоб была зарплата, чтобы пересылать мне деньги в Москву. Но неужели?.. Неужели!! Ну признайся же, что слаб, слабенький, молочко в коленках, — и я засмеялся. Ведь это правда. Так вот в чем правда — в моей слабости, и я не хочу ее сбросить, я защищаю ее, под ней прячусь. А что делать?.. «Держись хороших людей». Но как найти их, как распознать в густой путанице толпы, как заслужить их? Но я должен, должен найти их! Я должен стать сильным! «Расти, Васяня, большой пребольшой...» — Нюра? Где ты, где ты едешь? Прости, не забывай меня...»
Константин Скворцов — автор двадцати написанных стихами пьес. Созданные им пьесы вобрали традиции античного, византийского театра, а также достижения русской драматургии. Глубокий интерес к истории, художественная трактовка исторических событий, создание живых образов исторических личностей, вечные вопросы, которые сегодня занимают умы людей не меньше, чем века назад, афористичный язык — эти свойства пьес Константина Скворцова привлекают к ним многих читателей.
Особое место среди его произведений занимает тетралогия «Сим победиши», одна из основных тем которой — сила христианской веры. В неё входят драмы «Георгий Победоносец», «Константин Великий», «Юлиан Отступник», «Иоанн Златоуст». Все они объединены тематикой раннего христианства — эпохи, к который человек, интересующийся верой, старающийся больше знать о ней, не может быть равнодушен.
Михаил Тарковский — автор повестей, рассказов, стихов, очерков. Я хочу сейчас процитировать одно предложение из повести Михаила Тарковского «Полёт совы», чтобы показать, насколько ёмкой и глубокой может стать одна небольшая фраза: «Я изо всех сил подумал, что русская литература, младшая сестра молитвы, учит быть сдержанным». Это мысли главного героя повести учителя русского языка и литературы Сергея Ивановича. Восприятие русской литературы как младшей сестры молитвы многое ставит на свои места. Здесь определено (и я считаю, что очень верно) само место нашей литературы в иерархии верующего человека, и точно передана её сущность.
Нашу литературу нельзя отделить от христианских истоков, это было бы искусственное отделение. И ещё важна мысль о сдержанности. Часто важно не много слов, а тщательно подобранное слово, не внешняя эмоциональность, а умение передать самую суть описываемого и вызвать отклик в читателе. Настоящей литературе всегда свойственно целомудрие, понимание границ, пристойности, уместности. Такими чертами отличаются произведения всех номинантов короткого списка Патриаршей литературной премии 2018 года.