Многие сегодня относятся к Церкви оценивающе, рассуждают о ее недостатках, высказывают критические мнения. Бывает, что и осуждают. На конкурсе изданий «Просвещение через книгу» в этом году была отмечена книга митрополита Саратовского и Вольского Лонгина «Полюбить Церковь».
Подавляющим большинством людей, даже верующих, Церковь воспринимается в той или иной мере потребительски. Одни заказывают требы, чтобы все было «как положено». Другие приходят в храм, чтобы побыть среди людей со схожими взглядами. Все хотят обрести Божию помощь, попросить что-то для себя или близких и т.п. Не так уж много тех, кто может сказать, что в храм его влечет не необходимость что-либо получить, а внутренняя потребность, желание выразить свою любовь.
Любить всегда непросто, любовь требует от человека самоотдачи. Этому человек учится всю жизнь. Обрести безусловную любовь к Церкви — одна из основных задач современного верующего. Книга митрополита Лонгина рассказывает о необходимости неизменно пребывать в любви к Церкви и о том, как к этому прийти. Она будет интересна всем.
Возможно, кто-то полагает, что он уже любит Церковь, а потому не найдет для себя что-либо новое в этом издании. Но настоящая любовь всегда подсказывает, что она еще несовершенна, что она способна возрастать и улучшаться. Можно провести аналогию с человеческими отношениями. Чем сильнее и искреннее мы любим родителей, детей, супругов, других родных или наставников, чем больше мы по-настоящему желаем им всяческих благ, тем отчетливее мы сознаем, что можем проявлять к ним еще больше внимания, чуткости, истинной, а не показной заботы, и тем выше наши требования к самим себе.
Если мы действительно любим Церковь, то понимаем, что наше отношение к ней весьма далеко от совершенства, и что возрастать в этой любви мы должны стараться всю жизнь. Так что люди, любящие Церковь, захотят внимательно прочитать эту книгу, без всякого сомнения. Если же кому-то кажется, что он уже научился любить Христа и Его Церковь в достаточной мере, то, не боясь ошибиться, скажу, что этот человек заблуждается насчет себя. И ему уж точно стоит научиться любить и в этом поможет ему эта книга.
На первых же страницах автор отмечает одну из глобальных проблем нашего времени: «Мы даже не осознаем порой, насколько катастрофично то, что большую часть информации об окружающем мире и своей собственной природе человек получает сегодня из недостоверных источников, какими являются массовая культура, реклама и СМИ... На уровне своей внутренней жизни человек совершенно дезориентирован. Находясь на воображаемом пьедестале, он не может построить нормальные, здоровые, добрые взаимоотношения с людьми, тем более — передать свою жизнь Богу, довериться Ему».
С чего начинает человек, который стремится не на словах, а на деле стать христианином? Он старается стать чадом Церкви. Именно так и называется первая часть книги митрополита Лонгина. Но почему люди, которые заинтересовались верой, начали читать Священное Писание, посещать храм, участвовать в богослужении, не всегда становятся по-настоящему верующими? Автор дает советы, которые помогут избежать самых распространенных ошибок. Приведу те, что касаются христианского чтения: «Писание читать необходимо каждому, кто осознает себя или стремится стать христианином, но его восприятие должно происходить в свете церковной святоотеческой традиции».
Особо владыка Лонгин выделяет евангельские тексты, справедливо утверждая, что «Евангелие нельзя прочитать однажды, как любую другую книгу, и оставить, будучи уверенным, что «все понял и узнал». У людей бывают любимые книги, которые они читают и перечитывают по многу раз, — но и такое сравнение будет некорректным по отношению к Евангелию. К нему нужно не просто возвращаться время от времени — Евангелие должно жить в сердце христианина».
Ссылаясь на авторитет духовно опытных людей, которые еще в его молодости раскрыли ему правильное отношение к чтению Евангелия, Владыка советует, что чтение Евангелия должно стать «частью ежедневного правила». И далее он говорит: «Если человек читает его внимательно и с молитвой, через какое-то время его душа действительно напитывается евангельским духом и происходит самое главное — Евангелие становится критерием, которым человек проверяет все в своей жизни, абсолютно все жизненные ситуации».
В книге митрополита Лонгина затронуты вопросы, которые волнуют многих воцерковленных верующих. По своему опыту знаю, что наиболее острой для них является тема исповеди. Как исповедаться, если нет или почти нет покаянного чувства? Надо ли в таком состоянии исповедаться? Владыка Лонгин дает ответ, который будет понятен и невоцерковленным людям: «Дело в том, что покаянное чувство — результат голоса совести, а отношения человека со своей совестью — очень непростая вещь. Если человек слушает ее, старается не идти против голоса совести, то малейший проступок будет вызывать в нем сильное чувство раскаяния. А если человек постепенно приучается сначала в малом, потом в среднем, потом и в большом действовать против совести, то ее голос становится все глуше и глуше».
Особую ценность книге придает то обстоятельство, что митрополит Лонгин пишет для своих современников. Владыка не понаслышке знает условия жизни своих читателей: экономические, социальные и другие кризисы, которые сменяют друг друга и держат людей в напряжении, угрожая ввергнуть из спокойствия и достатка в нестабильность и бедность. Архипастырь подсказывает, как христианину нужно переживать и преодолевать трудности и тревоги: «Верующий человек — это не тот, кто выработал в себе непоколебимое спокойствие (и такие люди есть, но они всегда были очень редки), но тот, кто научился справляться с теми искушениями, напастями, бедами и скорбями, которые неизбежно посещают нас в течение всей жизни. Настоящий христианин постоянно борется с ветхим, падшим человеком внутри самого себя… Если у человека есть такой навык борьбы с ветхим человеком, исправления себя в любых ситуациях, навык жизни по Евангелию, то тогда и в трудных жизненных обстоятельствах, пусть даже он и поколеблется какое-то время, но быстро придет в себя, сможет собраться с силами и жить дальше».
В своей книге владыка Лонгин затрагивает много других важных для современного верующего человека вопросов. Также он делится воспоминаниями о Троице-Сергиевой Лавре, Афоне, Болгарии, где в молодые годы он учился, рассказывает о том важном, что открылось ему во время пребывания в этих местах. Все не пересказать: лучше прочитайте саму книгу.
Думаю, каждый читатель найдет для себя в этом издании то, что важно, нужно и интересно лично ему.