Имя архимандрита Иова (Гумерова) хорошо известно постоянным читателям сайта «Православие.ru». Ведь именно он долго вел на сайте рубрику «Вопрос священнику», помогая многим людям духовными советами и ответами на мучающие их затруднения. Однако, думается, совсем недавно вышедшая книга отца Иова «Тихие воды последней пристани» (Издательство Сретенского монастыря, 2018) будет интересна не только православному читателю, но и более широкой аудитории.
Жанр этой книги – документальная проза. В каком-то смысле ее даже можно назвать модным словом «духовный нон-фикшн». Она представляет собой откровенный рассказ от первого лица опытного духовного пастыря о своем времени и о себе, о своей жизни и достаточно необычном пути к вере еще в советское время, об открывшихся ему тогда духовных глубинах христианства и начавшейся жизни во Христе. Обо всем этом говорится с массой интересных исторических и личных подробностей. Воссоздана не просто необычная история отдельно взятого человека, пусть и очень интересная, но и то время и те разные исторические эпохи, через которые проходили он и его близкие, вся его семья: послевоенное детство, юность в 1950-е и 1960-е, жизнь в эпоху «застоя» и приход к вере, переломные годы перестройки и т.д. Причем, конечно, главное внимание уделяется не социальной или личной, психологической истории. Повествование ведется через призму обретенного духовного опыта. Вся жизнь предстает как глубоко неслучайная и пронизанная Божиим Промыслом. А это, что и говорить, очень редкий взгляд, особенно в наше духовно скудеющее время.
«Планы человеческие, даже самые продуманные, изменчивы. Бог же творит всегда всем во благо»
В этом смысле название книги – «Тихие воды последней пристани» – хорошо отражает ее стиль и тон. Например, интересно и поучительно отец Иов пишет в самом её начале о старости. Обычно на нее сетуют те люди, которые в эту пору вступили с пустыми руками, не накопив духовных богатств. Но оказывается, в старости, несмотря на болезни и немощь, может прийти то спокойствие, которое знакомо каждому человеку, свершившему нелегкий труд. А ведь жизнь – это тоже нелегкий труд, который Бог возлагает на каждого. И желать в старости вернуться в молодость – это уподобиться царю Сизифу из древнегреческого мифа, который уже почти вкатил на гору тяжелый камень, но тот сорвался, и надо все начинать сначала.
В целом от книги буквально веет умиротворением и благодарностью Богу за то, что Он привел автора к тому, что, как он пишет, раньше не мог и представить, – к православной христианской вере, монашеству и священству:
«В моей жизни действие Божественного Промысла особенно зримо и очевидно потому, что итог моей жизни (Православие, священство, монашество) никак не объясним ни происхождением, ни воспитанием, ни образованием, ни профессиональными занятиями. Господь повернул течение моей жизни… В конце я пришел к тому, к чему никогда осознанно не стремился… Планы человеческие, даже самые продуманные, изменчивы. Бог же творит всегда всем во благо».
Наверное, многим читателям будет интересно узнать, что по своей мирской профессии отец Иов был философом, кандидатом философских наук. Это уже потом он будет преподавать в Московской и Сретенской духовных школах, отвечать на вопросы читателей «Православия.ru». В юности, поступив сначала на исторический факультет Башкирского государственного университета в Уфе, будущий монах потом перевелся на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и закончил его. Отслужив в армии, защитил диссертацию. Долгие годы будущий отец Иов был научным сотрудником в Академии Наук, проработав, например, четыре года в знаменитом и ныне многострадальном ИНИОНе (Институте научной информации по общественным наукам). Однако для него, как и для древних философов, философия в каком-то смысле стала детоводительницей ко Христу. Как сам отец Иов пишет, «по воле Божией к богословию меня привела философия, которую в средние века называли “служанкой богословия”». Отметим, впрочем, и огромную разницу: это был скорее путь «вопреки», гораздо более сложный, ведь в советское время господствующая и единственно разрешенная философия была атеистической – воинствующим материализмом.
«По воле Божией к богословию меня привела философия», – пишет отец Иов. Но это был путь «вопреки»
И тем не менее уже тогда тяга к христианству, в том числе и в кругах философской интеллигенции, давала о себе знать. Наверняка многие удивятся, когда узнают из книги, что восприемником при крещении будущего отца Иова был замечательный русский философ, филолог и переводчик В.В. Бибихин (1938–2004), известный и популярный в московских (и не только) кругах.
И снова повторим: всю книгу пронизывает способность отца Иова видеть Промысл Божий и чудеса в своей жизни, с самого детства, когда Бог его несколько раз спасал от смерти или увечий, и вплоть до старости и монашеского пострига. Этот взгляд словно некая единая линия, которая прокладывает путь понимания всей своей жизни как чего-то цельного и глубоко неслучайного, направленного к последней земной цели – тихой пристани монастыря, а через него – к самому главному: к спасению.