В Неделю 11 по Пятидесятнице и день памяти святого мученика Иоанна Воина митрополит Горловский и Славянский Митрофан и епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершили Божественную литургию в Троицком соборе Краматорска. По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Подвиг исповедничества и мученичества — это то, с чего Церковь начинала свою историю. Сегодня большинство людей к религиозным вопросам относится как к второстепенным. Верующими и крещёными себя назовут сто человек, но в воскресный день в храм из них придёт двое. Остальные девяносто восемь посчитают, что для них это не важно, потому что они устали в течение рабочей недели, им отдохнуть надо, найдут ещё какие-то другие причины. Когда же ради того, чтобы совесть была чистой, чтобы веру свою не посрамить, нужно отказаться от какой-то выгоды, верующих людей становится ещё меньше.
Так было во все времена. Но благодаря меньшинству, для которого вера — это не пустой звук, а то, без чего они не могут жить, Церковь Христова всегда стояла твёрдо во всех испытаниях, при всяких гонениях, поводом для которых могли быть как вопросы веры, так и вопросы, никак к вере не относящиеся. Сегодня мы благодаря этим людям в той Церкви, которая ведёт свою историю от самих апостолов, первых учеников Господа Иисуса Христа. Мы веру апостольскую проповедуем и храним, становимся свидетелями этой веры для поколений, которые сейчас живут на земле.
Исповедники были удивительными людьми, которые готовы были ради веры не только упустить выгоду, но и отказаться от самого большого дара, который имеет каждый человек, — от своей собственной жизни. Ради своей веры они готовы были претерпевать страдания, и это делало их бесконечно сильными перед любыми испытаниями и мучениями, которыми им угрожали, и перед любыми жизненными обстоятельствами, с которыми они встречались.
Нам иногда кажется, что Церковь уже прошла тот период, когда мученичество, исповедничество было основой её жизни. Только недавно закончились времена безбожных гонений, когда быть верующим человеком считалось унизительным, а за поход в храм Божий могли лишить премии, работы, повышения или какой-то должности, когда крестить и венчать нужно было тайно. Мы только порадовались, что эти времена прошли, и мы можем восстанавливать храмы, которые были разрушены, строить там, где их никогда не было, рукополагать молодёжь, которая окончила семинарии, идти в средние школы и создавать школы воскресные, где мы можем воспитывать детей. Казалось, что мы будем потихонечку, как дерево, растить свои плоды, но наступило новое время испытаний. Сегодня нас не пускают в школы, само название нашей Церкви стало неким клеймом. Быть священником становится в какой-то степени даже опасно, потому что это может вызвать гнев и гонение. Верность своей Матери-Церкви уже становится подвигом исповедничества.
Несмотря на это, Церковь не только не становится слабее, она становится ещё сильнее. Почему-то людям при власти, которые открыто встали на сторону раскола и проявляют свою вражду к канонической Православной Церкви, кажется, что православные христиане — марионетки, которым можно что-то навязать, дать какое-то распоряжение из Администрации Президента, и так, как сказали, будет сделано. Они забыли, что имеют дело с той Церковью, история которой насчитывает две тысячи лет мученичества и исповедничества, которая за всё это время не стала ничьей обслугой и ни у кого не пошла на поводу. Мы с вами именно к этой Церкви имеем честь принадлежать.
Эти люди забыли, что с Церковью нельзя разговаривать тем языком, которым они разговаривают сегодня. Люди, для которых вера — это не пустой звук, никогда на этот язык не согласятся. Люди, для которых вера — их богатство и их жизнь, никогда от неё не откажутся.
Далёкие от Церкви люди почему-то взяли на себя смелость и присвоили себе право решать, какой она должна быть. Развалив в государстве всё, что можно развалить, сегодня берутся за то, чтобы в Церкви решать проблемы, о чём их никто не просил. Нам предлагают какую-то юрисдикцию называть Матерью те, кто Церковь хочет использовать для своих политических целей, в своей предвыборной борьбе. Им Церковь не нужна, они ей лишь пользуются. А для верующих людей Церковь — это не инструмент, а Мать, через которую мы получаем дар прощения грехов, спасение и жизнь вечную. Мы не можем по указу Администрации Президента отказаться от той Матери, которую каждый из нас принял в Крещении, в которой мы молимся, исповедуемся и причащаемся, которая всех нас собирает в одну семью.
Сегодня со стороны кажется, что исповедников мучеников в Церкви уже нет. Да, таких людей не большинство, но они всегда были и всегда будут. И Церковь всегда будет существовать, потому что она таких людей собирает. В ней такие люди были во все времена и во всех поколениях, и они есть в ней сегодня. Посмотрите, сколько препятствий было со всех сторон крестному ходу в день Крещения Руси, и сколько людей приехало не благодаря, а вопреки на Владимирскую горку, в Киево-Печерскую лавру. Сколько людей сегодня свой храм готово защищать как родной дом! Они не нуждаются в том, чтобы кто-то пришёл и рассказал, какими они должны быть и как они должны молиться и служить Богу.
Те, кто этого не замечает, совершают огромную ошибку. Восстав против Церкви, против своего народа, против людей, для которых Церковь — это не пустое место, как для них, они сами себя поставили на край пропасти. Нельзя жить, враждуя со своим народом и с Церковью. Это нужно понимать и в Церковь приходить не с распоряжениями и указами, а с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!»
Мы молимся в этот день святому Иоанну Воину, чтобы он вдохновлял нас своим примером и помогал нам своими молитвами, потому что всем нам сегодня нужно нести подвиг исповедничества в своей жизни.