Константинопольский Патриархат «канонически восстановил» главу непризнанного «Киевского патриархата» Филарета (Михаила Денисенко), главу раскольнической Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Макария Малетича, а также духовенство и прихожан обеих структур. Как реагировать на новую реальность?
— У человека, который смотрит на последние события церковной жизни со стороны, складывается впечатление, что две юрисдикции разбираются между собой, кто главнее, борются за территорию. На самом деле это не так. Вопрос предоставления автокефалии Украине — это вообще вопрос не церковный.
В церковную жизнь очень грубо вмешались политики. В данном случае Константинопольский Патриархат — это инструмент большой политической игры, цель которой заключается в том, чтобы в Украине не наступил мир. Вопрос о томосе и автокефалии сейчас обсуждают люди, которые не знают, как в церковь дверь открывается, но считают себя экспертами. Мы, к сожалению, в этой ситуации оказались заложниками, которые только наблюдают за процессом. Повлиять на ситуацию мы можем только через личное отношение к ней и личный выбор, который каждому из нас придётся делать в сложившихся обстоятельствах.
Сосуществование нескольких юрисдикций на одной территории возможно только в случае, если государство не вмешивается в жизнь Церкви. Но мы понимаем, какой была идея представителей власти, её открыто озвучивает президент Порошенко: это окончательный разрыв духовной связи с Русской Православной Церковью. Поэтому надежды на то, что государство не будет вмешиваться в жизнь церковных общин, у нас нет.
Филарет отлучён от Церкви, он находится в расколе, и это его состояние признают все Поместные Церкви. После решения Синода в Стамбуле о его «каноническом восстановлении» возникает вопрос не кто нам сейчас Филарет, а кто нам сейчас Константинополь.
Константинопольский Патриарх присвоил себе право единолично принимать такие решения на любой территории, в любой юрисдикции — вопреки тому, что наша Церковь соборная. Это большая проблема не только для православных христиан Украины, но и для мирового православия. Расколы есть везде, это не только украинская проблема, но всегда были правила, которыми мы руководствовались в этом вопросе. Сегодня они сломаны. Если другие Поместные Церкви молча поддержат действия Константинополя, в каждой из них может возникнуть точно такая же ситуация.
Сейчас нужно дождаться решений Синода нашей Церкви и реакции других Поместных Церквей на произошедшее, чтобы понять, как вести себя дальше.