В 1686-м году произошло воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Важное участие в этом историческом событии принял святитель Феодосий Черниговский, исполнявший тогда обязанности наместника Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры. 22 сентября Церковь празднует память этого святого в честь его славного прославления.
«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца» (из жития святителя Феодосия Черниговского).
Выбор пути
О ранних годах жизни святителя Феодосия нам мало что известно, мы не знаем даже имени, полученного им при Крещении. Известно, что происходил он из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родился мальчик в 1630-х годах, в Винницкой области. Отец его Никита был священником, мать звали Марией. Других сведений об этом времени, кроме того, что мальчик рос кротким и послушливым, мы не имеем.
По достижении необходимого возраста он был отдан на обучение в Киево-Братскую коллегию при Богоявленском монастыре. В то время коллегия являлась центром защиты Православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения (стоит вспомнить, что в то время Малороссия входила в состав Речи Посполитой). Достоин упоминания по крайней мере тот факт, что среди воспитанников коллегии, с которыми учился и дружил в то время Полоницкий-Углицкий, был выдающийся духовный деятель Самуил Петровский-Ситнянович (впоследствии – святитель Симеон Полоцкий). Ректором коллегиума в ту пору был известный поборник Православия епископ Лазарь (Баранович).
После обучения в Киево-Братской коллегии будущий святитель Феодосий принимает иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, с наречением имени в честь её первооснователя. Одарённый инок вскоре был замечен митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном) и поставлен им на архидиаконское служение в Софийский собор Киева. Позже Феодосию выпало нести послушание наместника митрополичьего дома. Однако, более склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, он вскоре удаляется из Киева и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. Здесь он принял монашеский постриг.
Настоятель монастырей
Недолго молодому подвижнику довелось скрывать свои таланты в отдалённом Крутицком монастыре – вскоре он был переведён в Корсунский монастырь с назначением на должность игумена обители. И снова очень быстро блестящие способности Феодосия, теперь уже в качестве настоятеля обители, были замечены и по достоинству оценены священноначалием. В 1664-м году его снова переводят – теперь уже он становится настоятелем древнейшего Выдубицкого монастыря Киева.
Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству
В то время Выдубицкий монастырь находился в разорённом состоянии после временного пребывания под властью польских униатов и католиков. Однако новоназначенному настоятелю обители Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству. Это касалось как внешней – хозяйственной – части, так и ещё более важного внутреннего состояния обители. В монастырь скоро начали возвращаться назад старые и приходить новые насельники, настоятель обители строго следил за их благочестием. Для иноков, склонных к безмолвному жительству, был организован скит. Следует отметить, что дух подвижничества, которым был славен в ту пору Выдубицкий монастырь, Феодосий возгревал в сердцах братии и поддерживал, прежде всего, своим личным примером.
Особенное внимание он уделял также богослужению, которое всегда совершалось со строгим соблюдением Устава. Большое значение придавалось и церковному пению. Феодосию удалось создать в Выдубицком монастыре столь прекрасный хор, что о нём знали даже в Москве и часто просили прислать в Москву людей из этого хора для обучения своих певцов.
24 года Феодосий управлял Выдубицкой обителью. При этом по зависти и недоброжелательству некоторых людей пришлось ему претерпеть многие скорби, клевету, пришлось ему пережить и запрет в священнослужении из-за того, что святитель отстаивал права монастыря на земли. По наговору завистников обвиняли его даже в измене русскому правительству, тайной переписке с врагами государства – облыжно, разумеется. Однако вскоре была доказана невиновность святого подвижника. Царь Алексей Михайлович даровал ему милостивую грамоту.
Преемник Лазаря (Барановича)
Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах».
Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове.
Защитник Православия
Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве.
Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским.
Архиепископ Черниговский
Когда в 1687-м году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.
Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем – 1662-м – году архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха.
Однако недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь. Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Своё служение он нёс с большим радением о духовном благочестии до конца своих дней. Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова.
Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины.
Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года. Он был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова, в специально сооружённом склепе.
Канонизация святого
После преставления Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому
Сразу же после преставления архиепископа Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому. Особо примечательным был один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) сильно заболел – у него случилась горячка. Архиепископ усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером ему явился сам святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн, к великому удивлению окружающих, сам отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.
Несмотря на возраставшее с каждым годом почитание Черниговского святителя, его прославление в лике святых состоялось гораздо позже. Первое обретение мощей святителя Феодосия Черниговского произошло в 1772-м году, когда обнаруженные нетленными его останки были переложены в новый деревянный гроб. Однако канонизация святого состоялась лишь спустя два столетия со дня его кончины – 9 (22) сентября 1896 года. Тогда мощи были святителя торжественно перенесены из Борисоглебского в Спасо-Преображенский собор Чернигова.
«Дорога святителя Феодосия»
Все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет»
Хранит история и ещё одно свидетельство удивительной помощи святого Феодосия во времена Великой Отечественной войны. Произошло это в 1942-м году, когда город Ленинград был взят во второе кольцо блокады, выход к Ладожскому озеру перекрыли немецкие войска, отрезав единственную возможность сообщения между городами – Ленинград был полностью осаждён. В такой безвыходной, казалось, ситуации военные обсуждали варианты решения, которое не могли найти. Тогда они все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет».
Не зная ничего о святом, военные обратились к Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому). Он благословил перенести мощи святителя Феодосия из Музея атеизма в Ленинградском Казанском соборе, где они в то время пребывали. Мощи святого, с разрешения властей, перенесли в Николо-Богоявленский собор, где была отслужена торжественная служба перед ними.
Ночью из-за сильного мороза замёрзла Ладога, и по ней можно было передвигаться. Долгое время это была единственная дорога, по которой в Ленинград поступали грузы, а из осаждённого города эвакуировали людей. Вот почему в народе эта трасса стала широко известной под названием Дорога жизни. Однако существует и второе её название – «Дорога святителя Феодосия».
После окончания войны Алексий (Симанский), ставший Патриархом, добился того, чтобы мощи святителя Феодосия были возвращены в Чернигов. В Николо-Богоявленском соборе Петербурга в честь Черниговского святого был освящён один из приделов в память о том, что некогда здесь почивали его святые мощи.
А Вы не слышали что во времена антихриста изменят символ веры не по букве, а по смыслу?
Вы пишете: "какого русского не почеши найдешь украинца" А вы можете растолковать кто это такие "украинцы"?! Когда они появились, в какой исторический период и почему носят такое название?! Что означает само название "украинец"?! Его происхождение можете объяснить?!