Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной Православной Церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы Отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов.
Чаще всего как "чреватую кровопролитием" на Украине называют ситуацию вокруг ее святых Лавр - Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской. На каких основаниях ими пользуется каноническая Украинская Православная Церковь Московского патриархата? Каковы прогнозы?
В соответствии с решениями кабинета министров Украины 2011 и 2003 годов комплекс зданий Почаевской Лавры и нижняя часть Киево-Печерской Лавры (это 75 объектов) переданы в пользование канонической Украинской Православной Церкви сроком на 49 лет. Передача этих объектов канонической Церкви закреплена документами различных ведомств, но главными все-таки являются два постановления кабинета министров Украины.
Статус объектов недвижимости в обеих Лаврах различается. Но это, в основном, зависит от того, является ли то или иное здание памятником истории и архитектуры.
Что касается прогнозов, то мы, с одной стороны, слышим заверения президента Украины, что при том переформатировании религиозного пространства Украины, которое осуществляет там Петр Порошенко (политическими, а не церковными методами), никакого насилия применяться не будет. Но вместе с тем мы слышим выступления других должностных лиц, которые отказывают Украинской Православной Церкви в праве называться Церковью вообще и указывают, что ей не место на Украине. Это, конечно, не может не вызывать глубокую тревогу. Вместе с тем лидер украинских раскольников, так называемый патриарх Филарет Денисенко неоднократно заявлял о том, что после получения томоса от Константинопольского патриархата, который он так ожидает, обе Лавры - Киево-Печерская и Почаевская - должны будут перейти в состав новосозданной церкви. Надеясь ее возглавить, он недавним решением синода так называемого Киевского патриархата включил в свой полный титул упоминание о том, что он якобы является свещенноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской лавр. Хотя в действительности всем хорошо известно, что ни один из крупных монастырей Украины не отошел в ведение раскольников. И когда в 90-х годах усилиями политиков и ряда элит, покинувших Церковь, был произведен раскол православия на Украине, ни Киево-Печерская, ни Почаевская Лавра не последовали за раскольниками.
Надо отметить, что подавляющее большинство монашествующих на Украине принадлежит к канонической Украинской Православной Церкви. Их в 20 (!) раз больше, чем у двух разновидностей раскольников вместе взятых. Так что включение упоминания Киево-Печерской и Почаевской лавр в титул лжепатриарха - это еще одно дополнительное провозглашение намерения в будущем захватить эти древние обители.
А Святогороская Лавра?
Святогорская Лавра - меньший предмет публичных претензий и пререканий, потому что в регионе, где она расположена, позиции и деятельность так называемого Киевского патриархата крайне непопулярны. И совсем не пользуются поддержкой населения. Я думаю, что поэтому в речах лидера раскола отсутствуют и упоминания о Святогорской Лавре.
Но там недавно была американский посол…
Совершенно верно. Госпожа посол имела возможность ознакомиться с благотворительной деятельностью Святогорской Лавры и с ее служением нуждам перемещенных лиц, которые были вынуждены оставить места своего жительства из-за боевых действий, которые велись там вооруженными силами Украины.
Глава так называемого Киевского патриархата Филарет предлагает отнять у канонической Православной Церкви Украины право называться "Украинской" и "православной". Он пообещал, что все украинские православные церкви войдут в объединенную церковь под юрисдикцией Константинополя, а кто не войдет, потеряет право называться "Украинской православной" Церковью. Законную, каноническую Украинскую Православную Церковь он хотел бы назвать Российской Православной Церковью на Украине. Как вы относитесь к таким претензиям?
Я полагаю, что это мечтания господина Денисенко. Потому что происходящие сейчас в епархиях канонической Украинской Православной Церкви собрания духовенства подавляющим большинством голосов выражают свое желание, как и прежде находиться в составе канонической Украинской Православной Церкви. Поддерживают ее предстоятеля, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и избранный им курс и при этом не желают вступать в канонические отношения с представителями Константинопольского патриархата. Они также не желают идти под руководство "реабилитированных" Константинополем раскольников, но наоборот, желают и далее оставаться в составе Московского патриархата.
Заставить верующих людей насильственным образом переименовать свою религиозную организацию? Очевидно, что такие действия идут вразрез с основополагающими нормами, защищающими права человека. Странно, как такого рода намерения и заявления сочетаются с декларациями о якобы европейском выборе Украины, с которыми нередко выступают представители нынешнего украинского государственного руководства.
Кстати
Отец Николай, многих тревожит вопрос: как должны вести себя верующие Русской Православной Церкви, оказавшись на отдыхе или в паломничестве в Турции? Можно ли им входить в храмы Клонстантинопольского патриархата? Молиться? Поклоняться святыням? Понятно, что исповедоваться, причащаться и венчаться - нельзя. Но обрисуйте окончательную правильную модель поведения.
Люди, находясь в путешествиях с туристическими целями, посещают самые разные храмы и сооружения последователей различенных религий. Не вижу в этом отношении никакого препятствия и к тому, чтобы зайти в храм Константинопольского патриархата и поклониться общеправославным святыням. Мы же поклоняемся святыням и инославных храмах, например, в той же католической базилике в городе Бари и в других местах. Так что в этом отношении нет препятствий и для молитвы. Человек может молиться в любом месте, где он находится, апостол Павел учит нас молиться непрестанно. А что касается участия в Таинствах и богослужении - это другой вопрос. По нему принято решение Синода Русской Православной Церкви. И смею заверить, что Русская Православная Церковь несомненно сделает все необходимое, чтобы наши соотечественники, находящиеся в Турции, не оказались заброшенными и лишенными ее пастырской заботы.