Интернет стал для нас параллельной реальностью, более того, абсолютно рукотворной и более гибкой к воплощению человеческих фантазий. Информационная война – это совокупность обрывков фактов, домыслов, идеологических векторов, новостной пулей летящей в голову обывателя. Жертвой инфовойн всё чаще становится Церковь, возникают целые сообщества людей, разочаровавшихся в спасительной миссии Божественного корабля или открыто ненавидящие всё, что с ним связано.
Про расцерковление и уходящих из Православной Церкви мирян и даже священников по-серьезному я начал получать весточки от знакомых ближе к концу первой половины года. Непоминающие, разочаровавшиеся, борцы за справедливость, охладевшие, жертвы епархиальных репрессий… В этом клубке обязательно есть и далекие от веры люди, влекомые маниакальной страстью осудить, очернить, представить в самом неприглядном свете христиан.
Если открыть какую-нибудь историю с «каминг-аутом», публичной исповедью, неизбежно почти с первых строк обдает тьмой и запахом тлена. Удивительно, но в неживых, казалось бы, строках, явственно встает дух автора. Внутреннее ощущение чего-то нездорового ты ловишь не сразу, характеризуя эмоции от прочитанного как состояние шока, чувство сострадания к «несчастному», негодование и пробирающееся внутрь уныние. Неужели всё действительно так?
Мне довелось плотно пообщаться с несколькими людьми, попавшими в жернова беса церковной критики. С помощью полученного из долгих бесед опыта можно разобрать грустный феномен антицерковной истерии, отвращения людей от Церкви и ухода из нее тех, от кого этого можно было ожидать меньше всего.
Причина всех причин всегда находится внутри человека. В Церковь мы однажды пришли, чтобы встретиться с Богом, даже если это было покрыто вуалью стремления к решению житейских вопросов или горькой скорбью. Мы искали помощи и утешения в последней инстанции. Дальше всё могло складываться по-разному. Кто-то так и держался рядом с церковной оградой, зная, что «если вдруг чего – надо зайти, помогает», а кому-то захотелось погрузиться в настоящую жизнь, возможную только с Богом. Самая трудная задача для любого человека – суметь изменить себя. Входя в Церковь, это нужно четко понимать. Мы приходим и играем по новым, духовным правилам, которые требуют от нас не потребительского отношения, а серьезных усилий. Проблема в том, что каждый из нас, в большинстве своем выросших в нецерковных семьях, по разным причинам оброс целым набором из убеждений, опций, установок, житейского опыта и сформировавшихся комплексов. Понимание Бога, веры в Него, Церкви Христовой и какой она должна быть, у каждого человека глубоко внутри может быть очень субъективным. И вот здесь, в области внутренних убеждений, начинается первая битва. Когда нам сообщают какую-то новость, мы пропускаем ее через фильтр собственных, личных ценностей и оценок. На одну и ту же ситуацию два разных человека могут реагировать абсолютно по-разному.
Это касается и тех событий, которые происходят в духовной жизни. Когда мы пришли в Церковь, мы многого не знали, со многим не сталкивались, и то, что называется искушением, регулярно стало случаться и с нами. Через внешние обстоятельства христианин испытывается на внутреннюю прочность, и то, что находится внутри него, реагирует, выходя наружу, и помогает впоследствии бороться с засевшей в нем страстью. Или человек не рассматривает случившуюся ситуацию как испытание, но решает взять на себя роль борца за справедливость и объявить на весь мир «священную войну» всем и вся, нарушающим его личный миропорядок. При таком подходе человек не меняется, а лишь укореняется в грехе и медленно движется по пути разрушения собственной души. В Церкви внезапно начинают появляться «враги», несоответствующие уровню личных ожиданий человека. Священник небрежно служит, невежливо и неучтиво себя ведет, ездит на дорогой машине, клирошане пересмеиваются во время богослужения, в лавке все злые, а весь приход вообще – сами не знают, зачем в храм заходят, и даже не пытаются как-то самообразовываться! Забыли каноны Церкви!..
Начинается медленный процесс осуждения, лукаво выдаваемый человеком за обличение лжи вокруг него. При этом здравомыслие (коль уж дорога греху открыта добровольно) постепенно сходит на нет. Человек не делает попыток понять окружающих, войти в их положение, посмотреть на них непредвзятым взглядом. Самое ужасное, что он начинает видеть вокруг себя один негатив. Почему?
В Священном Писании есть хорошие слова, которые часто цитируются и многим знакомы: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Взгляд на мир определяет нашу личную реальность. Обычно «расцерковившиеся» или просто злопыхатели церковные в своей критике пытаются этот аргумент опустить и не услышать. Но это ведь принципиальный момент. Если мы ищем Бога, значит, мы ищем Свет во всём. Мир – Творение Божье; человек – образ Божий; вечность, к которой мы пытаемся себя приготовить – место встречи с Богом, так с воодушевлением ожидаемое нами, наполненное предвкушением всеобъемлющей любви и доброты Творца. Разве у нас так много времени, чтобы заниматься поиском мирских нестроений?
Что делали наши предки лет эдак 500 назад? Карабкались к небу, возводя потрясающие шедевры церковной архитектуры, визуализируя духовные чаяния в иконографических шедеврах, творя гимны и литературные произведения, посвященные Богу. Искусство было не отвлеченным деланием, а индикатором ценностей общества своего времени. Что делает современник сегодня? Жалуется на жизнь, ругает всех и вся, как таксист в дилогии «Брат», и естественно, в таком состоянии вечного недовольства ничего созидательного не совершает. Никто не задумывается, что факт того, что мы как нация «дотянули» до нынешнего исторического этапа, как нельзя лучше – через сохранившиеся в подавляющем большинстве среди других «памятников древности» произведения церковной культуры – говорит об остром религиозном чувстве народа. И поверьте, изучая историю, нельзя не отметить, что жизнь без средств комфорта, в состоянии возможной агрессии внешнего врага, междоусобиц и общественных нестроений, которые всегда затрагивают и Церковь – потому что она плоть от плоти своего народа – не заставляла людей от своей Матери открещиваться.
Людьми легче всего управлять через негатив. Негативное восприятие реальности делает человека зависимым, перекрывает в нем источник творческого начала, а самое главное – любви. Смотрящий на мир недобрым оком ограничивает себя и становится зависим. Например, от новостей, которые своим негативом, как дрова в топке, подогревают соответствующую картину мира человека. Гневливость и обидчивость могут в восприятии «разочаровавшегося» мимикрировать под чувства справедливости и оскорбленного достоинства. А СМИ и откровенно враждебные Церкви блогеры очень умело используют человеческие страсти в своих интересах. Грех похож на алкоголь: чем больше употребляешь, тем сильнее пьянеешь. Негативное восприятие реальности сродни привычке, поддерживать которую необходимо приемом регулярных доз.
А кто-то, уходя из Церкви, просто пытается убежать от себя. Страсть, приверженность к чему-то земному, точит камень веры в душе, и человек ищет себе оправдания, перестает верить в Божье прощение и Его любовь. В таком состоянии выходом оказывается уход с Корабля спасения в свободное плавание, с полным потаканием себе и своим слабостям. Для кого-то и собственные, надуманные убеждения, правила и «религиозное» мировоззрение, сформированное самостоятельно, становятся «бременами неудобоносимыми». Бесконечное законничество и попытки рационализировать, впихнуть веру в мирское понимание жизни неизбежно приводят к серьезному внутреннему конфликту. Человек надламывается. И уходит, уверенный, что его мировоззренческая парадигма была правилами Церкви. Но ведь это не так.
Критика Церкви и уход из нее зачастую оправдываются ложным чувством поиска справедливости. Но разве нас не предупреждал Господь в Священном Писании, что мир никогда не будет совершенен, а мы будет ненавидимы миром и гонимы за Его имя?
Христос пришел в Церковь, пусть и ветхозаветную, но Церковь. Как с ним поступили? Справедливо? Нет, Его распяли. Вспоминая святителя Иоанна Златоуста, вселенского учителя Церкви, мы говорим о нем как о константинопольском патриархе, проповеднике, рисуем себе образ ученого мужа, пронесшего служение в спокойной обстановке христианской империи… Но всегда забываем, как окончил святой свой земной путь. Иоанн Златоуст стал жертвой интриг со стороны императрицы, был сослан и умер в изгнании, подвергаясь во время трехнедельного перехода из Армении в Абхазию издевательствам со стороны стражников. Царь Николай II, лидер крупнейшей в мире империи, потрясавшей современников мощью, был жестоко расстрелян вместе со всей своей семьей на Урале, вдали от столицы, дворцов и самодержавной жизни. И таких примеров «несправедливости» в отношении духовных авторитетов Церкви – огромное множество. Но это же не заставило их отвернуться, бросить всё, с обидой топнуть ножкой и уйти еще задолго до событий своего крестного пути, о котором они, конечно же, знали или, как минимум, имели стойкое предчувствие.
Христос показал, что мир не будет к нам добр. Наоборот, мы должны быть добры к миру. Мы должны подогревать огонь веры, которая «не от мира сего», словами Писания, опытом святых людей, таинствами, борьбой с духовными несовершенствами. В противном случае мы просто иссохнем, потеряем христианский дух, охладеем, перестанем понимать, зачем мы находимся в Церкви.
Каждому Бог приготовил свое испытание, цель которого – стать очистительным горнилом души от налета греха и несовершенства. Не люди вокруг нас какие-то не такие – напротив, все причины и ответы лежат внутри нас. Признаваться в своих ошибках, видеть в себе духовного монстра, соглашаться с тем, что я несовершенен – очень трудно. Но в этом и есть духовный труд, напряжение, выход на дорогу покаяния и перемены ума. «Неизмененный ум», неисправленные мысли в нашей голове неизбежно будут приводить к осознанному или не очень, но бунту против Бога и Его устроения Церкви. В общем, именно поэтому представители творческой интеллигенции, либералы, борцы за правду и «законники-канонисты» с таким остервенением атакуют Церковь. Ответ на поверхности: они находятся во власти негативных внутренних установок, с которыми неспособны справиться. Или им с ними комфортно.
В Церкви мы чаем встречи с Богом, ищем молитвы, пытаемся соприкоснуться с вечностью и уже сейчас начать строить внутри себя Царство Небесное. И это «строительство» не должно нарушаться никакими внешними факторами. Меняется мир вокруг нас, происходят глобальные изменения, события в жизни общества, среди людей. Но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Об этом нам необходимо помнить, чтобы не сбиться в дальнем плавании нашего спасения с пути, освещаемого Божественным маяком.
А коли не будет, то и делать в Церкви нечего!
И не разумеет человек, что царствие Божие не от мира сего!
Абсолютно согласен, если бы причащались постоянно, все было бы по другому))
Причаститься "в осуждение" - значит, принять Дары не с чистым сердцем, не простить всех, кто тебя обидел.
Если бы Иуда меньше думал о денежном ящике на Тайной Вечере, может, и у него в личной жизни сложилось как-то иначе))
Понимаю, что Вы проповедуете иную трактовку "осуждения". Мне проще, мой духовный отец проповедует причащаться на каждой литургии, минимум раз в неделю.
Причастие Святых Даров - и есть Встреча с Богом. Чудо не может "стать обрядом".
Почему уходят? Да потому что искали люди Бога, а дальше церковных обрядов не пошли. Правила вычитывали, в храм ходили, свечки ставили, на исповедь в очередях стояли, а Радости Встречи с Господом так и не обрели.
Никто им не объяснил, что Встреча с Богом происходит только в момент Причастия Его Тела и Крови. Всё остальное в богослужении второстепенное. Кто познал Божественную Радость Встречи, из Церкви не уйдет.
Нечего терять драгоценное время на активные посиделки в интернете. Информационная война ? Она не только с Церковью.
Если христианин - имей свою чёткую позицию и отстаивай её: верой,словами, делами
Заголовок статьи звучит многообещающе, но тема до конца не раскрыта, одни рассуждения.