Многодетный отец, постриженный в монашество в память и с именем святого царя Николая II и несущий священническое служение в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, иеромонах Николай (Букин) рассказывает о возрождении традиций внутри семьи, воцерковлении и богоугодном воспитании детей.
– Отец Николай, этот год особый – год 100-летия расстрела царской семьи. О чем нам всем надо помнить, о чем задуматься, отмечая эту дату?
– Все, что каждому из нас дается, отпускается нам не просто так, а для того, чтобы мы полученными дарами служили Богу, Церкви и людям. Царь Николай и все святое августейшее семейство так и жили, они нам в этом пример. Надо помнить, что своекорыстное распоряжение врученным тебе от Бога – это и есть закопать таланты в землю (Мф. 25:14–23). Перечитайте внимательно Евангелие: Господь ни разу Свою Божественную силу не использовал для Себя.
– Это притом, что над Ним насмехались: Других спасал, а Себя не может спасти… сойди со Креста… (Мк. 15:30–31). Так же, наверное, издевались над царем: ни себя, ни семью спасти не может…
– Да! Но в том-то и дело, что, как Сын Человеческий пришел послужить другим (см.: Мф. 20:28) и ничего не отвечал отвергающим Его Царство, так и царь Николай молча взошел со всей своей семьей на голгофу. Если аристократия восстала, желая видеть страну без царя, он не воспрекословил.
Господь Свою Божественную силу обращал на благо людей, которые нуждались: исцелял, воскрешал, прощал, обращал к покаянию. Жил не для Себя, а для других. Так же и царское служение, как священническое, оно – жертвенное по своей сути.
– У апостола вообще про всех христиан сказано: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
– Да, к жертвенному служению призваны все христиане. Но это еще надо научиться видеть тех, кому нужна помощь.
– В Зачатьевский монастырь приезжал ученик старца Ефрема Филофейского игумен Никон из Нового скита святого Василия Великого на Святой Горе Афон и говорил, что диавол часто нам советует: «Поезжай туда, иди сюда, помоги тому-то». Он просто использует здесь любовь. Это подобно тому, как студенту медицинского института говорят: «Слушай, порезался человек, пойди и помоги ему… Кто-то там кашляет или чихает – пойди, дай ему таблеточку…» И в результате человек, вместо того чтобы стать хорошим врачом, например хирургом, к чему у него есть призвание и талант, становится медсестрой, предостерегал афонит.* Как научиться не распыляться таким образом?
– Главное, не думать глобально: я, мол, спасу все человечество. Не брать сверхнагрузок. Это тоже все под действием врага от самомнения и тщеславия происходит. Служить по силам. Просто надо постараться не пройти мимо ни одной души, которая действительно нуждается в твоем участии. А Господь не по силам креста не дает.
– У святителя Николая Сербского есть слова, что твоя жизнь стоит столько, сколько людей без тебя не могут жить.
– Это как раз про тех, кто живет для других. А то тоже ведь можно закрыть глаза и сказать: «Мне самому тяжело, пусть мне все помогают!» Самое страшное – это саможаление. Пусть даже мысли такой, чувства этого подленького – какой я несчастный! – не возникает. Иначе человек начинает искать обходные пути: «Это мне тяжело, на то я не способен, этого я не перенесу» и т.п. И так все дальше удаляется от спасения.
– Есть те, кого с детства воспитывают в таком настрое самосбережения. Особенно если в семье растет один ребенок. На что надо обращать внимание родителям при воспитании детей, чтобы не вырастить эгоистов?
– Надо как можно больше просить детей о помощи, учить труду, отзывчивости, послушанию. Иначе это будет антивоспитание. Нельзя растить лодырей и иждивенцев – тех, кто только и ищет, чего бы у кого бы еще взять. Такие потом и родителей в старости бросают. И начинается: «Я ему всю жизнь свою посвятила!..» Богу надо жизнь посвящать. А детей воспитывать. Особенно в неполных семьях, бывает, женщина на двух работах убивается, а с растущих на всем готовом сына или дочери не спрашивает ни-че-го, не учит их отдавать. Они и вырастают, как теперь говорят, потребителями. Надо с самого малого возраста научать малыша жертвовать чем-то самым дорогим: «Самому хочется, а ты с бабушкой поделись. О ней подумай». Если с детства привыкнет отдавать, то и по жизни ему потом легко будет. А эгоисты не только других мучают, но и сами всю жизнь мучаются и изнывают. Радости-то у них нет! Радость только от самоотречения в душе преумножается и не избывает.
– Чему современные родители могли бы поучиться у святой царственной четы Николая II и Александры Феодоровны?
– Именно этому: вопреки тому, что диктует мир, а до революции он так же, как и ныне, навязывал антинравственные установки – слушать Бога самим и так в послушании воспитывать христиан. Есть у тебя дары от Бога – отдавай ребенку, но и его учи жить с самоотдачей. Вспомните, как воспитывали великих княжон: они и рукодельничали для благотворительных ярмарок, и сами устраивали распродажи на празднике «Белый цветок», сейчас возрожденном, и в госпитали сами раненым служили – вот это школа любви, смирения, самоотдачи. А где современным девочкам поучиться этим качествам, если их только наряжают и балуют? А мальчишкам все, что только захотят, по первому же капризу предоставляют…
Пусть дети не только требуют, но и учатся слушаться пап-мам, бабушек-дедушек, учителей. Только исполняющим заповедь о почитании родителей в Священном Писании обещано счастье (Исх. 20:12). Еще раз повторю: больше просите помощи у детей. Причем помощи не только себе – хорошо бы научить ребенка вообще замечать, кому рядом с ним в данный момент нужна помощь! Даже в советское время были такие отряды ребятни, которые старикам помогали, – тимуровцы. Видеть тех, кому нужна помощь, – это нравственный труд души, ему прежде всего и надо с детства обучать детей. Добровольческое движение среди молодежи – это хорошо, но навыки служения ближнему надо осваивать с детства. А если в душе не будет концентрироваться эта энергия внимания, то откуда ее человек потом-то возьмет? Вот и изнывают старики от одиночества, когда дети вырастут.
– Вы же сами до этого говорили, что эгоисты и других терзают, и сами всю жизнь мучаются – у них и на себя этой энергии-то не хватает, чтобы жить и радоваться…
– Вообще-то эта энергия называется «благодать». Она аккумулируется в душе, когда мы исполняем заповеди. Жизнь по Евангельским заповедям очищает душу, сердце и все тело, она же и освящает их! Вот, допустим, помните, привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8:3–11)? Фарисеи стали искушать Христа: «Что с ней делать? По закону мы должны ее побить камнями. Ты, Учитель, что скажешь?» – «Если кто-то считает себя безгрешным, первым брось в нее камень». Это заповедь: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Все мы падаем, так не втаптывай своим осуждением человека в грязь, даже если он оступился и упал в нее. Помоги. И испытаешь радость! А осудишь – каково тебе будет на душе?! Когда все осуждающие разошлись, Господь, простив согрешившую, сказал: Иди и больше не греши, – сама не услаждайся этим смрадом греха. Не осудили тебя – ты и сама покайся, то есть исправься. Это и будет для всех – исполнить закон Христов (Гал. 6:2).
– А если не все в ближайшем окружении стремятся жить по заповедям? После убийства царской семьи 100 лет традиционные устои разрушали. Теперь бывает так: кто-то в семье воцерковился, а остальные – против… Причем зачастую против бывают родители уверовавших детей.
– Да, сегодня часто дети воцерковляются, а потом уже приводят своих пап и мам к Богу. Так же и жены – мужей. Есть такой принцип семейного апостолата: научиться детям у родителей, а женам у мужей спрашивать то, что им непонятно. Вот воцерковилась жена и спрашивает искренно у мужа, совершенно далекого от Церкви, как ей понять, что в этом стихе Евангелия имеется в виду? Чтобы ответить, мужу надо самому разобраться. Сам не сможет найти ответ, – может быть, в храм зайдет, у какого-нибудь умудренного батюшки совета спросит. Хорошо и детям в простоте задавать родителям интересующие их вопросы. Как мама или папа ответят, если сами ничего не знают? Так и Евангелие откроют, чтобы детям ответить, прочтут. Главное при этом жене для мужа, а детям для родителей быть идеалом послушания. Тем, кто сам послушлив, все стараются угодить.
– А если дочка в храм, а ей: сними платочек, и почему у тебя юбка до пят?
– Вообще, родителей, конечно, нужно слушаться. Этому детей и в воскресной школе учат. Редко кто из родителей настолько безумен, чтобы детям своим вольно или невольно зла желать. Допустим, мама и папа не верят в Бога, сердце у них не лежит. «Нас этому не учили, – говорят, – нас так воспитывали» и т.д. Да окажи ты им послушание в том, в чем можешь! Потому что часто мы не слушаемся и там, где могли бы послушаться. Если вы внимательно понаблюдаете за собой, даже не тогда, когда вам говорят делать что-то вразрез с вашей христианской совестью, а как раз тогда, когда вы сами просто чего-то не хотите. Тем более надо стремиться во всем быть послушными родителям, чтобы, когда дело коснется какого-то принципиального вопроса веры, сказать: «А вот здесь я должен послушать Господа, поступить по заповеди». Если во всем остальном я родителям послушен, они, конечно, меня поймут.
– Иногда воцерко́вленные родители боятся своих маленьких детей оставлять с неверующими бабушками и дедушками, чтобы в душах малышей не посеяли плевелы сомнения. Как тут быть?
– Дети, которые воспитываются бабушками и дедушками, видят их немощь и тем охотнее помогают им. Все-таки энергичным маме и папе, может быть, и хотелось бы помочь, да порой важнее не «путаться под ногами». А бабушке и дедушке помочь – милое дело. У внуков тогда включается инстинкт заботы. А он переборет даже возможный негатив. Куда как лучше деятельное внимание к родным невоцерковленным старикам, чем просмотр даже самых православных мультфильмов. Не надо бояться какого-то антицерковного влияния.
Если отношения у родителей и детей доверительные, даже если ребенок что-то не то услышал, наедине можно будет ему все объяснить. Все равно у него по мере взросления будут возникать подобного рода вопросы. Он же не растет в изоляции. Где-то что-то услышал, увидел, надо только, чтобы он свободно сам обращался к родителям: «Верить этому или нет? Почему это так, а это иначе?» Надо не открещиваться от этого познавательного голода наших детей. Стараться отвечать на все, даже самые наивные и, как нам кажется, «глупые» вопросы. Тогда ребенок и серьезные вопросы, когда подрастет, будет нам задавать, привыкнув и по опыту зная, что на все получит именно от своих родителей самый исчерпывающий ответ.
Надо ценить то, что есть у каждого из нас. Старшее поколение, например, не испорченное телекоммуникационной цивилизацией, может научить внуков делать что-то своими руками. Это очень полезно. Молодые родители не всегда уже могут этому научить, их самих зачастую от компьютера не оторвешь. Не препятствуйте общению внуков с бабушками и дедушками! Малыши им будут свои незатейливые и прямые вопросы задавать: «А почему ты, дедушка, не помолился перед едой? А ты в храм в воскресенье пойдешь?!» Старики им читают сказку, а ребенок им по чистоте своей какой-нибудь христианский вывод как скажет! – так что они о вечности и задумаются. Так к Богу и придут. Надо верить, что Господь все управит.
– Апостол Павел наставляет женщин в Церкви молчать, а если что в Законе Божием непонятно, спрашивать у мужей (1 Кор. 14:34). А сейчас мужья-то в основном ничего и не знают…
– Тогда зачем ты его выбрала себе в мужья?.. А то потом задают риторические вопросы: «Возможно ли правильное воспитание детей, если муж мусульманин, а жена христианка?» Да не получится ничего! Конечно, бывает, женщина воцерковляется, уже будучи в браке. Это другое дело. Тогда пусть спрашивает у него все, как мы уже говорили. «Так, мол, и так, вот это понять не могу. Тебе доверяю. Ты мне что скажешь?» Раз спросила, два, на третий – задумается. Это не значит, что тебе о чем-то сильно узнать надо, но для того, чтобы и он об этом подумал, – спроси. Так неверующий муж спасается верующей женой (см.: 1 Кор. 7:14). Он поживет так, поживет, а потом и скажет в другой раз: «Жена, ну, перекрести». А тут и она ему скажет, что трапезу глава семьи благословляет… Куда ему тогда деваться? Да и в ответ на какие-то духовные вопросы стыдно же ему будет признаться, что он не знает, сам интересоваться начнет, чтобы действительно своим мужским умом во всем разобраться. Проанализирует все. Что-то ему в традиции наверняка понравится. Пусть через внешнее устроение жизни, но так и ко внутренней вере придет. Традиции-то после их слома восстанавливать надо.
– Но так получается, что женщина во главе семьи стоит. Не муж ее к Богу ведет, а она его обращает?
– Нет, нельзя так сказать, что она во главе. Наоборот, мудрая жена стремится показать свою немощь. Не так, что я все могу и во всем без тебя разбираюсь. Смиряться надо друг перед другом и быть в послушании у детей.
– Это как?!
– А вот как. Пришел отец с работы уставший, кинул себя на диван, включил телевизор, а тут подруливает трехлетний сын: «Папочка! У меня игрушка сломалась!» Папочка не отказывается, чинит эту машинку или самолетик, помогает, себя при этом превозмогает, находится в послушании у ребенка. Если чем-то сильно занят, то святые отцы советуют, скажи: «Когда освобожусь, то помогу тебе». Так воспитывается ответственность и у ребенка. Он о чем-то попросил отца, отец сделал, тогда и ребенок будет учиться послушанию: у него что-нибудь попросит отец, и ребенок исполнит просимое. Так в любящей друг друга семье и живут друг для друга.
– Именно из-за слома традиций сейчас много сирот даже при живых отцах и матерях. Есть такая африканская пословица: «Чтобы воспитать одного ребенка, нужна целая деревня». Как воспитывать тех, кто остался без попечения родителей?
– Я в свое время имел отношение к работе церковных приютов. Мы сначала изо всех сил только и стремились к тому, чтобы как можно больше вложить в этих детей, научить их чему-то, развить, побаловать, пожалеть, и практически ничего не требовали от них самих. Мы очень скоро поняли свою ошибку. Такая вольница не дает внутреннего созревания. Благо, что они росли при храме. Церковная закваска все равно свое возьмет, даже все изъяны воспитания перебродят.
– Как потом эта церковная закваска сказывалась в жизни этих детей, вам известно?
– Они все росли при большом приходе практически в тысячу человек. Батюшки там всю детвору знали, и сама молодежь между собой в паломнических поездках знакомилась. Священники, бывало, даже советовали, кому на кого обратить внимание, зная внутреннее устроение, расположение каждого. Могли поделиться опытом, как создать православную семью. Сами-то дети росли без родителей, у них не было примера перед глазами, а если и был, не всегда из лучших. А так действительно крепкие семьи получались. Если и были какие-то нестроения, все могло в общине, как в большой приходской семье, утрястись, старшие всегда помогут, подскажут.
– Так раньше общинами наши предки и жили. «Это теперь, – отец Владимир Воробьев говорит, – у нас люди утратили способность организовывать свою народную жизнь, разучились трудиться, любить, жить семейной жизнью, воспитывать детей…»
– Да, владыка Пантелеимон (Шатов), отец Владимир Воробьев, протоиерей Димитрий Смирнов как раз и стоят у истоков этого прихода, о котором я говорю. Сейчас у каждого из них уже свои приходы, численностью не в одну тысячу человек.
– Как молодежь вновь научить «организовывать свою народную жизнь, трудиться, любить, жить семейной жизнью, воспитывать детей»? В чем суть семейного крестоношения?
– Друг друга тяготы носите – и тем исполните закон Христов. Супруги – это единое целое. Если у тебя что-то заболело, ты даже не думаешь о том, что хорошо бы и вовсе избавиться от этой части себя. Нет, ты лечишь ее. Только так и сохраняется любая семья. Нет безгрешных людей. Все равно какую-то немощь ближнего надо понести, потерпеть, помочь ему исправиться. Крест у супругов один, они вместе его несут. Не делят обязанности и полномочия: это женское, это мужское. Стараются во всем друг другу помочь.
У нас, например, с женой, когда я еще был в миру, сначала подряд три девочки родились. Одна из них могла спать 12 часов, так что мы еще куда-то и сходить успевали. Соседка по коммуналке нам говорила: «Как можно оставить детей?» Но мы молодые были, в чем-то безалаберные, вроде спят девочки и спят. А потом, когда у нас мальчишки появились, там уже этих разбойников оставить невозможно было. И мы никогда не торговались с женой между собой, кому что делать. Надо стирать – значит, стираешь. У жены и других дел невпроворот. Надо жить друг другом, чувствовать, кому что сейчас необходимо.
Между детьми работу по дому обязательно надо распределять. У нас вторая дочь Екатерина уже с трех лет помогала своей младшей сестренке колготки надевать и т.д. А еще пяти братьям потом как мини-мама была. Думали: все, это точно матушка будет! Уже и из Троице-Сергиевой Лавры к ней семинаристы свататься приезжали. А она ни в какую! Что такое? В 30 лет духовник ее в монастырь благословил. Оказалось, это как раз то, что ей надо. В Марфо-Мариинской обители подвизается. Пришла туда, а там 15 девочек в приюте. Так что и ее заботливый склад души, и с детства полученные навыки ухода за младшими, и педагогическое образование, и знание иппотерапии – все пригодилось! Своих детей нет, так Господь вот как все в ее жизни устроил. А младшая дочь Наталья, наоборот, всех на молитву ставила, такая дотошная: бу-бу-бу. Думали: вот это точно монахиня будет! А у нее уже один за другим пятеро родились. Господь все управляет. В многодетной семье деток легче воспитывать.
– Хорошо, если семья многодетная, а если были аборты, что делать? Грех уже разрушает эту семью…
– Еще с ветхозаветных времен известна такая епитимия: согрешивший в чем-либо должен был вчетверо воздать. И в Евангелии про это правило говорится (см.: Лк. 19:8). То есть сколько было абортов, вчетверо больше молодых женщин, решившихся на этот шаг, надо той, кто уже согрешила этим грехом, остановить, предостеречь от этой беды. И не просто остановить, а тем, кому необходима помощь, помочь поднять детей на ноги. Сколько своих убито, вчетверо большему количеству детей, может быть, сирот, у кого нет родителей, надо помочь. Это епитимия на всю оставшуюся жизнь. Только так и можно явить плоды покаяния (Мф. 3:8).
Можно помогать и старикам, которые, возможно, по таким же грехам остались в старости в одиночестве. Главное – самому при этом быть с Богом, тогда все получится. Отец Аркадий Шатов (ныне епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Ред.) сестрам милосердия, ухаживающим за старушками и дедулями, которые могут и накричать по немощи своей несправедливо, всегда говорил: «Когда не хватает уже никаких сил, ни физических, ни духовных, нужно как можно чаще исповедоваться и причащаться». Тогда все будет нормально. Господь Сам восстановит силы и даст благодать любые несправедливости и искушения понести. При этом, конечно, нельзя пренебрегать отдыхом, разумными способами оптимизации ухода. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению постоянно проводит семинары, они выложены и в интернете: как правильно ухаживать за лежачим больным, чтобы и себе спину не надорвать. Все важно. Но главное, делать все с молитвой.
– Отец Николай, вы пострижены в память царя-страстотерпца Николая II. Говорят, грех непочитания царя, обратившийся в цареубийство, в корне связан с грехом непочитания родителей, а этот распространенный грех чреват как для каждого согрешающего им, так и для общества в целом многими скорбями? Известно же, что заповедь о почитании родителей – единственная дается с прямыми обетованиями (Втор. 5:16; Мф. 15:4; Мк. 7:10 и др.).
– Да, непочитание связано всегда с самостью, которую надо родителям и из себя вытравливать. Для этого и дана семья, чтобы жили друг для друга, и детей надо воспитывать так, чтобы в них самость не развивать.
– Здесь, на Ганиной Яме, где вы теперь несете священническое служение, ощущается, что народ кается?
– Нет, пока я особо такого не вижу. Когда на Царские дни с мира да со всей России люди собираются, сюда крестным ходом приходят, тогда действительно покаянный дух ощущается. Пусть некоторые и экзальтированно, но все равно чувствуется: люди каются. А сказать, чтобы люди постоянно в себе покаянный сокрушенный дух поддерживали, – не скажешь. Человеку для этого, наверное, сейчас внешних скорбей не хватает. Внутренние-то у нас у каждого есть скорби. А так, чтобы нас всех встряхнуло, чтобы атеистов почти не осталось, такого нет.
Когда крупная трагедия происходит, люди забывают себя, какие-то мелочные расчеты и никчемные недостойные интересы, жертвуют собой, защищая друг друга. Тогда многим открывается, что вот это и есть настоящая жизнь: жить для других. Происходит настоящее покаяние, связанное с переосмыслением ценностей и перерождением души.
– Россию сравнивают с Иовом многострадальным, в день памяти которого родился последний русский царь. Иные даже сетуют, у нас в XX веке все было отнято, и ждут, когда же все вернется, и даже с лихвой. А вы про новые скорби и страдания говорите?
– Мир держится на том, что есть люди, которые каются, подвиги христианские несут, молятся. Они зачастую совершенно неприметны. Да люди мира сего их и не поймут, даже если вдруг узнают о существовании таковых. Но именно на них все и держится. Благодаря их подвигу Господь еще милует нас. Но если дела беззакония будут умножаться, возможно очищение огнем.