Православный календарьПравославный календарь
Отцы и дети
Дмитрий Гаврилов
То, что для Гаврилыча было абсолютной истиной, не требующей подтверждения, у Чанышева скрывалось за тайной небытия.
И будет Голгофа, и будет Фавор
Архиепископ Алексий (Фролов)
Мы должны любить врагов. Но это же неестественно! Да, это противоестественно. Это сверхъестественно. К приобретению этой сверхъестественной любви и призывает нас Господь.
Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
Свящ. Александр Ермолин
Автор судит о религии с точки зрения полезности и обрушивается на христианство. Но какое христианство? Он не знает Православия – истинного христианства. Так научно ли судить о предмете по его карикатуре?
При неудачах и утратах – сопротивляемся унынию
Священник Павел Сержантов
Тех, кто был на грани развода, старец Иоанн (Крестьянкин) настраивал на аскетическую борьбу: «За семью-то надо побороться. И первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге».
Хабаровский эксперимент: психология и психологи в духовной школе
Архиеп. Биробиджанский Ефрем
Лекции по богословию отодвигались ради того, чтобы «расчистить» место под занятия с психологом. Складывалось впечатление, что психология – главное, что может потребоваться будущему священнику.
«Деревня чуть ближе к раю»
Люди дела: Всеволод Чухаркин
Любовь к родной земле прививается и через возделывание этой земли, и через активное приобщение к ее культуре и истории – уверен Всеволод Чухаркин, директор Агентства знатных событий «Жили Были» и Музея живой истории.
Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.
Зачем жениться? Зачем венчаться?
Свящ. Павел Сержантов
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке.
Не чуя страны
Александр Богатырев
Православные люди знают, что подвиг – это продвижение к Богу. Россия велика, и места для подвигов по-прежнему остаются.
Молодожены меняют привычный образ жизни
Священник Павел Сержантов
В настоящем супружестве две судьбы переплетаются воедино, даже стирается граница между двумя людьми.

Зеркало нашей жизни

    

В преклонном возрасте люди нередко выражают недовольство нравами, манерами, культурным уровнем детей и молодежи.

Кто-то скажет, что проблема эта относится к числу вечных. Во все времена пожилые ворчали на подрастающие поколения и говорили: «Вот в наше время…». С этим нельзя не согласиться, но вместе с тем надо признать, что раздражающие привычки молодых в значительной степени сформированы самими критикующими.

Если мы хотим, например, видеть чистоту на улицах, в лесах и парках, у рек и озер, то мы должны сами ее беречь: не оставлять после себя мусор, не кидать где попало бумажки, фантики, упаковки и к этому же приучать детей. Если же мы сами позволяем себе не убирать за собой, то кто же будет виноват, что наши дети и внуки последуют нашему примеру. Подобных примеров не перечесть.

Летним днем по шоссе едет машина. В ней сидят двое детей школьного возраста, их родители и бабушка лет семидесяти. Вдруг приоткрывается окно, и из него летит обертка от мороженого. Кто выбросил? Думаю, почти все решили бы, что это сделали дети. Нет, не дети. Бабушка съела мороженое, держать в руках бумажку до приезда ей не хотелось, про пакет для мусора она заранее не подумала и нашла легкий выход: отправить бумажку в окно. «Ты что, так нельзя», — удивленно выдохнули дети и родители почти хором.

Но, увы, негативный пример уже закрепился в детском сознании. Причем неправильно себя повел не чужой человек, поступок которого можно было бы осудить. Поведение родного, любимого, авторитетного для них человека дети обязательно усвоят как подобающее, даже если это поведение неодобрительное. А потом та же бабушка будет возмущаться мусором на обочинах дорог, на улицах, во дворах…

Молодой мужчина везет снегокат, на котором сидит его трехлетний сын. Рядом идет жена. У детской поликлиники они останавливаются, и мужчина, громко матерясь через каждые несколько слов, начинает что-то рассказывать жене и ребенку. Присутствие идущих в поликлинику людей и случайных прохожих его ничуть не смущает. Кроме нецензурных слов в его речи множество бранных выражений, которые он, вероятно, считает вполне допустимыми. А рядом находится и все слышит его маленький ребенок.

Надо ли удивляться, что подросшие дети таких родителей считают грубые и непристойные слова и выражения вполне допустимыми, не стесняются их использовать в присутствии родных и в окружении посторонних людей, не задумываясь, что оскорбляют их достоинство, травмируют свои и чужие души. «Мы не ругаемся, просто так разговариваем», — отвечают на замечания не только мальчики, но и девочки...

Нетрезвая мать зашла вместе с двумя малолетними сыновьями в дальний угол соседского огорода, взяв с собой большую кружку, чтобы собрать малину с чужих кустов. Хозяева оказались недалеко и подошли напомнить, что никого к себе за малиной не приглашали. Женщина заплетающимся языком стала им перечить, упрекать в жадности, ведь она собирается нарвать всего одну кружку («Это же немного, разве вам жалко для детей?»), а мальчики начали подыскивать на земле что-нибудь подходящее, что можно кинуть в хозяев, которых восприняли как явных противников… А ведь, если спросить даже сильно пьющую мать, желает ли она, чтобы ее дети выросли ворами и считали грабеж нормой, то ответ будет отрицательным.

Родители регулярно приносят младенца к Святой Чаше, а сами никогда не причащаются. Спустя годы они приводят ребенка в воскресную школу, а сами избегают малейшего духовного подвига, даже за Литургией помолиться им некогда. Дома в жизни своей семьи ребенок не находит исполнения евангельских законов, о которых он узнает в воскресной школе…

Священники по опыту пастырской службы знают, что из таких детей вырастают равнодушные к вере люди, привычно оправдывающие свою безнравственность. Повзрослев, в самостоятельной жизни они, подобно родителям, относятся к Церкви сугубо прагматически и точно так же, в свою очередь, растят своих детей. Кто же будет молиться за этот род? Еще святитель Иоанн Златоуст грозно предупреждал: «Нет нам извинения, когда дети у нас развратны».

Зачем же мы сами своими действиями, своим примером учим детей двуличности, нездоровому образу жизни, дурному поведению, хамскому отношению к окружающим и тому подобному? Понимаем ли, что будущие беды и проблемы создаем себе сами? Народная мудрость гласит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя, все равно ваши дети будут похожи на вас.

В преклонном возрасте мы увидим отражение собственной жизни в привычках и нравах своих потомков. Как же будет отрадно найти в них добродетели, основанные на евангельской любви к Богу и ближним. Не случайно преподобный Ефрем Сирин признавал блаженными людей, которые воспитали своих детей благоугодными Богу.

Рейтинг: 10 Голосов: 118 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ТаняСем25 июля 2018, 14:52
Все верно!!! Хотим видеть наших детей достойными а сами,,,,а у ж про мат и хамство-это так в тему!!! Помоги нам ,Господи, всем прийти к Тебе и желательно вместе со своими детьми! Это так важно,но сил не всегда хватает на все_прости Господи и помилуй меня,грешную!!!
Андрей25 июля 2018, 12:44
Хорошая статья. "Надо жить нелицемерно и вести себя примерно "
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×