Фамильный крест

Мой крещальный крестик Мой крещальный крестик

Потерявший плачет

Все-таки я начну с того, что я вырос во вполне обычной, советской, атеистической семье. Впрочем, как я впоследствии узнал, все же семья у меня не вполне обычная, но об этом позже. Как и положено советскому ребенку, я был октябренком, потом пионером. Потом Союз затрещал по швам, а вместе с ним и всяческие табу. Подростком меня за компанию повели в храм и окрестили. Правда, никто не удосужился перед этим меня огласить или хотя бы провести элементарное собеседование. Собственно, это и понятно – это были суровые 1990-е, самая их середина.

Я пытался нащупать Источник Света и любви, но ошибочно принимал за Него все что угодно

На меня надели простой оловянный крестик, выдали свидетельство о Крещении – и отпустили с Богом. Дома я крестик снял. Строго говоря, я никогда не был убежденным атеистом, но и верующим тогда не был. Но я всегда был ищущим, я никак не мог окончательно остановиться на какой-то одной теории происхождения мира и человека. Дарвинизм мне всегда казался несусветной глупостью, но и чего-то более правдоподобного я не знал. Одним словом, я сердцем пытался нащупать Источник Света и любви, но в подростковой неразберихе ошибочно принимал за Него все что угодно. Но тем не менее каждый раз понимал, что ошибся в очередной раз. Я был человек-вопрос. И пока этот вопрос не разрешился, я положил крестик куда-то, даже не помню куда.

В один прекрасный день у нас в семье зашел разговор на тему Крещения, и обнаружилось, что крестик исчез. Мы его поискали-поискали всей семьей, но безрезультатно. Прошло несколько лет. Крестик нашелся также внезапно, как и исчез. Мы в очередной раз убирались дома – и вдруг вытянули его из-под сундука, который непременно есть в каждой армянской семье. После этого я повесил его на книжную полку в своей комнате.

Крестик висел на полке, я рос, мои искания толкали меня то вправо, то влево, и я все тыкался, как слепой котенок, в стену. Но часто у меня было ощущение, что за мной наблюдают две разные силы, внимательно оценивая мое поведение. И однажды ночью я почувствовал непреодолимое желание надеть свой крест. Я все еще был неверующим, но крестик надел и уже не снимал. Спустя недолгое время определенные обстоятельства привели меня к вере, и я стал воцерковляться.

На кассовом аппарате висит мой крестик, а продавщица спрашивает, не я ли его потерял

Однако я потерял крест еще раз. Причем совсем недавно, года три-четыре назад. Мы с супругой отправились за покупками, и она захотела купить мне футболку. Дело было летом, и когда я в примерочной снимал майку, случайно зацепил тканью крестик и снял с шеи. Заметил пропажу я только дома. Трудно описать, как я расстроился. Все-таки крещальный крестик! Я тут же сел в машину и поехал в город. Я проехал по всем местам, где мы были, осмотрел каждый сантиметр всех парковок, где мы останавливались. Заглядывал под машины, шел и молился. Но Господь не снял пелену с моего омраченного ума, и я так и не вспомнил про магазин, где примерял футболку.

Прошло две недели, я уже надел новый крестик. И по каким-то делам мы снова оказались в том самом магазине, и – о чудо! На кассовом аппарате висит мой крестик, а продавщица, улыбаясь, спрашивает, не я ли его потерял. С трепетом и благоговением я взял из ее рук свое духовное оружие. И вот несколько месяцев назад я снова добровольно снял свой крещальный крест и уже не ношу его. Но чтобы объяснить свое поведение, я должен рассказать про своего прадеда.

Гены пальцем не заткнешь

Мой прадед Захар Матвеевич с супругой и тещей Мой прадед Захар Матвеевич с супругой и тещей
Итак, хоть я и родился в «обычной советской семье», но все же я далеко не пролетарий. Глядя на своих предков, понимаю, что НКВД, на мое счастье, как-то недоработало, иначе я бы не писал сейчас эту статью.

Мой прадед, Захар Матвеевич, был купцом. И не просто купцом, а купцом I гильдии (в нее входили самые богатые купцы с капиталом не менее 50 000 рублей). Сначала он жил в Бакинской губернии, потом переехал в Туркестан. Там у него были обширные владения: шелкомотальная фабрика в городе Мары и хлопкоочистительный завод.

У знаменитого Саввы Морозова, как известно, также были хлопковые поля в Туркестане. Видимо, хлопок и стал общим моментом в их делах, поэтому Захар Матвеевич некоторое время вел свой бизнес вместе с Саввой.

Савва Тимофеевич Морозов Савва Тимофеевич Морозов
Женат мой прадед был дважды. На фотографии мы видим его с первой женой и тещей. К сожалению, ее имя не сохранилось в семейном предании. Жена была намного младше Захара Матвеевича. Она скончалась в родах. Когда я смотрю на их простые, открытые и в то же время благородные лица, мне кажется, что нас разделяет не какая-то сотня лет, а целая пропасть.

Через некоторое время Захар Матвеевич задумал жениться вновь. Росла дочь, ей была нужна мать. И он женился вторично – на «старой деве». Ей было аж 18 лет. Звали ее Гаяне Осиповна, и она была дочерью священника. Так в моем роду появилась иерейская кровь. «Гены пальцем не заткнешь», – думаю я, глядя в зеркало. От этого брака родилось четверо детей. Это было начало ХХ века.

Скоро грянул гром октябрьского переворота. В течение недолгого времени заводы моего прадеда были национализированы. Он было занялся портовым бизнесом в Каспии, но следующий предательский удар пришелся уже от родственника. Зять обманул его и разорил, и эту напасть Захар Матвеевич уже не пережил. Он умер в 1925-м году.

Когда надел впервые, показалось, что с ним на меня легли все чаяния моего рода

От прадеда и прабабки моей бабке, затем – матери, а потом уже и мне перешел по наследству крест, который теперь и висит у меня на шее.

Это немаленький крест – почти 5 сантиметров в высоту и 3 в ширину. На кресте – разноцветные эмалевые вставки и маркировка мастера конца XIX века. На обороте традиционная надпись: «Спаси и сохрани».

Фамильный крест моего рода Фамильный крест моего рода
Долгое время я просто хранил его с семейными реликвиями, потому что одно дело иметь фамильный крест, а другое дело сметь его носить. Посмел я лишь недавно. И когда надел впервые, мне показалось, что с ним на меня легли все чаяния моего рода. Может быть, это просто мистическая мнительность, но создается ощущение, что крест – мой «залог» перед моим родом. Залог – как тот самый, который во время хиротонии вручает архиерей. «Приими Залог сей, – молвит владыка новопоставленному священнику, – и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во Второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», – и с этими словами архиерей вручает в руки новопосвященному дискос с частицей Агнца. Как принимает священник в чистоте и святости Агнца, так с трепетом должен пронести через всю жизнь на своей вые Христа и достойно сохранить дар благодати священства.

«Залог» в хиротонии – в некотором смысле клятва Христу, обещание праведной жизни. Мой семейный крест – «залог» иного вида: это обещание доброй совести моим предкам, обещание победить внутриродовые страсти и грехи в самом себе.

Память предков

Несколько лет тому назад мы всей семьей отдыхали на болгарском побережье Черного моря. Как водится на курортах, вечерами гуляешь близ моря по бульвару или набережной, с удовольствием заглядывая в торговые павильоны. Прохаживаясь вдоль таких торговых рядов, я с некоторой оторопью увидел через стекло, что на витрине продавца стоит настоящий… потир. В белорусских реалиях такое просто невозможно по многим причинам, да и в такой свободной продаже его просто нет. Видимо, поэтому я зашел в магазинчик с некоторой дрожью.

Антикварный магазин Антикварный магазин

Продавец вполне спокойно мне сообщил, что потир дореволюционной работы и стоит совсем недорого – что-то около 200 условных. Дело было уже в конце отдыха, когда основной отпускной бюджет уже исчерпан, поэтому я лихорадочно начал в уме подсчитывать оставшиеся сбережения, потому что хотел спасти священный сосуд от поругания. Продавец, видя интерес с моей стороны, начал невозмутимо извлекать из прилавка одно за другим: лжицу, копие, Чашу побольше, дискос и т.д. Добил он меня тем, что из каких-то совсем укромных запасов достал тряпицу, развернул – и я просто остолбенел: там был искусной работы дореволюционный протоиерейский крест, украшенный драгоценными камнями. За него он просил какие-то баснословные деньги. Как в полусне, я уже понял, что не смогу спасти даже десятой доли святынь, которые есть у этого человека и которых он, скорее всего, может еще достать очень много. Я попытался ему сказать, что грех торговать такими вещами, что они должны быть в храме или, на худой конец, в музее, а не валяться в приморском магазинчике, где для потехи их может купить кто угодно. На что продавец мне спокойно ответил, что святыни он никак не оскверняет, а все эти вещи созданы для человека. Для меня, неискушенного тогда молодого сельского священника, все это выглядело каким-то безумным сюрреализмом, хотя понятно, что это обычное дело во многих странах.

Посещая полупустые храмы Болгарии в разных местах, я позже сопоставил все эти явления. Народ, который предает свои святыни, пожнет богооставленность. Есть у нас, в Беларуси, да, я думаю, и по всему лицу земли Русской, такие места, где храмы были разрушены, и есть такие, где храмов никогда не было в принципе. И у меня в попечении есть деревни и первого, и второго рода. Я заметил одну интересную вещь: деревня, где было допущено разрушение храма, словно имеет некую печать на себе. В таких местах всегда труднее духовно расшевелить людей, они какие-то инертные и равнодушные, как тот продавец из болгарского антикварного магазинчика.

Нельзя забывать боль своих предков, их добродетель и их грехи

Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12) – более широка, чем кажется на первый взгляд. Нельзя чтить отца и матерь – и не чтить дедов и прадедов. Нельзя откреститься от предков – и ожидать себе уважения и доброй памяти.

Нельзя забывать боль своих предков, их добродетель и их грехи. Хотя бы потому, что иногда щекотание их страстей мы ощущаем в самих себе.

Все мы ответственны друг перед другом, особенно перед ближайшими родственниками. Господь многократно нас возвращает в ту ситуацию, из которой мы сбежали, а не разрешили. Возвращает нас к искушению, которого мы не преодолели. И все это происходит до тех пор, пока мы не повзрослеем, не преисполнимся мужества работать Богу, несмотря ни на что, бороться с собственными страстями до пролития крови, вырывать спасение нашей души из уст сластолюбия и неги. И такая брань – самый что ни на есть фамильный крест.

Священник Сергий Бегиян

24 сентября 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 8 октября 2018, 21:48
Хорошая статья.
Антоний27 сентября 2018, 15:37
С праздником Воздвижения Честнаго Креста Господня, братья и сестры! Безусловно, семейные реликвии помогают нам сохранить и преемственность поколений, и теплоту общения с Богом. К ним прибегали наши деды и прадеды, а теперь прибегаем мы в самые важные моменты нашей жизни - моменты молитвы. Сегодня же я хочу выразить глубочайшую признательность реставратору Алексею из иконописной мастерской "Создавая наследие" за нелегкий и кропотливый труд по реставрации жестяной иконы Спасителя, выполненной в этом году. Дорогой брат Алексей, от всей души благодарим Вас за то, что взялись за работу, за которую никто в стране не брался, и выполнили ее! Вы подарили нашей семье великую радость!
Владимир Степанов24 сентября 2018, 20:43
"Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, ... от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы" (Пр.2:10)
Нужно творить прямые стези - исправляя ошибки родителей, передавая благословение потомкам. Выстраивая прямые линии родственных связей через поколения. Тут и причастие от одной чаши с бабушкой и дедом, тут и молитвы за умерших, за их проколы, и разбор своей гениалогии, и уход за могилами вместе с детьми. Тут и добрые застолья с родными. То есть любовь к ближнему во времени.
Анна24 сентября 2018, 16:36
Спасибо за добрую статью, отец Сергий! Спасибо за напоминание, как нужно относиться к своим родителям и предкам.
лия24 сентября 2018, 16:13
И что самое интерестное- такая же история. Сначала был, потом потеряла, а потом нашелся случайно. Вот так бывает. Но он лучше всех золотых и с драгоценностями. Просто - всегда лучше.
лия24 сентября 2018, 16:08
У меня такой же крестик. При крещении дали в 1982 году
Анна24 сентября 2018, 14:20
Спаси Вас, Господи, дорогой батюшка! Все мы, нынешние, в долгу перед своими предками, Богом и верой. Спасибо!
Елена24 сентября 2018, 13:59
Спасибо... все что я бы сейчас еще хотела написать, не передаст всех моих чувств. Статьи которая и бередит и утешает раны моей души. И побуждает к тому что "Нельзя забывать боль своих предков, их добродетель и их грехи".
Владимир Астраков24 сентября 2018, 12:48
Это воистину ДУШЕСПАСИТЕЛЬНАЯ статья. Спасибо Вам, о. Сергий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×