Православный календарьПравославный календарь
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Три мартышки

Эти три потешные мордашки знакомы многим. Легче найти того, кому они не знакомы. Одна мартышка зажимает смешливый рот, другая затыкает уши, и третья запирает двери глаз от внешних впечатлений. Они дают понять, что они, эти любопытные кривляки, не видят, не говорят и не слышат. Но мы-то знаем, что мартышки на все это способны. Они и слышат, и видят, и все такое… Более того: они любопытствуют обо всем, всему увиденному подражают. Их уморительные ужимки и прыжки нам описал Крылов и прочие баснописцы.

Так чего же они зажмуриваются и закрываются?

Они греха боятся! Они символизируют собой человека, который лично и деятельно греху сопротивляется. Для этой цели он не реформирует окружающий мир, а, напротив, бережет себя от него.

То, что это мартышки, дело десятое. Это могли бы быть три поросенка или три медвежонка. Но все они делали бы одно и то же: закрывали бы верхними конечностями органы зрения, слуха и речи. Таким образом они бы показывали:

– Я на грех не смотрю.

– О грехе не рассказываю.

– О грехе слышать не желаю.

Зло, царящее в мире, я умножать не хочу, и сам от него желаю сохраниться

Мир мне не изменить. Но зло, царящее в мире, я умножать не хочу, и сам от него желаю сохраниться.

Подобное «неделание» может показаться слишком легкой и слишком пассивной формой сопротивления злу. На самом деле это тяжелая и активная позиция. Улыбайтесь, глядя на эти рожицы, но и вспомните кое о чем.

Например, о том, что держание языка за зубами однозначно тяжелее поднятия любых тяжестей. И что язык, по слову апостола Иакова, так же управляет всей сложнейшей человеческой жизнью, как малый руль задает направление большому кораблю. Он – источник бесчисленных благословений, и он же – «неудержимое зло». О языке, о его потенциальной целебности и смертоносности сказано вообще так много, что эту тему можно считать центральной во всей истории человеческой морали. И здесь не только Соломон и Давид, Евангелие и апостолы. Здесь и Конфуций, и античные греки, и вообще все, кто был внимателен, рассудителен и чуток. Так что мартышка, или макака, или горилла, прикрывшая рот, сохраняя потешность, говорит о многом.

То же самое – закрытые глаза. Насколько лучше протекла бы жизнь Давида, не глянь он однажды беспечно на чужую наготу. Царственный певец псалмов хрестоматиен. Не умея петь и не нося корону, мы все (буквально все!) можем о себе сказать то же самое. «Как был бы счастлив я, и семья моя, и Ангел мой хранитель, не глянь я тогда…» (список прилагается). Помимо реальной чужой наготы здесь может быть чужая нагота в мониторе; и чужое богатство, выраженное в домах или автомобилях; и журнальный глянец; и витрины недоступных магазинов; и прочие миражи чужого якобы счастья.

А мир, как назло, виртуозно дразнит глаз, чтобы дощекотаться до сердца

А мир, как назло, виртуозно дразнит глаз, чтобы дощекотаться до сердца. И никто не отворачивается от мира. Напротив, позволяя зенкам вылезать из орбит, вертит головой человек направо и налево, пожирая впечатления, разжигая желания, заражаясь жадностью.

Макака же между тем или, простите, мартышка потешным образом закрывает глаза в назидание человеку. И если я поминутно забываю, что зрелище всемирных красот и богатств было одним из сильнейших орудий дьявола против Христа в пустыне; если я преступно об этом забываю, то японская статуэтка кажет мне хитрую рожицу с глубоким смыслом.

Про уши можете додумать сами.

Можно просто перечислить виды духовных инфекций, передаваемых через слух. Сплетни, слухи, оговоры. Клевета, намеренная ложь… Мировые СМИ, «официальная статистика», доклады «британских ученых»… Умолчание об истине, искажение фактов… Семейке, право, нет конца.

Через услышанное злое слово люди теряют доброе имя, крушатся их идеалы, приходит уныние или агрессия. Целые страны можно развалить сладкой патокой намеренной лжи. И если кто-то потерял веру в Бога, то знайте: это через слух влили в него яд, как и Еве в Раю. Через змеиный шепот. И отец Гамлета тоже был убит вливанием яда в ухо (!) во время сна. Идея та же. Собственно, «нашептывающий» – это и есть «диаволос», специалист по убийствам через слух.

Наша мартышка заткнула уши. Обе ее подруги сидят рядом. Прям как бабульки на лавочке возле дома. Только бабульки открыли глаза и не закрывают рты, а мартышки сидят с назиданием. Каждая занята своей головой, одним из чувств, в голове поместившимся.

Эти статуэтки имеют привычку стоять на рабочих столах. Не знаю, выполняют ли они свою охранительно-назидательную функцию, не знаю. Судя по всему – не очень. Но то не шкодницы-приматы виноваты.

Это просто мы смысл скрытого в них назидания не уловили.

Или в страшную глубину его не посмотрели. Побоялись.

Или поняли однажды, но теперь забыли.

Или же все уяснили, но в тайне сердца решили поступать противоположно, как все.

Или еще что-то…

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2418 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Постовые чудовища Постовые чудовища
Священник Сергий Бегиян
Постовые чудовища Постовые чудовища
Священник Сергий Бегиян
Во второй половине поста наше усердие порой ослабевает. Если вначале ищешь подвига, то спустя несколько недель все чаще позволяешь себе послабления, и руки понемногу опускаются. Как заставить себя все время гореть ревностью?
Геометрия искушения Геометрия искушения
Андрей Горбачев
Геометрия искушения Геометрия искушения
Андрей Горбачев
Почему у одних «жизнь складывается удачно», а других «преследуют одни неприятности»? Как сказываются на душе скорби, если переживать их должным образом, а как – если не по-христиански?
Не только «почему», но и «зачем» Не только «почему», но и «зачем»
Игум. Нектарий (Морозов)
Не только «почему», но и «зачем» Не только «почему», но и «зачем»
Игумен Нектарий (Морозов)
Чем нам хуже – тем ближе Спаситель; чем нам тяжелее – тем больше Его помощь. В этом и есть оборотная сторона скорбей, их сокровенный и ускользающий от нас смысл.
Комментарии
Светлана Апенко27 июня 2018, 17:55
Чем больше человек ведёт духовную жизнь, тем больше он одухотворяется:он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем зависящим.В чем всем нам, Господи, помоги!
Ольга27 июня 2018, 00:29
Да, нам есть чему поучиться у буддистов. ) Невидением, неслышанием и неговорением не спасешься. Согласно православному учению путь к спасению лежит через любовь, причем - деятельную. А для этого нужно видеть и слышать – чужую боль, чужие слезы, чужие просьбы. Нужно знать зло «в лицо» - «что такое хорошо и что такое плохо», - чтобы не совершать его. И т.д.
Ljubovj26 июня 2018, 20:26
Spasi Gospodi O.Andrej!! vsegda zdu Vashi propovedi i statji.Bozjej pomochi Vam!!
р.Б26 июня 2018, 20:00
А мне другое увиделось в этих мартышках. Закрывающие уши и глаза - символ людей глухих к чужим просьбам и не видящих чужой беды. Закрывающая смеющийся рот - символизирует тайную насмешку над ближним.
Ведь на то они и мартышки...
Алексей26 июня 2018, 18:29
Спасибо, отец Андрей, все истинно так. И хороший пример переосмысления формально языческого художественного образа с христианской позиции.
Михаил26 июня 2018, 18:18
Спасибо - на том же уровне. И беседы с молодёжью по "Спасу" нравятся.
татьяна26 июня 2018, 11:39
Спасибо, батюшка, вот уж никогда не думала в этом ключе, глядя на подобные картинки... Вот что значит просвещенный Богом человек - видение совсем другое. Огромное спасибо за вразумление. Буду стараться поступать также, чтобы сохраниться от зла, царящего в мире, и не умножать его.
Наталия26 июня 2018, 10:18
Отличная статья, как раз мне в назидание! Спасибо! Вспомнилась моя покойная бабушка, сельская жительница, вдова фронтовика, которую мы на зиму привозили в город, ближе к удобствам. Она любила сидеть на лавочке у подъезда и читать. Так умилительно вспоминать свою бабушку под девяносто лет и в руках у нее Александр Дюма Три мушкетера или Лев Толстой. Она перечитала у нас все книги и просила приносить еще из библиотеки. Хотя образование было только школьное дореволюционное. Она приходила домой и рассказывала как хорошо ей читалось на скамейке и какие милые люди, наши соседи, проходили мимо и здоровались с ней и ни единого худого слова ни о ком. Эти воспоминания для меня сейчас как бальзам.
Марина26 июня 2018, 10:17
Спасибо, отец Андрей! Как всегда очень своевременно и точно! Спаси Господи!
галина, киев26 июня 2018, 09:23
Как всегда, батюшка Андрей, не в бровь, а в глаз! Спасибо Вам за статью!
Татьяна26 июня 2018, 09:20
Спасибо, батюшка, за Вашу мудрость! Дай, Бог, нам мудрой тишины.
Закрой нам рты. Отверзи уши.
Из слов — лишь дай слова любви,
Чтоб пробуждались наши души.
Валентина26 июня 2018, 07:41
Очень доходчиво ,спасибо ,отец Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×