«Константинопольский Патриархат подтасовывает историю воссоединения Киевской Митрополии с Русской Церковью»

Фото: www.globallookpress.com Фото: www.globallookpress.com
    

Константинопольский Патриархат, незаконно вторгшийся на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, пытается оправдать свои действия ссылками на исторические документы. Согласно версии фанариотов (представителей Константинопольского Патриархата), изложенной в 30-страничном материале «Вселенский престол и Церковь Украины. Говорят документы», в 1686 году Киевская Митрополия была передана Русской Церкви временно, и сегодня Московский Патриархат не вправе считать себя Матерью-Церковью для Церкви Украинской.

О том, насколько это соответствует исторической правде, а главное – согласуется с другими документам той эпохи, Телеканалу «Царьград» в эксклюзивном интервью рассказал руководитель Церковно-научного центра и президент Фонда «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. Человек, под руководством которого в настоящий момент осуществляется издание полного корпуса исторических документов о переходе Киевской Митрополии под омофор Московского Патриархата.

Сергей Леонидович, на какие исторические источники опираются представители Константинопольского Патриархата в попытках оправдать свое участие в украинском автокефалистском проекте?

Публикация «Вселенский престол и Церковь Украины. Говорят документы» подробно разбирается у нас в «Православной энциклопедии». Но уже сейчас могу сказать, что она очевидно неполная, потому что основывается только на двух документах. При этом в преамбуле упомянутой публикации Константинопольского Патриархата говорится, будто какие-то документы утаиваются намеренно. Что, по меньшей мере, странно.

Оба этих документа были опубликованы в России российскими исследователями. Один – еще в начале XIX века, это письмо Константинопольского Патриарха Дионисия IV. А второй – Синодальная грамота – совсем недавно была выявлена российской исследовательницей Верой Георгиевной Ченцовой и опубликована также в России в журнале «Древняя Русь». Именно эти две публикации и разбираются в только что изданном Константинопольским Патриархатом материале.

Однако эти документы – далеко не все послания Патриарха Дионисия по данному вопросу. Пока непонятно, намеренно ли они не учитываются или просто по незнанию. Но именно сейчас мы готовим максимально полный корпус этих греческих текстов к публикации, что займет некоторое время, поскольку готовятся их современные переводы. Документы очень важные, а потому нужно сделать так, чтобы они были понятны и доступны сегодняшнему читателю. В переводах же XVII века имеются ошибки и неточности.

Руководитель Церковно-научного центра и президент Фонда «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. Фото: www.patriarcia.ru Руководитель Церковно-научного центра и президент Фонда «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. Фото: www.patriarcia.ru
    

В чем же заключаются ключевые псевдоисторические манипуляции фанариотов?

Так, например, они утверждают, что права Константинопольского Патриарха, которые в 1686 году передавались от Константинопольского Патриархата к Московскому, распространялись только на Левобережную Украину. Что очень странно, поскольку у нас имеются письма Патриарха Дионисия IV к населению Правобережной Украины с требованием признавать и во всем слушаться нового Митрополита Киевского Гедеона.

И в то же время подчеркивается «временный» характер передачи Киевской Митрополии Московскому Патриархату?

Да, однако если обратиться к документам, то в них четко оговорено, что право на поставление (возведение на митрополичью кафедру – ред.) Киевского Митрополита передается Московскому Патриарху. Причем как на поставление Митрополита Гедеона (совершенное в Москве в 1685 году – ред.), так и на последующие.

Это – принципиальный момент. То есть речь идет не о том, что по икономии, по снисхождению Константинопольским Патриархом было признано московское поставление Киевского Митрополита Гедеона, но и предоставлены все права на дальнейшие поставления?

Именно. Однако смысл сегодняшних претензий, исходящих от Фанара, заключается в том, что в документах нет слова «навечно». Слова «временно» нет, но нет и слова «навечно»: «суть же греци льстиви даже до сего дни» – греческое лукавство описывалось еще в XI веке в «Повести временных лет». Вся же последующая ситуация показывает, что на протяжении более двух столетий этот вопрос ни разу не поднимался. Хотя царское правительство и Синод были в постоянной переписке с Фанаром.

Более того, один из Константинопольских Патриархов XIX века пребывал на покое на территории современной Украины и обращался в Санкт-Петербург в Синод с просьбой разрешить ему совершить богослужение в Киеве. Согласно церковным канонам, именно так должен делать архиерей, находясь на территории чужой епархии. И вопросов по этому поводу никогда ни у кого не возникало. Вопрос считался решенным.

Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com
    

И впервые претензии возникли только в 1920-х годах во время русской смуты, когда Фанар поддержал советских обновленцев и принимал участие в дроблении гонимой Русской Церкви?

Впервые акт 1686 года был поставлен под сомнение в томосе об автокефалии, который был дан Польской Православной Церкви в 1924 году (притом, что территория Польши на тот момент была канонической территорией Русской Церкви – прим. ред.). Накануне этого Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) сформулировал новую концепцию, согласно которой только Константинопольские Патриархи имеют право на дарование автокефалии, присудив себе не только первенство чести среди других Поместных Церквей, но и «первенство власти» (по сути, скопировав римско-католическую папистскую концепцию – прим. ред.).

Именно в 1924 году, когда по желанию польского правительства была начата интрига по предоставлению Польской Церкви автокефалии именно от Константинополя, тогда и вспомнили акт 1686 года в связи с тем, что в Киевскую Митрополию входили и православные поляки. И именно в этом документе, впервые за 238 лет (!) прозвучали претензии к каноничности полного перехода Киевской Митрополии под власть Московского Патриархата.

Вернемся к 30-страничному материалу «Вселенский престол и Церковь Украины. Говорят документы». В тексте не скрывается, что он основывается не столько на работе с источниками, сколько на публикациях современных авторов, причем откровенно тенденциозно относящихся к Русской Православной Церкви. В основном живущего в Париже Константина Ветошникова (а также Вадима Лурье, под именем «епископа Григория» возглавляющего одну из ветвей так называемого «альтернативного православия»).

Что касается Ветошникова, то он вряд ли может считаться полноценным специалистом. Будучи оторванным от российских архивов, он просто не вполне компетентен. Более того, если вы, как исследователь, учитываете документы только из константинопольских источников (а большая часть этих документов, к сожалению, пропала), то вы никогда не восстановите реальную картину.

Так какой же была эта картина? Почему переход Киевской Митрополии в Московский Патриархат был столь актуален для второй половины XVII века?

Мы (Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» – прим. ред.) уже опубликовали огромное количество писем с просьбами из Киевской Митрополии к российским властям о помощи, поскольку гонения на православных в Речи Посполитой были не просто эпизодическими. Так, например, в 1676 году в Речи Посполитой был принят государственный акт о запрете церковным лицам на какие-либо отношения с Константинополем под угрозой смертной казни.

Российское правительство занялось этим вопросом только когда ситуация стала экстремальной: на территории Речи Посполитой не осталось ни одного православного архиерея. А раз нет архиереев, значит, нет священнических и диаконских поставлений. Ну а раз нет священнических и диаконских поставлений, а старые умирают, то возникают проблемы с крещениями, венчаниями, отпеваниями. Останавливается жизнь.

Дело доходило до того, что к нам на территорию Русского государства стали тайно переходить за рукоположениями. И в итоге Боярской Думой было дано специальное разрешение нашим приграничным епископам рукополагать священников и диаконов и отправлять обратно в Речь Посполитую. А на границе их ловили.

То есть ситуация выходила из-под контроля, а на все попытки русских дипломатов в переговорах с Речью Посполитой поднимать вопрос о защите прав православных говорилось одно: это не ваше дело. И только после того, как Киевская Митрополия стала частью Русской Православной Церкви, в том же 1686 году наши дипломаты добились подписания в мирном договоре с Речью Посполитой гарантий на права православных на ее территории.

Именно для того, чтобы спасти Православие на территории Речи Посполитой, это и было сделано. И в тот момент это отлично понимал и Константинопольский Патриарх. Недаром в переписке с гетманом Иваном Самойловичем он писал: я тебя услышал, что у вас творится, и поэтому отдаю Киевскую Митрополию в Русскую Церковь.

Есть ли надежда, что публикация всех этих документов сможет вывести дискуссию с Фанаром в научное русло, остановить их вторжение на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине?

Константинопольский Патриарх Варфоломей. Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com Константинопольский Патриарх Варфоломей. Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com
    

Не думаю, что они готовы услышать опровержение их позиции. Но в данном случае не надо зацикливаться на Фанаре. Важно же не только их отношение. Важно отношение всех Православных Поместных Церквей, всех православных людей, всех тех, кто интересуется церковной историей и желает прийти к истине в этом вопросе.

Ведь если у патриарха Варфоломея нет никакой реальной историко-канонической основы для таких решений и действий, то это уже просто чистый произвол. И когда мы покажем, что такой основы у него нет, что она специально создана, подтасована, то многие поймут, что сегодня он позволяет себе подобное в отношении Украины и Русской Церкви, а завтра может совершить и в отношении кого-то еще из бывших владений Константинопольского Патриархата.

Но конечно, если Константинопольский Патриархат окажется готов к совместной научной работе, к поиску наиболее точной исторической и канонической интерпретации имеющихся документов, причем с общей методикой и общими подходами, мы с удовольствием примем участие в такой дискуссии.

Сергей Кравец
Беседовал Михаил Тюренков

Источник: Телеканал «Царьград»

28 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Болгарская Церковь отказалась поддержать предложение Патриарха Кирилла о созыве Всеправославного собора Болгарская Церковь отказалась поддержать предложение Патриарха Кирилла о созыве Всеправославного собора Болгарская Церковь отказалась поддержать предложение Патриарха Кирилла о созыве Всеправославного собора Болгарская Церковь отказалась поддержать предложение Патриарха Кирилла о созыве Всеправославного собора
Болгарская Православная Церковь не поддержала предложения Русской Православной Церкви о проведении Всеправославного собора
Как Константинополь с помощью российских историков обосновал свои права на Украину Как Константинополь с помощью российских историков обосновал свои права на Украину Как Константинополь с помощью российских историков обосновал свои права на Украину Как Константинополь с помощью российских историков обосновал свои права на Украину
Егор Холмогоров
Опубликованный Фанаром документ полностью базируется на теориях российских исследователей, и прежде всего, В.М. Лурье
Синод Антиохийской Церкви попросил Патриарха Варфоломея созвать экстренное собрание Предстоятелей Поместных Церквей Синод Антиохийской Церкви попросил Патриарха Варфоломея созвать экстренное собрание Предстоятелей Поместных Церквей Синод Антиохийской Церкви попросил Патриарха Варфоломея созвать экстренное собрание Предстоятелей Поместных Церквей Синод Антиохийской Церкви попросил Патриарха Варфоломея созвать экстренное собрание Предстоятелей Поместных Церквей
Синод Антиохийской Православной Церкви попросил Вселенского Патриарха Варфоломея созвать экстренное собрание Предстоятелей Поместных Церквей для обсуждения последних изменений в Православном мире
Комментарии к докладу еп. Христупольского Макария «Церковная проблема на Украине» Комментарии к докладу еп. Христупольского Макария «Церковная проблема на Украине» Комментарии к докладу еп. Христупольского Макария «Церковная проблема на Украине» Комментарии к докладу преосвященного епископа Христупольского Макария на «Синаксисе иерархии Вселенского престола» «Церковная проблема на Украине»
Это не экспертный, а пропагандистский документ. Знакомство с ним вызывает глубочайшее сожаление о том, что решения столь важного значения принимаются Константинопольским Патриархатом на основе материалов столь удручающе низкого научного качества.
Ответ на некомпетентные высказывания еп. Иова (Гечи) Ответ на некомпетентные высказывания еп. Иова (Гечи)
Протодиакон Владимир Василик
Ответ на некомпетентные высказывания еп. Иова (Гечи) Ответ на некомпетентные высказывания епископа Тельмесского Иова (Гечи)
Протодиакон Владимир Василик
В интервью украинским СМИ епископ Иов заявил, что Украина якобы всегда была канонической территорией Константинопольского Патриархата, даже после 1686 г.
Предстоятель Польской Церкви призывает Вселенского Патриарха созвать межправославный Синаксис по украинскому вопросу Предстоятель Польской Церкви призывает Вселенского Патриарха созвать межправославный Синаксис по украинскому вопросу Предстоятель Польской Церкви призывает Вселенского Патриарха созвать межправославный Синаксис по украинскому вопросу Предстоятель Польской Церкви призывает Вселенского Патриарха созвать межправославный Синаксис по украинскому вопросу
Митрополит Варшавский и всей Польши Савва призвал Вселенского Патриарха Варфоломея созвать Синаксис Предстоятелей Православных Церквей с тем, чтобы обсудить украинский церковный вопрос.
У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
29 сентября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует ответы Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на актуальные вопросы касательно церковной ситуации в стране и духовные наставления пастве в это непростое время.
Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письма главам всех Православных Церквей с предложением начать обсуждение ситуации вокруг церковной жизни в Украине на всеправославному уровне.
Комментарии
Вадим К. Марине 5 октября 2018, 11:59
Марина, если в каноническом храме "служат" неканонические священники, храм перестает быть каноническим. И Фанар, если не пересмотрит свои противоканонические решения, которые он недавно принял, и это не только посылка двух экзархов на не свою территорию, но и разрешение священникам брать жену во второй раз, то он также будет отныне неканоническим. И никакие громкие имена, вроде "Вселенский" сути дела здесь не поменяют. Господь сказал: по делам узнаете их, кто добр, а кто лукав. И нужно твердо помнить: спасение утопающих дело рук самих утопающих, так что мы сами теперь становимся ответственными за свое спасение, и отговорок, вроде "я мирянин и человек малый", не будет достаточно.
Марина 4 октября 2018, 03:43
Как же нам нужно такое издание!Верующим внушают ложную мысль, что раз задействован канонический Фанар, то отобранные у УПЦ храмы останутся каноническими и какая разница насколько "каноническими" будут в них священники?!
Как Филарет (Денисенко)сказал: Киево-Печерская Лавра - это музей (не храм Божий!) - заходит, кто хочет и служит - кто хочет. При чем здесь каноничность? Вот так и размывается раскольнической грех!
А будет возможность и духовенстваству, и мирянам ссылаться на документы о единстве Русской Церкви и Киевской Митрополии-всякое лукавство отпадет. И каждому станет ясно, что это грех Филаретовского отступничества от Бога никуда не делся.
Андрей 3 октября 2018, 13:59
Православным не дают автокефалию потому что они всячески уворачиваются и протестуют против неё. Она им отвратительна. И вообще её никому дадут, а создадут свою параллельную структуру на чужой территории, и процесс этот называется "дарование автокефалии Украине".
Анна С.В. 3 октября 2018, 13:22
Мне всё понятно почему дают автокефалию раскольниками , потому что Православная Церковь это главная опора Святой Руси, и её надо разрушить,чтобы победить в этой войне которую затеяла Америка, вот и узаканивают раскольников,чтобы выгнать православных из всех храмов и монастырей и туда поселить раскольников, думая что православные люди будут ходить к ним на службы.
Вадим К. 3 октября 2018, 12:31
Все-таки отношения между православными должны строиться не научной основе, как написано. Наука далеко заведет, потому что до истины, какая от нее ожидается, она никогда не дойдет. Смотрите на пример протестантов, куда их довело их стремление постичь истину на основах разума, читай науки? Это их подход, а не православный. Ведь всегда против одних научных аргументов найдутся другие контраргументы, и это сутяжничество, само по себе позорное для христиан и недопустимое, будет продолжаться долгое время. 300 с лишком лет более чем достаточно и по каноническим правилам, чтобы ничего не менять и впредь. А главное, какой страшный вред это теперь нанесет Христовой Церкви и Его людям и из-за чего?
елена 3 октября 2018, 10:51
Помоги вам Боже!
Дмитрий30 сентября 2018, 23:55
Мне вот что непонятно. Даже если Фанар считает себя вправе даровать автокефалию на Украине, с какой радости они её собрались предоставлять тем, коих сами считают раскольниками? Предоставляйте тогда уж автокефалию канонической УПЦ Московского Патриархата, хоть она о том и не просит - раз не боитесь испортить отношения с РПЦ и вызвать грандиозный скандал, то газуйте по полной. А то, получается, любой дядя Вася объявит себя патриархом, соберёт вокруг себя пару тысяч последователей, отберёт несколько церквей, и Фанар будет готов им предоставить автокефалию, если сочтёт нужным?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×