30 октября 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Сердечно всех вас приветствую, дорогие мои!
Очень рад видеть представителей всех епархий Русской Православной Церкви — тех, кто несет ответственность за связь Церкви с внешним миром, за представление позиции нашей Церкви перед лицом нашей общественности и всего мира.
Хотел бы извиниться за то, что задержался на 15 минут. Но причина очень уважительная: мы с владыкой Павлом имели возможность осмотреть замечательную выставку, посвященную Киево-Печерской лавре, увидеть историю этого святого места, которая окрашена в самые драматические тона и краски. Чего только лавра не перенесла и не пережила! Конечно, XX век был веком особого страдания для монахов, а также трагедии самой лавры, с точки зрения сохранения ее культурного и архитектурного наследия. Но все прошло: храмы, некогда разрушенные, восстановлены, как восстановлена монашеская жизнь — сегодня в лавре около 200 монашествующих. Лавра стоит как великий оплот Православия, и верим: все, что сегодня происходит вокруг обители, как и вокруг нашей Церкви на Украине, пройдет так же, как прошли наветы, скорби, болезни и печали века двадцатого.
Ну, а теперь основное время мы посвятим нашей беседе.
Информационные войны стали реальностью нашей жизни. Это состязание, это конкуренция, это борьба, и участники информационных войн ставят своей целью победу над оппонентом. Информационными войнами наполнено современное медийное пространство. Что же это пространство означает для нас? А для нас это в первую очередь пространство для свидетельства. Если мы не свидетельствуем о христианской истине, то нам в это пространство и заходить не надо.
Когда я говорю «свидетельство», я не имею в виду церковную проповедь. Прежде всего я имею в виду все то, с чем вы соприкасаетесь и что отображается в ваших комментариях и размышлениях. И любые оценки происходящего в стране, в мире, в Церкви должны нести в себе это задание, этот, если хотите, энергетический заряд, — свидетельствовать о Христе, о Церкви, о спасении. Но еще раз хочу подчеркнуть: не словами церковной проповеди, а присущими современной журналистике словами, мыслями, философскими категориями и, конечно, искусством речи.
Думаю, это и есть главная цель и задача — никогда не отрывать свое профессиональное дело от свидетельства. В этом смысле на всех вас налагается определенная ответственность пред Богом. Если вы берете на себя смелость и ответственность представлять Церковь, если вы сознаете, что вашим главным делом является свидетельство о христианской истине, то в соответствии с этим должна выстраиваться и стратегия, и тактика вашей деятельности. Кроме того, от этого зависит не только стилистика изложения ваших мыслей, но и дух, который вы вносите вместе со своим посланием миру.
Выступая перед вами два года назад, я говорил, если кто-то из вас помнит, о сигналах и шумах — о том, чему я был в молодости научен одним американским священником. Он был не только священник, но и знаменитый ученый, физик, и объяснял мне, что мудрость заключается в том, чтобы уметь отличать шумы от сигналов. Что бы мне хотелось сегодня сказать в развитие этого тезиса? Сигнал нужно не только услышать — его надо понять и передать без искажения. Мы получаем сигналы, очень мощные, от нашего духовного наследия, от богословской мысли, от проповеди, от участия в Божественной литургии, от причащения Святых Христовых Таин. Но как важно свое собственное чувство, собственное религиозное переживание, полученное в результате воздействия столь мощных сигналов, так передать людям, чтобы они разделили с вами часть вашей жизни, ваших мыслей и, самое главное, вашу веру!
В условиях рынка легко продаваемая ложь проникает в глаза и уши тех, кто «сам обманываться рад». Люди ищут оправдание тому выбору, который они уже совершили, с радостью хватаются за правдоподобные, но недостоверные сообщения, которые помогают им утвердиться в чувстве собственной правоты. Так вот, умение отличить правду от того, что лишь похоже на нее, мужество распространять правду, а не ложь, рассчитанную на высокий рейтинг и «лайки», — вот что должно отличать профессионала. Православные христиане, как и православные СМИ, находятся под давлением все той же рыночной стихии: больше просмотров, больше «лайков», лишь бы немедленно, любой ценой оказаться в центре внимания. А те, кто ведут свои блоги, свои страницы в Интернете, понимают, что от количества «лайков» зависит цена рекламы, — так включается еще и коммерческий фактор.
Конечно, очень важно, с одной стороны, вписываться в рыночную систему, без нее сейчас невозможно; но, с другой стороны, нельзя вставать на очень опасный путь, который в конце концов идет к проигрышу — к проигрышу и в духовной жизни, и в профессиональном отношении. Ложь, надрывные крики, апелляция к страхам и антипатиям аудитории — все это работает очень недолго и быстро уничтожает самый ценный ресурс, который есть у СМИ, — доверие людей.
В этом смысле у меня вызывают особую печаль некоторые наши — в кавычках, конечно, — «церковные» блогеры. Нельзя назвать церковными людьми тех, кто работает не на Церковь, а на себя. Ведь всё это очевидно. Им кажется, что они респектабельны, что они владеют словом, что из-под их пера выходят хлесткие заявления, яркие сравнения, образы. Всё это кружит голову, и человек не понимает, что работает не на Церковь, не ради того, чтобы Церковь стала лучше, хоть именно эти цели декларируются. «Мы пишем всю эту гадость, чтобы Церковь стала лучше». На основании каких критериев лучше? Исключительно на основании собственного понимания того, какой должна быть Церковь. Но это понимание не совпадает с пониманием народа Божьего, с пониманием церковных Соборов, с пониманием всех тех, кто принимает ответственные решения за судьбу Церкви. И возникает вопрос: что означают эти визгливые крики? Что означает эта полуприличная публицистика, которая оперирует церковными понятиями и дерзает давать оценки церковной жизни? Все это выглядит как клоунада для людей проницательных. И важно, чтобы сами люди, которые используют пространство Интернета якобы от имени Церкви и во имя Церкви, понимали, что их позиция вызывает в первую очередь иронию, неприятие и не достигает никаких целей.
Кто-то из них пытается создать вокруг себя некие движения. Для чего? Якобы для того чтобы обновить, улучшить Церковь. Но ничего не получается, да и получиться не может, потому что в действительности речь идет не о великих целях, а о целях личных, корыстных, карьерных, которые, к сожалению, не дают таким людям спокойно и с пользой использовать свои способности, которые Бог им дал.
Наш путь — это упорный труд и созидание, прежде всего созидание доверия. Мы не можем и не пытаемся заставить доверять нам, но мы можем быть людьми, достойными доверия. Очень важно, чтобы всем, кто пишет на церковные темы, люди доверяли. Даже если затрагиваются какие-то сложные, болезненные темы, должно быть ясно, что их раскрывает человек, любящий Церковь, — не ради собственной корысти, не для того чтобы собрать больше «лайков», не для того чтобы сделать некую карьеру, повысить свой авторитет в определенном кругу нашей общественности. Для этого автор должен действительно соучаствовать в жизни Церкви, радоваться ее радостям, переживать за ее проблемы и стараться внести свой добрый христианский вклад, мирный и конструктивный, в то, чтобы наше историческое движение приводило к переменам к лучшему.
Нужно вспомнить еще и о том, что сегодня мы живем не в безразличном к нам медийном пространстве. Огромный объем информации направляется на дискредитацию Церкви, на подрыв ее авторитета. И чем больше людей участвует в церковной жизни, чем больше наших современников заявляют о своей принадлежности к вере православной, открыто ходят с изображением креста Господня, не стесняясь своих убеждений, тем сильнее желание ограничить Церковь, остановить нашу миссию. А для этого все цели хороши, и в первую очередь предпринимаются попытки подорвать авторитет Церкви, ее служителей, нередко посредством прямой лжи или тенденциозного толкования фактов. Как же мы должны себя вести перед лицом всего этого? Так же, как святые апологеты в Римской империи, — они защищали Церковь, они защищали Христа.
Пусть никто не думает, что происходящее ныне вокруг Церкви, борьба, которая сегодня ведется за души, не касается церковных журналистов. Более того, она в первую очередь касается вас, потому что ваше слово часто имеет большее распространение, чем слово архиерея или священника. Поэтому все мы несем ответственность за будущее нашей Церкви. И, как хорошие дети заботятся о своих родителях, так и мы с вами должны с любовью заботиться о нашей Матери-Церкви. Благодарю вас за внимание.