7 сентября 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании.
Одной из важных тем, которая подлежит сегодня нашему рассмотрению, является уже неоднократно обсуждавшаяся тема молодежи и, в частности, проблема молодежных субкультур.
Я хотел бы сказать несколько слов по этому поводу, поскольку по мере погружения в тему вижу все больше и больше вопросов, на которые Церковь должна непременно выработать свой ответ — богословский и церковно-практический. Сегодня нам предстоит коснуться этой темы.
В самом стремлении молодых людей к созданию некой альтернативной молодежной среды нет ничего плохого. Молодые люди хотят создать свой мир, свой круг общения, более близкий им, чем массовая культура, которая временами несет не меньшую духовную опасность, чем сами молодежные субкультуры.
Если говорить о прошлом, то ведь и мы, православные, находились в советское времяв условиях субкультуры. Это была наша субкультура, и в ней мы чувствовали себя уютно, хорошо, спокойно, в каком-то смысле даже защищенно, хотя защищать нашу культурную среду от очень опасных влияний извне приходилось нам самим. В таких условиях росло поколение людей, которые не побоялись сохранить свою веру в атмосфере практически атеистической массовой культуры.
От современных субкультур порой исходит, как я уже сказал, опасность, — в первую очередь в связи с тем, что эти субкультуры иногда создаются деструктивными силами. Известен недавний инцидент в Таврическом саду Санкт-Петербурга, когда группа подростков, приверженцев популярной ныне тюремной субкультуры АУЕ (что расшифровывается как «арестантский уклад един») напала на прохожих и абсолютно немотивированно избивала людей.
Конечно, хулиганство было всегда, но все же у хулигана есть хоть какая-то мотивация: отнять деньги, вырвать сумочку из рук женщины, или просто человек находится в состоянии алкогольного опьянения. А здесь нечто другое — совершенно трезвые люди действуют очень жестоко, мотивируемые собственными внутренними идеями и собственными внутренними убеждениями.
Ясно, что такого рода действия должны встречать соответствующее противодействие со стороны правоохранительных органов, но вместе с тем ответственность за происходящее в молодежной среде лежит на всем обществе. Прежде всего на школе, на семье, но мы не можем исключать и своей ответственности. Ведь если мы не оказываем должное влияние на молодежь, то и мы несем ответственность за то, что сегодня происходит в молодежной среде.
Необходимо помнить: именно ощущение собственной ненужности, невостребованности зачастую толкает молодежь к поиску разнообразных форм активности, далеких от христианской нравственности. Чтобы оградить молодежь от разрушительного воздействия деструктивных субкультур, мы должны обеспечить молодым людям открытые альтернативные площадки для общения в христианском духе, которые сами по себе будут доказательством возможности жить в православной вере и оставаться при этом полноправными и полноценными членами современного общества.
Глубоко убежден, что первичным уровнем таких объединений должны стать молодежные инициативы на уровне приходов, которые нужно не просто поддерживать — их надо инициировать, их надо пестовать. Нужно помогать приходским молодежным руководителям развивать эти инициативы и приглашать к участию в них достаточно широкий круг молодежи. При этом Церковь, конечно, не будет становиться на пути самореализации людей, в том числе и в форме субкультурных движений. Но мы обязаны пастырски предостеречь молодежь от недопустимых крайностей в формировании таких субкультур. Ни в коем случае не должно быть высокомерия, назидательного менторского тона в отношении духовенства к молодежи, к молодежной культуре — это абсолютно контрпродуктивно. Нельзя смотреть на современную молодежь сверху вниз, с высоты своего положения и своего пастырского авторитета, пальчиком грозить, поучать, одергивать. Нужно в первую очередь понять, что происходит в сознании, в душах молодых людей и попытаться изнутри, в том числе изнутри молодежных групп, воздействовать на молодежь таким образом, чтобы предостеречь их от радикализма.
Особой благодарности заслуживают пастыри, которые уже сейчас работают с молодежными группами, с молодежными субкультурами. Многие из них сами вышли из этой среды, и их опыт бесценен. Сколько молодых людей спасли эти пастыри от самоубийств, от раннего пьянства, от наркотиков, от разврата! Никто не знает точное количество, но это множество спасенных душ. И ведь спасли добрым словом, сердечностью, умением говорить на общем языке, а не окриками или осуждением. Этот пастырский опыт заслуживает особого внимания, изучения и распространения его положительных результатов — конечно, с учетом и сделанных ошибок.
Организация на приходах тематических клубов и движений с элементами субкультур, молодежная музыка и все прочее должно восприниматься нами как одно из средств воздействия на молодежную субкультуру. На прошедшем недавно в Москве III Международном православном молодежном форуме было представлено множество замечательных примеров и инициатив, получивших высокую оценку и признание в молодежной среде. Должен сказать, что лично на меня этот съезд произвел очень положительное впечатление. Я общался в кулуарах съезда с молодыми людьми — очень инициативными, которые просто пышут энтузиазмом. У них замечательные проекты, вокруг которых они объединяют своих ровесников; они действительно живут всем этим и одновременно являются активными православными людьми.
Так что у нас в активе много замечательных инициатив и проектов. Мы с вами не в чистом поле начинаем работать, многое уже сделано. Но мне бы хотелось, чтобы архипастыри и пастыри принимали максимальное участие в такого рода работе, помогали молодежи, ни в коем случае не сторонились молодежной работы и молодежных инициатив. Конечно, работа с молодежными субкультурами не должна быть делом исключительно духовенства, — надо активно привлекать наш приходской актив, мирян и в первую очередь православную молодежь.
Полагаю, сегодняшнее обсуждение поможет нам сформулировать некоторые мысли, которые были бы полезны для того, чтобы передать их нашим архипастырям, пастырям, готовым работать в данном направлении. С моей скромной точки зрения, работа с молодежью должна быть не на десятом или двадцатом месте в нашей повестке дня, а на одном из самых первых. Еще раз хотел бы сказать: это не дань времени, не дань моде, — это ответ на реально существующую проблему, который мы должны дать на уровне богословия, общецерковных решений и, конечно, на уровне пастырской работы. Благодарю за внимание.