Киев стоял у истоков Русской Церкви и до сих пор составляет ее часть
В эпицентре церковных процессов, противоречий, противостояний, а также геополитических претензий уже давно находится вопрос об автокефальном статусе Украинской Церкви, которая не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на протяжении веков, но и является началом церковной истории русского народа, купелью, породившей Русскую Церковь в день крещения русского князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году.
Празднования 1000-летия русского христианства в 1988 году, которые прошли по инициативе Русской Церкви с эпицентром торжеств в Киеве, были признаны всей полнотой Церкви и всем научным сообществом. Это стало доказательством всеобщего признания того, что Украина является частью русского Православия. Разве тогда Константинополь заявил о своих претензиях на церковную юрисдикцию над Киевом? В подобном случае разве не логично было бы требовать, чтобы Патриарх Московский и другие Предстоятели Поместных Церквей получали у Константинополя разрешение на посещение праздничных торжеств в Киеве?
Любая церковная энциклопедия, равно как и Диптихи Поместных Церквей, свидетельствуют, что Украина является канонической территорией Русской Церкви. Разве кем-то признано и где-то записано, что Украина принадлежит Вселенскому Патриархату?
В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год, который я без труда отыскал в своей библиотеке, во втором томе («Церковное управление») в разделе «Другие Поместные Церкви» первой указана Русская Церковь, а среди ее митрополитов первое место принадлежит предшественнику нынешнего каноничного Митрополита Киевского Онуфрия – Владимиру, «Митрополиту Киевскому и всея Украины, постоянному члену Священного Синода» Русской Церкви.
К Русской Церкви относятся и все остальные митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева и Одессы, знаменитые Печерская и Почаевская Лавры, множество других учреждений и святынь. Такая же ситуация наблюдается и в Диптихах Элладской Церкви 2018 года: все украинские епархии отнесены к юрисдикции Русской Православной Церкви.
Вселенский Патриархат идет нога в ногу с разделяющими и раскалывающими Православие силами
Итак, на основе официально установленного и признанного церковного порядка, который может быть подтвержден и множеством других документов, Украина в церковном отношении с самого начала своей христианской истории неразрывная и неотъемлемая часть Церкви России.
На короткий временной отрезок из-за аномальной исторической обстановки и внешнего давления Церковь Украины опять оказалась под юрисдикцией Константинополя, как это было и в период ее становления, когда вся Русь вместе с Киевом подчинялась Константинополю.
И когда исчезло это внешнее давление и насилие от тогдашнего папского Запада, действовавшего через Польшу, Литву и других крестоносцев и униатов, Украинская Церковь вернулась туда, куда она всегда входила, – в Русскую Церковь.
Жаль, что сегодня Константинопольский Патриархат солидаризируется с теми же самыми западными силами, которые тогда разделили Русскую Церковь и спровоцировали гонение на православных, захват и попрание святых мест. То же самое теперь готовятся сделать и украинские националисты, покровительствуемые униатом президентом Порошенко и филопапистами украинскими раскольниками.
Сознательная неправильная трактовка и сокрытие документов
Готовится специальное исследование
Мы готовим статью со всеми историческими доказательствами о безусловной принадлежности Украины к юрисдикции Русской Церкви. В этом состоит наш долг как ученых, потому что я, пишущий эти строки, и моя супруга Кристина Булаки-Зисис (ныне монахиня Нектария, а в прошлом доцент Богословского университета в Салониках) много лет изучали историю Русской Церкви и ее отношения с Церковью Константинополя. Поэтому сейчас мы скорбим и сожалеем, что историческая правда фальсифицируется.
К сожалению, Константинополь, чтобы оправдать антиканоничное вторжение на Украину, ссылается на два документа, которые якобы доказывают, что Украина никогда не была окончательно передана в юрисдикцию Русской Церкви, а синодальный акт 1686 года якобы подтверждает, что Украина осталась под Вселенским Патриархатом и что уступка носила временный характер.
Это преднамеренное неверное истолкование и искажение документов, предпринятое якобы для предоставления общественности «научной» информации, на деле может создать впечатление, что Константинополь ссылается на сильные и непоколебимые аргументы, только у тех, кто не обладает достаточными знаниями.
В скором времени мы опубликуем научную статью и представим общественности некоторые другие документы, которые скрывает Константинополь, а также укажем на неправильное толкование приводимых Фанаром двух документов.
Сейчас же сошлемся на мнение известнейшего профессора истории и канонического права Власия Фидаса, который в ряде монографий и статей признает, что синодальным актом 1686 года Вселенский патриарх подчинил Украину юрисдикции Московского Патриархата.
Процитируем профессора Фидаса: «В 1686 году был подписан русско-польский мирный договор, Малороссия отошла к Москве. Луцк, Львов, Перемышль и Могилев обрели религиозную свободу… Наконец, Патриарх Дионисий подчинил Киевскую Митрополию юрисдикции Московского Патриархата (1687)»[1]. И мы в исследовании «Вселенский Патриархат и Церковь России» писали, что «после победы русских над Польшей в 1654 году и интеграции Украины в Россию Киев снова оказался вместе с Москвой, и этот союз был одобрен Вселенским Патриархатом» (1686)[2].
Церковью-матерью для Украины сейчас является Москва. Константинополь был ею в прошлом
Неправда и то, что Вселенский Патриархат является матерью для Церкви Украины и, таким образом, как материнская Церковь имеет право предоставлять ей автокефалию, как предоставил самоглавие Русской, Элладской, Румынской, Сербской, Болгарской и Албанской Церквям.
Он обладал таким правом до тех пор, пока дочерняя Церковь не приобрела автокефалию, после этого она становилась не дочерью, а Церковью-сестрой, во всех отношениях равноправной, вследствие чего вмешательство в ее внутренние дела является тяжелым каноническим преступлением и представляет собой вторжение в чужую церковную юрисдикцию.
Русская Церковь в целом, вместе с территориями современной Украины в частности, была дочерней для Константинополя до провозглашения своей автокефалии в 1448 году, которая была признана со стороны Константинополя и Восточных Патриархатов в 1593 году.
Как когда-то Григорий Мамма, патриарх Варфоломей своими действиями продвигает Унию
Временным было разделение единой и неделимой Русской Церкви, в результате которого Киев на некоторое время стал независимой митрополией. Стоит отметить, что это было вызвано действиями Константинопольского патриарха униата Григория Маммы, сторонника Ферраро-Флорентийского псевдособора, который рукоположил митрополитом Киевским униата болгарина Григория и тем самым заложил основы экспансии Унии на Украине. Это продолжалось до 1686 года, когда Украина воссоединилась с Русской Церковью и с тех пор остается неотъемлемой частью автокефальной Русской Церкви. Таким образом, как когда-то Григорий Мамма, патриарх Варфоломей своими действиями продвигает Унию. <…>
Получается, что теперь Константинополь может самовольно вторгаться на канонические территории Автокефальных Церквей под предлогом того, что они когда-то входили в его юрисдикцию?
Даже если мы проигнорируем тот факт, что Киев и Украина с самого начала являлись неотъемлемой частью Русской Церкви, разве недостаточно более чем трех столетий (с 1686 года по сегодняшний день), когда Украина канонически подчинена Русской Церкви, чтобы безусловно предотвратить любое вмешательство на ее каноническую территорию?
Предоставление автокефалии Украине принесет вред Константинополю. Греция и США могут извлечь выгоду
Вторжение Константинополя на Украину открывает ящик Пандоры и может принести непредвиденные плохие последствия для самого Константинополя.
Украина как независимое государство претендует на обладание независимой автокефальной церковной организацией; с исторической и канонической точек зрения, православные верующие Украины могли бы выдвинуть соответствующий запрос, если бы это происходило каноничным образом и при одобрении других Церквей.
Если руководствоваться принципом предоставления автокефалии территориям, получившим политическую независимость, в Элладскую Церковь должны войти епархии, которые продолжают находиться в юрисдикции Константинополя, но де-факто вошли в состав Греции в 1912 году: полуавтономная Церковь Крита, Додеканезские епархии и Святая Гора Афон…
США также независимое и единое государство, однако разговоры об автокефалии Американской Церкви вызывают гнев и угрозы со стороны Константинополя. Теперь путь к негативным для Фанара последствиям открыт самим Константинополем вследствие украинской автокефалии.
Константинополь провоцирует разделения и расколы. Пришло время одуматься
Хуже всего то, что Константинополь, признанная всеми координирующая роль которого должна была быть направлена на обеспечение единства Православия, сам провоцирует разногласия и расколы и этим сам подрывает и уничтожает возложенную на него роль, фактически сам пилит высокий сук, на котором сидит, то есть высокое положение, на которое его возвели Священные каноны и церковное Предание.
Константинополь разделил Церковь псевдособором на Крите, в котором не приняли участия четыре Поместных Церкви, а их паства составляет более половины православных верующих, и который отказались признать члены участвовавших в нем Церквей: клирики и миряне прекращают поминовение своим правящим иерархам.
Константинополь опять разделяет Церковь своим антиканоничным вторжением на Украину, отвергая единодушное согласие, достигнутое в ходе предсоборных обсуждений по этому вопросу. Согласно этим договоренностям, желающая обрести автокефалию Церковь подает свою просьбу Церкви-матери и, если не встретит возражения, адресуется к Вселенскому Патриархату, который берет на себя обеспечение общеправославного согласия. Как только оно будет достигнуто, готовится Томос о предоставлении автокефалии.
В настоящий момент не существует просьбы об автокефалии от Православной Церкви Украины. Русская Церковь – Церковь-мать – тоже не согласна с предоставлением автокефалии.
Попытка Константинополя позиционировать себя как «материнская Церковь» не убедительна, так как с 1686 года, когда Украина вновь вошла в состав Русской Церкви, прошло более трех столетий, в течение которых все Поместные Церкви признавали, что Украина – часть канонической территории Русской Церкви.
Сам Константинополь до недавнего времени признавал митрополита Онуфрия каноничным митрополитом Русской Церкви и на предсоборных совещаниях заверял, что никогда не будет поднимать вопрос об Украинской автокефалии.
Раскольники и униаты не являются частью Церкви и не имеют никакого канонического статуса и прав
Но даже если мы примем и узаконим хищение имени «материнская Церковь», которую предпринимает Константинополь, неверно истолковывая исторические документы, Фанар все равно предстает в неприглядном виде, потому что ему не поступал соответствующий запрос от каноничной Православной Церкви Украины во главе с митрополитом Онуфрием. Раскольники и униаты не являются частью Церкви и не имеют никакого канонического статуса и никаких прав до своего покаяния и возращения в каноничную Церковь.
Также не достигнуто согласие большинства Поместных Православных Церквей, ибо лишь несколько грекоязычных Церквей, руководствуясь этнофилетическими критериями, возможно, согласятся с Константинополем, но сделают это молча, потому что не осмелятся открыто идти против исторической правды.
Вселенский Патриархат впервые в последние годы предстает настолько ослабленным и изолированным в церковном отношении.
Я много лет совершаю иерейское служение, в прошлом был помощником и советником Константинопольской Церкви, и теперь сожалею о том, как развиваются события, хотя в прошлом за несогласие с опасными инициативами Константинополя я уже пережил гонения.
Теперешние советники Константинополя должны были остановить его путь к разделению, расколам и изоляции.
[1] См.: ΦΕΙΔΑ, «Ρωσική Ἐκκλησία», Θ.Η.Ε. 10, 1043. Τοῦ αὐτοῦ, Ἐκκλησιαστική Ἱστορία τῆς Ρωσσίας (988–1988), Ἔκδ. Ἀποστολική Διακονία τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος, Ἀθῆναι 1988, σελ. 273–274.
[2] ΘΕΟΔΩΡΟΥ ΖΗΣΗ, Καθηγητοῦ Πανεπιστημίου, Κωνσταντινούπολη καί Μόσχα, Θεσσαλονίκη 1989, σελ. 31. Ἡ μελέτη παρουσιάσθηκε ὡς εἰσήγηση στό Διεθνές Σεμινάριο πού ὀργάνωσε στό Chambésy τῆς Γενεύης τό Ὀρθόδοξο Κέντρο τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου τόν Μάϊο τοῦ 1988. Τό θέμα τοῦ Σεμιναρίου: «Ρωσία. Χίλια χρόνια χριστιανικοῦ βίου».
Не в силе Бог, а в правде.
"Если пройдет седьмое число лет и пять восходящих к полпути восьмого (7500 год от сотворения мира)
Какое сделается тогда хищение? Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом? Тогда будет смущение с великим любопрением (пристрастием к спорам), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца. Потом соберется Восьмой Собор, чтобы разобрать спор, и явить благое благим и злое злым... будут отлучены, отделены добрые от злых, т.е. правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди... " Всё решит восьмой собор.
Ведь и Москва и Киев как одна церковь имели одновременно мать-церковь Константинополь. Значит в союзе и один патриархат. Ведь судя по логике Варфоломея для московской митрополии Константинополь тоже был материнской церковью. Поэтому есть все основания вернуть все назад в несуществующий Константинополь и назвать турецким патриархатом. Путь в никуда...