Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Какая свобода нужна подросткам?

    

У старшего поколения сегодня много нареканий к нравственному облику молодежи, к взаимоотношениям подростков между собой, их поведению с людьми другого возраста.

Это вечная проблема или нашему времени достались какие-то особенные, неуправляемые и не желающие никого слушать и слышать подростки?

И это несмотря на то, что о подростковой физиологии и психологии в наши дни есть немало доступной информации, помогающей самим подросткам, родителям и педагогам обойти все острые углы этого переходного возраста. Существует множество научных и популярных публикаций, литературных произведений и фильмов, посвященных подросткам и юношеству.

Дело в том, что одних только знаний бывает недостаточно, а иная информация оказывается вредной, поскольку дезориентирует, отравляет, развращает еще несформировавшуюся личность. Так, знание возрастных физиологических особенностей и гигиены подростков помогает им пройти этап физического взросления. Вместе с тем на этом нельзя концентрировать все внимание, чтобы в молодом человеке не развился культ тела, привычка удовлетворять исключительно физические запросы в ущерб духовным потребностям. Душа безмерно важнее тела (см. Мф. 16, 26), и необходимость заботы о ее чистоте, питании, здоровье с юности должна осознаваться не менее ясно.

Вот почему так важна возрастная психология, которая не противоречит учению Церкви о воспитании и правильном внутреннем развитии человека. Задолго до появления психологии как светской науки святыми отцами были изучены духовные законы и движения человеческой души, которые они изложили целомудренно, показав путь восстановления единства с Богом и целостности человеческой личности. Для этого необходимо упражнение в добродетели, предполагающее самоограничение, самоконтроль, преодоление своих негативных качеств ради любви к Господу и с Его помощью.

Трезвое отношение к себе, разграничение действительных потребностей от прихотей и вредных зависимостей отличает работы настоящих специалистов в области педагогики и подростковой психологии. В них не будет пропагандироваться вседозволенность, отсутствие границ для подростка, возможность думать о своих желаниях и хотениях как о чем-то самоценном, значимом, требующим удовлетворения любой ценой. Всего этого, завуалированного в красивые слова и блестящие формулировки, нет в работах и практической деятельности ответственных педагогов и психологов.

Они с пониманием относятся к детям и подросткам, многое делают совместно с ними. Однако при всем их внимательном, заботливом, искреннем отношении к подросткам, готовности выслушать, объяснить, помочь, порассуждать и поразмышлять вместе, они всегда устанавливают границы дозволенного. Выход за эти границы пресекается твердо, а при необходимости и жестко, но не жестоко. Особенно такая реакция взрослых уместна в случаях, когда подросток своим поведением, своими поступками может нанести реальный вред себе и окружающим.

Когда же во главе всего ставится так называемая «подростковая свобода», вседозволенность, почти полное отсутствие границ, то это может привести к трагическим последствиям. Неровность и дисбаланс физиологического взросления в подростковом возрасте добавляет проблем и самим растущим людям, и окружающим. В этот период детям надо знать не только то, что взрослые их любят и защитят, но и то, что им самим пора проявлять ответственность и самоконтроль.

У взрослых нередко возникает иллюзия, что полное доверие между подростком и родителем или педагогом возможно только в том случае, если подростку предоставить большую свободу: если ему многое разрешено, то ему уже незачем будет пробовать что-то еще. Это иллюзия. Несмотря на то, что подростки считают себя уже вполне взрослыми и во всем разбирающимися, они еще не всегда могут принимать взвешенные и правильные решения.

Одна из их возрастных особенностей заключается в том, что подросток нарушает запреты, пробует то, что еще не дозволено. Как бы взрослые ни расширяли границы его свободы, подросток их нарушит. Если ему можно то и это, он попробует что-то еще, сделает больше дозволенного, «поборется» за еще большую свободу. Так что взрослым рано или поздно придется вмешиваться, использовать свою власть и ограничивать подростка. Лучше, если с самого начала он научится ограничивать себя сам, уметь нести ответственность за результат сделанного — ведь в этом-то и проявляется взросление души, а не в том, чтобы делать, что бы ему ни захотелось.

Взрослым со своей стороны следует осознавать свою ответственность в деле воспитания молодежи и не бояться проявлять требовательность там, где это действительно необходимо, запрещать то, что явно причинит зло самому ребенку или другим людям. В своих воспитателях подростки должны видеть добрый пример, а не одни только ограничения и требования, которые сами взрослые не исполняют.

Наши воспитательные меры будут эффективными, если мы будем действовать от любящего сердца, с терпением и великодушием, не только запрещая дурное, но и давая возможность молодому человеку проявить себя в добрых делах. Многих бед избежит человек в своей жизни, если еще в подростковом возрасте научится испытывать радость от преодоления своих прихотей, вредных привычек и страстей путем приобретения противоположных им добродетелей.

Изучая вместе с подростками евангельские заповеди и претворяя их в жизни семьи, посещая храм и участвуя в церковных таинствах, можно дать им познать истинную свободу — жизнь во Христе. Это принесет пользу и самим детям, и их родителям, и всему обществу.

Рейтинг: 8.6 Голосов: 171 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×