Православный календарьПравославный календарь
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.

Как отец Павел смотрел «Изауру»

Беседа с игуменом Довмонтом

Настоятель Успенского храма в Ивангороде игумен Довмонт (Беляев) вспоминает о своей встрече со старцем Павлом (Груздевым), благодаря которой он принял решение стать иноком. Отец Довмонт рассуждает и о том, что за кажущейся грубостью подвижника на самом деле стоит искренняя любовь и забота о душе человека. А вот за лоском вежливых «администраторов», по убеждению и печальному опыту многих, особой любви не видно. Общение с настоящими пастырями Христовыми оставляет в душе свет, с наемниками – холод и отчуждение.

– Отец Довмонт, вы встречались с нашими подвижниками благочестия, среди них – с отцом Павлом (Груздевым). Как и почему это произошло?

«Блат» отца Павла и помощь юному чтецу

– Мне Бог помог очень сильно, потому что Он, когда я только пришел в Церковь, начал открывать вот таких священнослужителей, которые были настоящими подвижниками. Может быть, не все из них были старцы, но то, что это были ревностные священники с большим жизненным опытом и опытом деятельной молитвы, точно. А первый старец, которого я встретил и который, можно сказать, предопределил всю мою жизнь наперед, был архимандрит Павел (Груздев), который служил в Ярославской епархии. Тогда я помогал отцу Александру Мискину, уже будучи крещеным, – я и на клиросе пел, и читал, ну и как художник помогал чем-то. Он меня просил подреставрировать какие-то иконы, поновить что-то. Это было в милом сердцу селе Чамерово Тверской области.

Я туда много ездил. Мы подружились с его семьей. И вот однажды, это была весна, ранняя еще, март, Великий пост, ему надо было что-то спросить у батюшки Павла, посоветоваться с ним. Так он решил съездить к отцу Павлу (Груздеву), это было недалеко: граница Ярославской области, близ Рыбинского водохранилища. И он меня взял с собой. Меня и еще потом двух бабушек, которые отца Павла почитали; и мы поехали.

А до этого вы его видели?

– Ни разу. Ну вот, приехали в его Верхне-Никульское, а батюшки нет. Вышла псаломщица, бабушка, говорит: «Батюшка в больнице». Там недалеко был закрытый комплекс медицинский, для каких-то высокопоставленных чинов, по-моему, что-то связано с «оборонкой», что ли, санаторий, кажется. Отца Павла туда взяли подлечить.

А как он там оказался?

– Какие-то его чада духовные устроили «по блату». Но то, что это была не простая клиника, я точно помню: мы ехали через сосновый бор, корпуса стоят такие красивые, многоэтажные. И я помню, как сейчас, когда мы зашли в фойе этого корпуса, где он лежал, а он лежал на третьем или четвертом этаже, – первое, что было, это мы услышали его голос. Он пел стихиры Кресту Господню, это была как раз Крестопоклонная неделя, и он пел песнопения. Голос у него был высокий, тенор такой. Батюшка говорит: «Мы правильно попали – здесь отец Павел».

«Мордатый Лёха» и прочие шуточки-пророчества

Его вид и манера, в которой он начал со мной разговаривать, меня обескуражили

Пошли к нему в палату, и, конечно, его вид и манера, в которой он начал со мной разговаривать, меня полностью обескуражили. Потому что я до этого никогда не видел ни прозорливых людей, ни юродивых, ни старцев. В палате он лежал один, был в подряснике, в скуфье, сидел на кровати, держал палочку, ноги свесив. Ноги у него не доставали до земли. Вот так он сидел. Роста он был невысокого, маленький такой.

Увидел нас и говорит: «Вон придурки-то понаехали». Такой фразой нас встретил. Потом заходим, и отец Александр говорит ему: «Со мной приехал молодой человек, он хочет в семинарию поступать». Тот: «В семинарию? Денег да (цензура)… захотел?» Я не знаю, что и сказать, стою, не знаю, как на это реагировать. Потом он: «Леха! – меня по имени называет. – Ты чего такую морду-то раскормил?» А я всегда был полный, я с детства такой. Я не знаю, что ответить, стою, молчу. Он потом мне: «Ну ладно, садись».

Посадил меня рядом с собой на кровать, и стали они с отцом Александром обсуждать какие-то там вопросы. У отца Александра была дочка молоденькая, и он: «Может, женить его? – на меня показывает. – Мы ему матушку найдем». Отец Павел смотрит, а у него еще очки с такими стеклами, отчего глаза кажутся огромными, – смотрит так и говорит: «Матушка? Да-а, спасет его матушка!» А потом обнял меня за плечи: «Мы с Лехой в монастырь пойдем, монахами станем». Вот так.

А потом меня спрашивает: «Ты давно покрестился-то?» Я говорю: «Нет, недавно, в 1987-м году». А это было все в 1990-м году, когда мы с ним беседовали. Потом он сказал о семинарии: «Тебя там, Леха, обманут. Не ходи, обманут тебя».

Оправдание пророчеств

Как это понять?

– Вот он так сказал. Я потом понял, что он имел в виду, потому что тогда в семинарию было очень трудно поступить. Тогда семинарий у нас всего было три – Московская, Одесская, Питерская. Да, тогда было три семинарии, и надо было получить архиерейскую рекомендацию. И был еще такой вариант: устроиться рабочим в Московскую духовную академию, в Сергиеву лавру, там поработать, и потом тебя могли зачислить задним числом, как трудника. И потом отец Александр меня познакомил с экономом МДА. Я потом так и понял, с чем было связано пророчество отца Павла – с этой ситуацией. Тот говорит: «Да-да, приезжай, мы тебя возьмем работать». Ну, и в результате ничего не вышло: никуда они меня не взяли, сказали, что мест нет…

«Спасибо за работу, всего хорошего»?

– Да. Получилось, что официально меня никто не взял. Отец Павел, видимо, это и имел в виду, когда говорил: «Тебя обманут». Ну, ничего! Другое его предсказание – «Пойдем в монастырь и монахами станем» – исполнилось. Он это говорил в 1990-м году, а тогда я в монастырь-то и не собирался: просто служил, помогал в том храме, где крестился каких-то три года назад.

«Изаура» отца Павла

От него исходила такая любовь, причем не на словах, а как атмосфера вокруг него

Вы, человек интеллигентный, художник, близко принимающий все к сердцу, вдруг слышите от старца, который должен бы в облаках витать, такие резкие слова, грубые. Могу представить, что вас берет оторопь, потрясение. Как это все воспринималось? Как хамство?

– Трудно было это назвать хамством, потому что, несмотря на резкие, даже грубые слова, не было с его стороны никакой ни агрессии, ни злобы, ни раздражения, а наоборот – любовь. Это было сказано с какой-то шуткой. От него исходила такая любовь, причем она исходила не на словах, а как атмосфера вокруг него. И на него обижаться было невозможно: сидит такой гном, свисают его ноги в носках шерстяных, не достающие до пола. И еще нас умилило: зашла медсестра, ему должны были укол сделать в заднее место, говорит: «Ой, отец Павел, у вас гости, я попозже зайду». А он: «Не-не, …опу не жалко». Тут же задрал подрясник, задницу выставил, тут же ему сделали укол, а потом говорит: «Вот какие у меня ангелы летают». Красивая женщина была.

– Если она его отцом Павлом называла, значит, какое-то почтение к нему было.

– К нему все очень уважительно относились. А потом, когда он с отцом Александром поговорил, с бабушками, которые к нему приехали, – он со мной стал вплотную общаться уже. Взял меня под руку: «Пойдем, – говорит, – гулять». И мы пошли с ним по коридору. А он мне стал все показывать: «Мы тут, Леха, едим, у нас тут столовая…». Потом повел меня туда, где у них телевизор, в фойе: «А тут, Леха, мы ‟Изауру” смотрим». Тогда шел этот сериал. Все были помешены на этой Изауре. Еще он рассказал несколько эпизодов из своей жизни. Они сейчас записаны в книжках о нем.

Рассказал эпизод с крысой, которая якобы упала в бочку с медом, когда он был в женском монастыре. Он ведь вырос в женском монастыре, в Мологе, которую затопили, – там он работал вместе со всеми. И молодых монахинь он называл «девки». «Мы с девками работали, а пост был Петров, захотелось меду, чего-нибудь вкусного, а мать экономка была очень такая строгая. Девки говорят: ‟Попроси у неё, может, она даст мёду”. Ну, я пошел, попросил, а она: ‟Недавно целый котелок давала, что, сожрали уже?” Я вышел, пошел мимо склада, где мед, смотрю: кот поймал крысу, тащит ее, – я отбил у кота эту крысу, медом ее намазал и пошел к экономке: ‟Матушка, смотри, я мимо проходил, вижу, что-то плещется в бочке с медом, подхожу, а туда крыса упала”. Она: ‟Ой, грех-то какой! Это же осквернение, есть-то нельзя. Выбросить свиньям или куда?” – ‟Ты, матушка, бочку-то мне отдай, я найду, куда ее определить”. – ‟Ну, забирай, сейчас пойдем вместе к матушке игумении докладывать, что такой грех случился: бочка, считай, пропала”. Пришли к игумении, та говорит: ‟Ну, пусть Павел забирает, ничего не поделаешь”. А я сразу пошел к духовнику каяться, стучусь, а он тоже уже старый был: ‟Что ты пришел среди дня, что не работаешь?” – ‟Да вот, согрешил”. – ‟Что ты согрешил, монашину полюбил, что ли, какую?” – ‟Да нет, бочку меда украл”. – ‟Как украл?” Я ему рассказал все, а он мне: ‟Прощаю, разрешаю, а мне вечером ведро меда принесешь”. Вот так всех медом накормил. Всех сестер». Вот такой рассказ.

Хотя бы терпеть друг друга

На клиросе две монахини поют, – одна говорит: я лучше пою, другая – нет, я.

А еще он мне в своем стиле – грубоватом, но добром – интересное пророчество сказал насчет монастырской жизни, ведь он меня в монастырь благословил. Говорит: «На клиросе две монахини поют, – одна говорит: я лучше пою, другая – нет, я. Одна говорит, что у нее голос лучше, другая – что у нее. В общем, разругались они. Вот служба идет: всенощная, вечерня. И одна канонаршит на ‟Господи, воззвах”, стихи читает: ‟Мене ждут праведнии дондеже воздаси мне”, а другая: ‟Угу, ждут тебя праведные, да плевали они на тебя!” Я сначала-то не понял, подумал, что шутка, а потом, когда уже сам служил в монастыре, до меня дошло. Меня Господь сподобил – я семь лет в монастыре прожил. Два года жил в Пушкинских Горах, там меня постригали, а потом – в Александро-Невской лавре. И потом на своей шкуре испытал, какие бывают между монахами нестроения. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин): «В монастыре главное – не любить, а хотя бы научиться терпеть друг друга». Это правда, так всё и есть.

Из своего куцего опыта паломника могу только подтвердить это. Проверено общением с другими паломниками. Еще лучше проверено тихой, безмятежной и исполненной взаимной любви приходской жизнью. Мда.

– Люди все вместе живут. Когда одни и те же лица видишь каждый день, все под одной крышей, конечно, могут возникать какие-то раздражения друг на друга.

Отцы и администраторы

Но очень много зависит от настоятеля монастыря, наместника или настоятеля прихода. Потому что, если он сам как отец относится к братии, то, конечно, это чувствуется. И братия стараются себя вести, относиться к нему как к отцу, и всех стараются как-то помирить, объединить, как в семье. А сейчас такое явление возникло, начиная с конца 1990-х годов, когда Церковь более или менее окрепла после советских гонений, – возникло такое понятие, как «церковный администратор нового формата». Один настоятель монастыря в интервью в ответ на вопрос: «Как вы считаете, для кого нужны монастыри, кто идет в монашество, кто принимает, кому оно нужно?» сказал странную фразу, на мой взгляд: «Это неудачники по жизни, люди со сломанной жизнью, которые разочаровались в жизни. Они и идут в монастырь». Было такое ощущение, что берут интервью не у наместника монастыря, а у врача психиатрической больницы.

Может быть, у него задача была отпугнуть людей? Что называется, «искус»?

– Не знаю, какая у него была задача, тем не менее когда его спросили: «Кем вы себя считаете?», он ответил: «Я себя считаю прежде всего администратором».

Звучит отталкивающе.

– Да. Такое сейчас появилось «администрирование», это есть, и, конечно, это печально. Потому что там, где старые монастыри – Псково-Печерский монастырь, например, – там отношение к братии другое.

Сейчас возникает такая тенденция, особенно в новых монастырях: там, если монах, не дай Бог, в чем-то провинился, напился или еще что-нибудь, его стараются сразу за ворота, чтобы общую картину не портил. А в старых монастырях – нет! Я знаю людей, которые могли и запить или еще что-нибудь, но их оставляли, их старались вылечить…

Раз это семья…

– Да, в том-то и дело. Чем отличается администрирование от семьи? Администратор относится как наемник, вот и всё. В комсомольские времена, помнится, – чтобы все цвело и пахло, «красный уголок» был оформлен, чтобы все одинаково были подстрижены, все были в одинаковой форме и никто не выделялся. А когда семья – тут совсем другое отношение. Я знаю людей, которые даже умирали от этого дела, выпивали сильно, в тех же Печорах, но их терпели. Это немощь брата. Или еще какие-то проблемы у кого-то. До последнего боролись. Помню, один инок женился. Так отец Иоанн (Крестьянкин) и письма ему писал. Казалось бы, кто? – Иоанн (Крестьянкин), к которому каждый день толпы людей приезжали, руководитель государства приезжал, – а он писал письма оступившемуся брату. Вот что значит старец. Старец – это человек, который каждого, как свое дитя, любит и заботится, переживает о нем.

Как отец?

– Да. И такая любовь у них! А почему? Да потому что они в своей жизни столько испытали злобы, гонений. Они же все были гонимы, они же все сидели в тюрьмах. И отец Павел (Груздев) отсидел в лагерях, и батюшка Иоанн (Крестьянкин) сидел, и отец Николай (Гурьянов). Все они прошли очень тяжелый путь. Когда люди видели столько зла и несправедливости и остались живы после этого, я их понимаю: они не могли нарадоваться белому свету. Им все казалось хорошо. Впрочем, не казалось – было. Они умели благодарить Бога. Хорошо бы нам у них поучиться.

С игуменом Довмонтом (Беляевым)
беседовал Петр Давыдов

22 октября 2018 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 3429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Крещальные «орехи» игумена Довмонта Крещальные «орехи» игумена Довмонта
Игумен Довмонт (Беляев)
Крещальные «орехи» игумена Довмонта Крещальные «орехи» игумена Довмонта
Беседа с настоятелем Успенского храма в Ивангородской крепости игуменом Довмонтом (Беляевым)
Дают мне бумагу: подпиши. Я прочитал и отвечаю: «Не буду это подписывать. Я христианин, как же я могу ничего никому о Христе не рассказывать?! Это противоречит моим убеждениям». О, тут началось!
О старце Павле (Груздеве) О старце Павле (Груздеве)
Прот. Павел Недосекин
О старце Павле (Груздеве) О старце Павле (Груздеве)
Из цикла «По Руси»
Протоиерей Павел Недосекин
Отца Павла я не знал. Только слышал дома, что в Ярославской епархии есть один игумен, который лагеря прошел, а теперь подвизается, устроив себе дупло в дереве, и ходит босиком по снегу.
Старец Павел (Груздев) и его изречения Старец Павел (Груздев) и его изречения Старец Павел (Груздев) и его изречения «Совесть потерять — самое страшное»
Старец Павел (Груздев) и его изречения
«Молитесь! Как птица без крыльев — так человек без молитвы жить не может», — наставлял старец Павел Груздев. 13 января мы вспоминаем этого удивительного подвижника.
Комментарии
Светлана14 марта 2019, 11:11
Благодарю иг. Довмонта за полезную статью!

Царство Небесное отцу Павлу!
Валерий26 октября 2018, 01:40
Спасибо! От души посмеялся
Борис24 октября 2018, 03:13
Непонятно, что означает слово "(цензура)" в тексте?
Так можно подумать, что это свернословие.
А кто сквернословит, тот лишает себя Благословения Божьего и оскорбляет Пресвятую Богородицу.
Анна22 октября 2018, 10:04
Спаси Вас, Господи, отец Довмонт! Очень радостно на душе от таких душевных, добрых, настоящих воспоминаний.
Про "администрирование" - удивительно, что и в церковь это явление проникло.А с другой стороны - отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: "Миром правит Бог!". У меня эти слова из головы не выходят, а ведь он все видел, предвидел, столько бед перенес, тюрьму. Думаю, что он знал о чем говорил. Так что, слава Господу за все. Господь своих собирает.
Сергей22 октября 2018, 09:43
Благодарю, за дополнительные сведения об отце Павле. Не перестаю удивляться его уникальности. Он обладал чувством "правды момента", сказал бы так. Эпатировал,как и старец Гавриил (Ургебадзе). Но его эпатаж имел цель, не обратить внимание на себя, а вскрыть истинный смысл поступков человека и показать их ему. Он учил смотреть в сущность людей и событий. И опять таки, всё его поведение было пропитано глубокой верой, в сочетании с большой внутренней свободой и любовью к человеку. Смелость его проявлялась и в лёгкости признания собственных ошибок. И... прозорливость - дар Божий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Памяти архимандрита Павла (Груздева, † 13 января 1996 года) Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×