Толкование Священного Писания бывает буквальным или иносказательным. В первом случае мы пытаемся понять прямой, очевидный смысл текста. Во втором – предполагаем, что за этим основным скрыт другой слой (или даже несколько слоев): некая мораль, богословие, прообраз или пророчество. Не всегда возможно сказать, задумывал ли сам автор текста этот дополнительный слой. Иногда иносказательное толкование лишь плод мысли толкователя. Что ж, и это неплохо. Нам дано Слово Божие, и, размышляя над ним, мы можем получить, при содействии Духа, нечто удивительное, назидательное и полезное.
Возьмем 8-ю главу Евангелия от Луки. Здесь как бы мимоходом, всего в шести стихах, уместилось событие, длившееся не более шести минут. Без труда понятен прямой смысл произошедшего: несчастная страдалица получила от Господа Христа чудесное выздоровление по своей вере и Его человеколюбию. Экзегеты уделяли немало внимания и отдельным деталям этого эпизода, делая из них те или иные выводы. Но эти шесть строк способны на большее – вновь (а этим нужно заниматься вновь и вновь) побудить наш ум к созерцанию самого главного – Спасения во Христе.
В качестве отправной точки будем считать, что кровоточивая женщина олицетворяет всё человечество. Как женщина призвана к бракосочетанию и счастливому семейному союзу, так и человеческий род подобен невесте, которой предстоит вступить в брак с Женихом-Господом. Этот образ неоднократно встречается на страницах Библии (см.: Еф. 5: 25–27; 2 Кор. 11: 1–2; Откр. 12: 1–2).
Но постоянное кровотечение делает женщину постоянно нечистой. По иудейскому закону к ней и прикасаться нельзя (см.: Лев. 15: 19–33). Из-за продолжительной болезни она истощена, вид ее непригляден и неприятен.
Как состояться браку?
Болезнь этой женщины – символ нашей греховности. И грех разрушает нас
Болезнь этой женщины – символ нашей греховности. Люди заражены грехом, и он подтачивает наши силы, лишает настоящего счастья, удерживает от блаженной цели – соединения с Господом. Грех разрушает нас.
Кровотечение – лишь симптом болезни. Что-то было неладно в организме этой женщины, в результате чего шла и не останавливалась кровь. Мне это напоминает ветхозаветные жертвоприношения: рекой текла кровь овнов и тельцов, голубей и козлов, но грех не вымывался этим потоком, не утекал вместе с кровью (см.: Евр. 10: 4, 11). Болезнь прогрессировала.
Сказано, что женщина обращалась за помощью к разным врачам, испробовала всевозможные снадобья, но лучше ей не стало. Да, есть разные религии, многообещающие духовные лидеры, увлекательные курсы «саморазвития». Поможет только Бог.
И вот несчастная набралась веры и, коснувшись кисточек на одежде Господа Христа, тотчас ощутила себя здоровой. Разве это не иллюстрация того, как совершается спасение человека? Сначала приходит осознание своего бедственного положения, затем поиск Спасителя, путь ко Христу, затем прикосновение. Прикосновение – это религиозные формы, от которых никуда не денешься. Некоторые люди говорят: мол, Бог в душе у меня, не нужны мне эти ваши храмы, богослужения, крестик на шее и прочее. Но если человек действительно верит живой, активной, заинтересованной верой, то совсем без религиозных форм он не обойдется.
Наше прикосновение ко Христу – в принятии Крещения
Наше прикосновение ко Христу – в принятии Крещения. После этого поток крови останавливается, ибо жертва Христова заменила все прочие жертвоприношения (см.: Евр. 9: 24–26, 10: 10). Ибо для родившегося свыше грех уже не норма, а исключение.
Христос спрашивает эту женщину: «Кто прикоснулся ко Мне?» Конечно, Он прекрасно знает – кто. Так в первобытном райском саду Бог спрашивал: «Адам, где ты?» – зная, в каких кустах тот сидит, но спрашивал же, так как в самом вопросе была польза, отсрочка для Адама, чтобы тот еще смог одуматься и раскаяться.
Здесь тоже в вопросе Христа звучит призыв раскрыться, явить другим людям совершившееся чудо. Пусть просияет слава Божия! И женщина рассказывает, что произошло.
Очень важный шаг – исповедовать свое спасение во Христе, открыто о нем свидетельствовать
Подобно и с нами. Недостаточно просто уверовать и принять Крещение. Очень важный шаг – не будем о нем забывать – исповедовать свое спасение во Христе, то есть открыто о нем свидетельствовать: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10: 9–10).
Венчаются эти шесть стихов словами Христа: «Иди с миром» (Лк. 8: 48). Господь не просто желает исцеленной «доброго дня». В этом выражении – намек на блаженство будущего века, напоминание о том, что Царство Божие не только грядет, но и «внутрь нас есть» (ср.: Лк. 17: 21). О том, что с ним нужно идти по жизни. С Ним.