Православный календарьПравославный календарь
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.

Сложная ситуация проясняется именно в диалоге

    

Говорить или молчать? Вмешиваться в возникший спор, во вспыхнувшую вдруг полемику или проигнорировать ее? Как призваны мы решать для себя этот вопрос, коль уж мы христиане? Есть ли на этот случай техника духовной безопасности, и если да, то какие ее правила необходимо соблюдать? Об этом — главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).

Если говорить о главном принципе выбора — говорить или молчать, участвовать в возникшем споре или игнорировать его, то, наверное, нужно смотреть, насколько эта дискуссия (полемика) реальна; точно ли, что она имеет под собой почву. Бывают ведь дискуссии, которые явно носят искусственный характер, намеренно спровоцированы. Мы понимаем, какие фабрики троллей существуют в Интернете; сколько людей живет тем, что привлекает к себе общественное внимание, шокируя, эпатируя окружающих, профессионально программируя конфликт, скандал. Им непременно надо, чтоб не только по прямой пришелся удар, но и по кривой, чтоб и сюда ударило, и там отскочило, и тех задело, и этих…

Вот сейчас обсуждается вопрос о домогательствах. Мне кажется, что здесь в принципе не может быть дискуссии. Почему? Разве может быть какое-то сомнение в том, что сексуальное домогательство — это плохо? Если мы обсуждаем, плохо это или хорошо, то это вообще вопрос сохранения нравственности. А если мы обсуждаем, плохо или хорошо, что на это нет должной реакции, то это вопрос совершенно другой плоскости. Но, как только мы возьмемся обсуждать его в этой плоскости, тотчас же наступим на грабли, потому что непонятно, о чем мы вообще говорим. Ведь мы не знаем, имели ли место домогательства в конкретном случае. Мы не можем это узнать в точности, ведь это не пожар в Кемерово, который явно был, и не может оставаться в этом никаких сомнений. Когда же мы говорим о том, чего наверняка не знаем, то каждое наше слово в конечном итоге может быть обращено против нас. Причем если это говорит священник, то неважно, как частное лицо он это говорит или как представитель Церкви. В итоге мы все окажемся в двусмысленном положении, нас будут бить и слева и справа. И плюс к этому мы можем оттолкнуть людей от Церкви.

Поэтому мы должны говорить только в тех ситуациях, когда нет риска ошибки, провокации, использования наших слов в чьих-то интересах. Или когда есть необходимость сказать слово, невзирая на все сопряженные с этим страхи, сомнения, колебания, потому что этого требует наш христианский долг. А когда долг требует — это каждый человек все-таки определяет для себя сам.

Постоянно идут дискуссии на насущные темы церковной жизни: надо ли исповедоваться перед каждым Причащением, как часто надо причащаться, в каких случаях священник имеет право до Чаши не допустить и тому подобное. Я считаю, что обсуждать эти вопросы, безусловно, нужно: здесь есть что обсуждать, есть предмет. Что же касается событий, происходящих на стыке церковной, общественной и государственной жизни, — участвовать в их обсуждении нужно лишь тогда, когда ты обладаешь достаточной информацией; когда ты уверен, что слово, сказанное тобой, хотя бы кому-то принесет пользу.

В то же время в тех сложных конфликтных ситуациях, которые возникают в церковной жизни и обсуждаются за пределами Церкви, мы не должны бояться полемики. Если мы в силах участвовать в обсуждении, сказать свое слово, то это наш долг. Особенно это необходимо в тех случаях, когда ты видишь, что возникшее обсуждение оставляет за своими рамками Евангелие; что спорящие забыли о Христе. Если ты можешь им о Нем напомнить, то, наверное, есть смысл это сделать.

В некоторых случаях промолчать — предательство. Помните песню Александра Галича: «Промолчи — попадешь в палачи». То есть окажешься соучастником несправедливости. Когда бьют человека, который ничего плохого не сделал, который виноват, может быть, только в том, что высказал непопулярную, неудобную точку зрения, а мы его не защищаем, не вмешиваемся — мы встаем в один ряд с теми, кто спокойно взирал на то, как били Христа. И от этого никуда не уйти, потому что Господь сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

Бывают в церковной жизни и такие ситуации, когда уже сама истина в подлинном смысле слова находится в поругании. Весь вопрос в том, знает ли человек, что есть истина и что есть поругание. Это вопрос его христианского развития. Сколько народу подчас бьется с какими-то вещами, в которых нет никакой угрозы Православию и его чистоте. И не замечает чего-то, действительно всерьез тревожащего. Например, ситуация с небезызвестным протоиереем Владимиром Головиным. Долгое время ведь никто не замечал, что он вытворяет с людьми, с Православием, с Церковью. Наконец, появилась какая-то реакция: выступление протоиерея Александра Новопашина на Рождественских чтениях (полностью с ним согласен), публикации — его и Александра Дворкина. Я был этому рад, но сам долгое время не включался в обсуждение, а когда включился — комментирование на моей страничке в «Фейсбуке» не прекращалось недели три. И я увидел все наглядно, и мне стало понятно, почему столько людей оказалось под влиянием этого глубоко обольщенного (если не помешанного) человека. Некоторые люди, которых я знаю лет двадцать уже, удалили меня из числа друзей — именно потому, что я присоединился к тем, кто считает деятельность отца Владимира Головина не имеющей ничего общего с христианством. И я мог сделать вывод о том, для какого процента людей, числящих себя православными христианами, христианство — это не то, что оно есть, а то, что они сами себе придумали. И дело, конечно, не в Головине — таких Головиных может быть много; проблема в людях, в том состоянии, в котором они находятся. Это прямой путь к апокалипсису, к антихристу. Надо ли об этом говорить? Конечно, надо. Ругаться, спорить, обличать кого-то смысла нет. Но здравый голос должен прозвучать, здравый смысл должен возвещаться. Люди должны понять, что спасение — не в платной «молитве по соглашению», а в жизни по Евангелию.

Для меня лично вступление в дискуссию бывает еще и рабочей необходимостью: чтобы до конца прояснить для себя ту или иную тему, проблему, нужно услышать доводы других людей, их реакцию на твои доводы. Сложная, неоднозначная ситуация проясняется именно в диалоге. Именно в нем актуализируются некоторые вещи, которые ты, может быть, подозревал, но не думал притом, что все вот так — так плохо, или так замечательно, или так противоречиво. А тут ты настоящий срез проблемы получил, и понимаешь, что должен в ответ на это сказать — уже не только в «Фейсбуке», но и в статье, и в книге. Сделанные выводы тебе потом помогают — и в журналистской, и в пастырской деятельности.

Священнику общественной дискуссии не нужно избегать вот еще по какой причине: как правило, он привык общаться со своей паствой, с прихожанами, которые, в свою очередь, привыкли его слушать и относиться к его слову с уважением. И священник волей-неволей привыкает к тому, что он не такой, как все, что его слово имеет особую силу, особый вес. А в пространстве «Фейсбука» сколько угодно людей, для которых дать священнику хорошего пинка — особое удовольствие, и они тебе дают пинков так, что и выполняют, и перевыполняют план. Это тяжело для души. Это скорбно, потому что ты чувствуешь ненависть, и она ранит твое сердце. С другой стороны, это очень полезно для священника — оказаться вне своего обычного положения, без защиты, без статуса, побыть таким же человеком, как все, а не человеком иного порядка. В этом смысле полемика в соцсети возвращает нас с небес на землю. На ту землю, по которой ходят те, кого мы наставляем, учим. Потому что давать другому человеку пастырский совет, как поступить в той или иной ситуации, можно лишь, если ты сам в этой ситуации побывал.

Мы часто говорим о негативной составляющей Интернета, социальных сетей, всех этих форумов и т. д. Но ведь есть и позитивная составляющая. Есть разумные, честные, интересные люди, которые говорят по-настоящему глубокие вещи. И даже в самой жесткой перебранке ты можешь вдруг встретить человека, который тебе какой-то своей мыслью поможет, даст тебе то, на что ты сможешь опереться.

А если ты понимаешь, что дискуссия бесполезна, то больше уже не нужно тратить на нее время. Ведь все, что мы делаем, должно приносить пользу: другим людям, нам самим, нашей душе, наконец, Церкви. Если пользы нет, продолжать обсуждение не имеет смысла. Есть ситуации, в которых действительно ничего не нужно говорить. Пример в Евангелии — молчание Христа перед Пилатом (см.: Мф. 27, 14, Мк. 14, 61). Почему Господь ничего не говорит? Потому что нет никакого смысла: что бы Он ни сказал, эти люди все равно не поверят, потому что им это не нужно. И Он говорит лишь то, что они должны запомнить: вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14, 62). Если мы говорим, а нас не слышат, если мы задаем прямые вопросы, а нам не хотят так же прямо отвечать, нужно замолкать и выходить из такой дискуссии.

Иногда люди спрашивают, не является ли участие в спорах духовно опасным для христианина. Весь вопрос в том, что человек вкладывает в это участие. Можно ведь и не тратиться на это внутренне — просто делать это как некую работу. Вот процесс принятия исповеди — разрушителен ли он для священника? Ведь, стоя у аналоя, священник слышит об очень тяжелых вещах, и не от одного, не от двух — от многих людей, и это изо дня в день всю его жизнь. Мало кто задумывается о том, как это проходит через душу священника, что происходит с ним. Это тяжело, безусловно. Тяжело еще и потому, что далеко не каждый, говорящий о своих грехах на исповеди, реально готов что-то в своей жизни менять. Встреча с человеком, который сознательно трудится над собой, изменяет себя к лучшему, — нечастая радость и всегда — бесценная поддержка. Но то, что люди не находят в себе сил измениться, — это же не основание для того, чтобы не исповедовать, чтобы вообще отказаться от того дела, к которому священник призван. Если ты исполняешь свой долг, Господь дает тебе силы и защищает тебя от разрушения. То же самое можно сказать и об общественной дискуссии. Если ты участвуешь в ней только для того, чтобы выплеснуть свои эмоции, — участие будет для тебя разрушительно. Но если ты понимаешь, для чего ты это делаешь, если это для тебя часть твоего труда, твоего служения — тогда ты защищен.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

Рейтинг: 10 Голосов: 186 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна G19 октября 2018, 15:09
Замечательно! И снова замечательно. Простота и опыт. И у меня тоже по работе есть необходимость участия в дискуссиях, из которых выхожу обычно вся "клочками". А тут совет - воспринимай как работу, не включай эмоции. Действительно. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×