Когда речь заходит о притчах, мы вспоминаем в первую очередь Евангелие: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, потому что они видя не видят и слыша не разумеют, - сказал Спаситель ученикам (Лк. 8:10). Вслед за Спасителем форму притчи использовали святые отцы: они объясняли законы духовной жизни, используя наглядные примеры из жизни мiрской. Внимательно читая стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), нельзя не заметить их глубинной связи не только со Священным Писанием, но и со святоотеческими произведениями. Выражается это и в том, что он тоже использует жанр притчи: деревья, цветы, облака - всё то, что отец Роман видит вокруг себя каждый день - становятся в его стихах образами людей.
Некоторые стихотворения иеромонаха Романа, не только поздние, но и ранние, перекликаются с главами из книги святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мiра собираемое», которая построена именно как собрание притч. Например, у отца Романа есть известное песнопение «Ах, оставьте, не нужно тревожить...»: в нем рассказывается о лужах, в которых грязь по ночам опускается на дно, они становятся чистыми и прозрачными и отражают месяц и звезды. Это - образ человеческой души. В книге святителя Тихона Задонского есть главка с похожим содержанием, которая называется «Тина или грязь на дне ключа». В ней святитель Тихон пишет: «Видим, что хотя в ключе и чистая вода имеется, однако на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Как смердящая тина и зловоние, там кроется гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть, скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и становится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов проявляется».
В отличие от более ранних стихов, у поздних стихотворений отца Романа почти всегда есть названия - в них задан тот основной образ, через который автор раскрывает свою мысль. Давайте прочитаем одно из них, которое называется «Страна берёз»:
Не миновать войны и гроз,
Пока живём единым хлебом.
Мне по душе страна берёз:
Вон как берёзы рвутся к небу!
Земная ширь им ни к чему,
Растут одной семьёю дружной,
Избрали свет, и потому
Им воевать совсем не нужно.
Ненастье не всегда в былом,
От лиха никуда не деться,
Но самый страшный бурелом
Не обломал вершины в детстве.
Вовсю стремятся к высоте,
Являя истину простую:
Что никогда не тесно тем,
Кто возлюбил лазурь святую.
Но почему лазурь свята́
И шлёт земле благословенье?
Где высота, там чистота,
Где чистота, там освященье.
15-16 января 2017
В первых строчках отец Роман предлагает нам, живущим единым хлебом (то есть только земным), брать пример с деревьев. Никакое дерево не может жить без земли - оно укоренено в ней, питается от неё, но при этом не зарывается в землю вместе с кроной, а всю жизнь тянется ввысь, к свету.
Дальше об этих деревьях рассказывается более подробно:
Земная ширь им ни к чему,
Растут одной семьёю дружной...
Дерево может расти и вширь, если стоит одно - как человек, который живет только для себя и делается все более тучным и внешне, и внутренне. Но в лесу или в роще дерево вширь не растет - ведь рядом стоят соседи: не мешая друг другу, они вместе устремляются к небу.
В следующей строфе читаем:
Но самый страшный бурелом
Не обломал вершины в детстве.
Если дереву отрезать верхушку, ровной вершины у него уже не будет, и оно пойдет вширь. Точно так же, если в детстве лишить человека веры (как это бывало, например, в советские времена), он уже не будет расти духовно. Но «страна берёз», о которой говорит отец Роман, свободна: там никто не обрезает деревьям вершины, не придает им надуманную форму шара или треугольника, не сажает их корнями вверх. Деревья дорастают до Неба и окунаются в лазурь - и в последних строчках отец Роман объясняет, почему называет её святой:
Но почему лазурь свята́
И шлёт земле благословенье?
Где высота, там чистота,
Где чистота, там освященье.
Чтобы пояснить эти строчки, нужно вспомнить святых отцов, которые говорят, что душа сначала очищается покаянием, а уже потом просвещается благодатью Духа Святаго. Можно процитировать, например, такие слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Одной чистоты недостаточно для человека: ему нужно оживление, вдохновение. Так, чтоб светил фонарь, недостаточно часто вымывать стекла, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча. Сие сделал Господь с учениками Своими. Очистив их истиною, Он оживил их Духом Святым, и они соделались светом для человеков. До приятия Духа Святаго они не были способны научить человечество, хотя уже и были чисты. Сей ход должен совершиться с каждым христианином, христианином на самом деле, а не по одному имени: сперва очищение истиною, а потом просвещение Духом».
О чем это стихотворение - «Страна берёз»? Понятно, что о некоем христианском братстве. Это может быть и православная семья, и монастырь, и вся Россия: ведь берёза - это символ Руси. Конечно, современная Россия мало похожа на страну берёз, о которой говорит отец Роман, но это стихотворение можно назвать её идеалом, иконой. Берёза является и символом Праздника Святой Троицы, Пятидесятницы - того дня, когда на апостолов сошла благодать Духа Святаго, и который считают днем рождения Церкви. Значит «страной берёз» можно назвать и Православную Церковь, где люди растут духовно, очищаются покаянием и просвещаются Духом Святым.
В другом недавнем стихотворении, которое называется «В бору», отец Роман пишет о лесе как о Храме, в котором деревья говорят о Вечности, а человек отрешается от всего земного и встречает Бога:
Среди дерев - не средь людей,
Заходишь в лес, как в Божий дом.
Ни разговоров, ни вестей,
И думы только о святом.
Во всём высокая волна,
Дух от земного отрешён.
Шумит о Вечности сосна,
Душа поёт: ей хорошо.
Приют молитвы вековой...
Плывут в лазури облака.
Водой небесною, живой
Кропит погода грибника.
И никого на свете нет -
Одна душа да горний Свет.
12 ноября 2017
Отец Роман часто использует образ дерева не только в стихах, но и в беседах с паломниками, которые приезжают в скит Ветрово. Совсем недавно недалеко от скита росли дуб и берёза - настолько близко друг к другу, что стали почти одним деревом. Было видно, что они мешают друг другу, и особенно тяжело берёзе - дуб совсем заглушает, сушит её. Два этих дерева отец Роман называл «Неравный брак». А потом во время грозы в берёзу ударила молния, и теперь рядом с дубом - только обломок сухого ствола. Действительно, тесное соседство двух разных деревьев напоминает мучительные отношения мужа и жены в некоторых семьях, которые иногда разрешаются только со смертью одного из них. И еще вспоминается народная песня «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...». Конечно же, это очень красивая песня о любви, которой не суждено сбыться - но, может быть, это и к лучшему? Не лучше ли рябине оставаться на своем месте, не перебираться к дубу за реку? Нужно ли и в человеческой жизни совершать непомерные усилия, пытаясь соединить то, что несоединимо?
И еще одно дерево отец Роман показывает паломникам в лесу. Это довольно тонкая берёза, которая согнулась настолько, что превратилась в дугу и головой касается земли. А из ее ствола, как из свода арки, растут маленькие деревца. Отец Роман поясняет, что это дерево - как мать, которая все вложила в своих детей, прогнулась под ними - а теперь и сама гибнет, и дети обречены, потому что неспособны к самостоятельной жизни.
А теперь давайте прочитаем стихотворение отца Романа, которое покажется очень контрастным после двух предыдущих. Это уже не икона России, а её неприглядный портрет, к сожалению, очень узнаваемый. Стихотворение называется «Перекати-поле» - вы, конечно, знаете, что это растение, которое не имеет корней и носится по земле по велению ветра. У него нет ни верха, ни низа, и напоминает оно круглый высохший куст или комок травы. У этого стихотворения есть эпиграф - слова из Евангелия от Луки: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).
Что-то с нами случилось,
Суетой дорожим.
Ну, скажите на милость,
От кого мы бежим?
Уж не пашем, не сеем,
Ржой рассыпался плуг.
Едем с юга на север,
А оттуда - на юг.
От родного порога
На случайный порог.
То на запад с востока,
То опять - на восток.
Силы нет подвизаться,
Как же душу спасать?
Всё хотим развлекаться,
Всё хотим отдыхать.
Манят чуждые дали,
Но не ради святынь.
От чего мы устали?
От своей пустоты.
В развлечениях тонет
Вечный смысл бытия.
То ли ветреность гонит,
То ли серость своя?
Или сдвинуло время
Мiроздания ось?
Перекатное племя
От глубин отреклось.
Верховодками стали
И таких же растим.
Вдалеке расцветаем,
В отчем доме грустим.
Что бы плоть ни велела,
Побежим ублажать.
Коль душа обмелела,
Чем ей жить и дышать?
Все задворки исходим,
А внутри пустота:
Глубину с мелководьем
Не сдружить никогда.
Обворованы раем
Бездуховных чужбин,
Потому вымираем,
Без корней, без глубин.
Но своё отвергая,
Чужебесьем грешим.
От себя убегая,
Мы от Царства бежим.
2 февраля 2018
В стихотворении «Страна берёз» отец Роман ставил нам в пример деревья потому, что они стремятся к небу. Но из стихотворения «Перекати-поле» мы узнаём, что бывает с тем, кто совсем не укоренен в родной земле: убегая от себя, он убегает от Царства Небесного, которое внутрь нас есть. Оказывается, тот, кто лишен корней, лишен и глубины, и высоты.
В другом стихотворении иеромонаха Романа образом человека становится роза.
Безмолвно роза говорит:
Не всё добро, что око просит.
И запах мил, и нежен вид,
Одна беда - не плодоносит.
Что́ красота живых цветов,
Когда приходит лихолетье?
Не зря цветенье без плодов
Зовут в народе пустоцветьем.
На красоту ль идём войной?
Безумен тот, кто Божье хает.
Что обличает род людской,
Цветы совсем не обличает.
Им оправдание - Господь!
А человек не оправдится:
Не может тем, что ищет плоть,
Душа небесная живиться.
Как часто походя грешим,
До края полня чашу гнева,
Когда желания души
Идут от похотенья чрева.
23-29 мая 2017
В стихотворении «Роза» отец Роман возвращается к теме, которая уже не раз звучала в его стихах: человек должен не только цвести, но и плодоносить. Если бы сады всегда были в цвету, а плодов не приносили, мы бы умерли с голоду. В природе все совершается по воле Божией, цветы и деревья таковы, какими их сотворил Господь - в другом стихотворении отец Роман говорит об этом так:
Природа учит здраво рассуждать.
Взгляни вокруг - премудростью повеет.
Что согревает, не должно питать,
И что питает, не всегда нас греет...
А вот в мiре людей многие, вопреки Божьему замыслу, не хотят ни питать, ни согревать - только цвести, радуя в первую очередь самих себя. По сути, это то же самое, что и дерево, растущее вширь.
В следующем стихотворении, которое называется «Облака», отец Роман размышляет о том, что человека возвышает не положение в обществе и даже не священный сан, а только его сущность. («Что означает слово благородство? - говорит иногда отец Роман в беседах с паломниками. - Родство с Богом: ведь Благий - одно из имен Божиих. Стал ближе к Богу, стал благороднее, и наоборот».)
Кто позабыл, зачем он в мір пришёл,
Гордится положением и саном.
И облака становятся туманом,
Когда с Небес опустятся на дол...
Блаженна жизнь, коль сущность высока,
Как в чудном Небе чудо-облака.
Но облака туманами падут,
Коль вместо Неба землю изберут.
И каждый должен с малых лет решить:
Туманом стать иль облаками плыть.
8 декабря 2017
От падения душу оберегает благодать Духа Святаго, символом которой во многих стихотворениях отца Романа является снег. В стихотворении «Снежинки» говорится о том, как ниспосланная Богом чистота укрывает душу, словно снег землю, и возводит её к святости:
Снег не падает, поверьте -
Кружится, парит.
После снежной круговерти
Сад огнём горит.
Полдень солнечный в новинку:
Солнцу каждый рад!
Невесомые снежинки
За окном искрят.
Над землёй снежок играет,
Звёздочки летят.
Словно мама укрывает
Милое дитя.
Всё под солнцем оживает,
И душа поёт.
Чистота оберегает
Любящих её.
Небеса покоят ладом,
И земля свята.
Чистота не может падать:
Ибо - чистота!
5 февраля 2018
В ноябре прошлого года иеромонах Роман написал стихотворение «Неприкаянность», о котором минский поэт Марина Наследникова очень справедливо сказала, что оно выражает суть монашества. Это одно из самых гармоничных и печальных стихотворений, написанных отцом Романом в последнее время - наверное, оно могло бы стать песней, но еще не нашелся тот, кто смог бы написать к нему музыку и исполнить его.
Забелила метель и дороги, и стылые кущи,
В лунном свете печаль - красота Красоте не чета.
И напрасно заснеженный сад так похож на цветущий:
И цветенье, и снег - всё пройдёт без следа.
Нет опоры душе, и она, как открытая рана,
Не найти ей покоя, отрады в юдоли земной.
Не печалься, душа: над тобой в Небесах постоянно
Звёзды ясно горят и зимой, и весной.
Вот и ростепель, дождь - ничего под луною не ново,
И заплакали стёкла, стирая узорчатый лес.
Мой неведомый друг, неприкаянность міра земного
Уврачует навек постоянство Небес.
30 ноября 2017
В строчке «красота Красоте не чета» не случайно первое слово «красота» написано со строчной буквы, а второе - с большой, прописной: земная красота не может равняться с Красотой Небесной - Божьей, и человек, который тоскует о Боге, никогда не насытится земным, преходящим. Но душа, «как открытая рана», наверное, не только потому, что не может найти утешения в земной жизни, а еще и потому, что болит за всех. Как писал преподобный Силуан Афонский, «монах - молитвенник за весь мiр; он плачет за весь мiр; и в этом его главное дело».
Почти тридцать лет тому назад иеромонах Роман написал такие строки: «И я шепчу, теряя силы, //Кровавя скользкую дорогу: // Вода стоячая - трясина. //Благословен идущий к Богу». Некоторые из новых стихотворений отца Романа продолжают тему дороги, только теперь автор смотрит на этот путь как будто со стороны, осмысливая в свете Священного Писания. Одно из таких стихотворений называется «Два пути»:
Что избираем, то и воздаёт.
К чему винить превратности судьбы,
Коль путник обязательно придёт
Туда, куда направлены стопы?
Идущим в пропасть оправданья нет,
Закон извечный разумеет всяк:
Свет просвещает возлюбивших Свет,
Мрак поглощает возлюбивших Мрак.
4 мая 2017
Казалось бы, все верующие люди хотят идти к Свету и даже думают, что идут к Нему. Однако часто мы обманываем себя и не замечаем, как теряем внутренний ориентир и смешиваемся с теми, кто идет удобной, широкой дорогой, но уже не в том направлении. Об этом стихотворение «Широкий путь», эпиграфом к которому стали слова из Евангелия от Матфея: Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им (Мф. 7:13).
Проходим точку невозврата,
Избрав широкую дорогу.
На куполах сверкает злато,
Но злато не приводит к Богу.
Душа народа ржой побита,
Не знает радости полёта.
Коль благочестие забыто,
Что уповать на позолоту?
В домах молитвенных концерты -
За отступленьем отступленье.
Гляжу, болезнуя, на Церковь
И жду гонений, как спасенья.
28 декабря 2017
Во многом это стихотворение перекликается с известным пророчеством преподобного Серафима Вырицкого: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мiра сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла».
Еще в одном стихотворении отец Роман сравнивает земную жизнь христианина со странствиями евреев по пустыне - оно называется «Исход». Исходом называется и Книга Ветхого Завета, в которой рассказывается о том, как Бог вывел евреев из египетского рабства. Идя вслед за Ним в Землю Обетованную, еврейский народ непрестанно искушался, роптал, вспоминал Египет, в котором было вдоволь еды, и впадал в идолопоклонство.
Прискорбно из Египта исхожденье:
Нет ни высот священных, ни богов,
Котлов мясных - одно маннояденье
И страх перед набегами врагов.
Земля Обетованная далече,
А треволненьям нет и нет конца.
Всё громче ропот, всё безумней речи:
Раб жаждет мяса, игрищ и тельца.
Кумиры - наше всё! Творца забыли!
И скрыла бездна ропщущую рать:
Тому, кого кумиры обольстили,
Земли Обетованной не видать!
Удел Обетованный - Божье Царство,
Египет-мiр не мыслит о святом.
Скитанья по пескам сродни мытарствам
Во все века идущих за Христом...
На теле крест и на устах Всеправый,
А дух влечёт чужая сторона.
Пока милы египетские нравы -
Душа для Царства Света не годна!
19 февраля 2018
Церковь Христову часто называют Новым Израилем, и в тех, кого описывает в этом стихотворении отец Роман, легко узнать себя. Говоря о том, что знаем Бога, мы отдаем свое сердце не Ему, а житейскому попечению, кумирам - у каждого они свои, и мало кто из нас может искренне сказать: «Христос - наше всё!» Христианство лежит как бы на поверхности нашей души, а в глубине её находятся те мнимые сокровища, которые мы собирали, пока жили без Церкви - у каждого они свои.
Поэтому в завершение рассказа о стихотворных притчах иеромонаха Романа хочется пожелать всем возлюбить Свет всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею и не сбиваться с пути, ведущего к Богу!
Сайт «Ветрово»