В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла. Это родной город схиархимандрита Илия (Ноздрина), которому тогда, еще будучи подростком, довелось принять непосредственное участие в этом переломном для хода всей войны моменте.
– Батюшка Илий, расскажите о войне, – вы же ее застали?
– Сколько бед война принесла. Сколько миллионов жизней погублено… Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!
– Слава Богу, что мы сейчас можем говорить о Победе в Великой Отечественной войне. Первая мировая война была для нашей державы не менее великой, если бы не предатели, заключившие потом еще и этот позорный Брестский мир. Война только извергам может нравиться. Ничего хорошего она не несет.
Господь пришел, чтобы мир дать. За Божественной Литургией мы слышим слова Христовы: «Мир вам! Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Конечно, нам известны и другие слова Господа: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Грех учиняет разделения. Внутри самой России был мир до 1917 г. Все воспринимали Россию как великую державу, гарант мира. В настоящее время мы уже ясно знаем, сколько всего было потеряно из-за революции и последующего геноцида русского народа. Есть эволюция, а есть ре-волюция, – это то, что отбросило нашу страну назад.
– Если назад, то нам снова надо проходить неусвоенные уроки. Как не наступить на те же грабли?
– Причиной всех бед, постигших русский народ в XX веке, стало восстание против Бога. Те, кто делал революцию, старались своим тернием кумирослужения заглушить последние ростки веры в Бога у русского народа.
– Ну им же это не удалось?
– Нет. Новомученики, исповедники выстояли. Да и сама Великая Отечественная война была попущена народу, чтобы образумились. Много жизней унесла война, но здесь русские люди шли защищать свою страну – это ратный подвиг, дело Божие. А когда до этого внутри самого государства свора обманно дорвавшихся до власти узурпаторов миллионами убивала своих же граждан, – вот что по-настоящему страшно. Ради чего убивали?! Предавали голодной смерти матерей с детьми, целые семьи, оставляя их без кормильцев, а то и вывозя без еды, без теплых вещей на верную погибель. Для чего, спрашивается, все это? Чтобы отстоять свою незаконно захваченную власть, которую и употребляли для геноцида русского народа?!
Вот недавно Церковь чтила память новомучеников, в Бутово пострадавших. Там убиты и сброшены во рвы десятки тысяч человек! На территории всей страны в каждой области, в каждом крае есть такие полигоны смерти. Сколько Россия потеряла лучших своих людей!
Как бы это ни сложно было воспринять тем, кто за десятилетия госатеизма оказался совершенно далек от подлинно христианского мировоззрения, но сама Великая Отечественная война была попущена, чтобы спасти Россию. Потому что до этого в стране власть воевала против собственного народа. Народ был, к сожалению, уже перед войной ослаблен той политикой, которую проводила советская власть. Поэтому немцы так быстро и продвигались к Москве.
Нам, кстати, очень помогли греки. Об этом мало кто знает. Когда страны Западной Европы были уже порабощены Гитлером, союзническая ему фашистская Италия потребовала от Греции сдаться без всякого сопротивления. Фашистам нужны были греческие «стратегические позиции»: порты, аэродромы и т.д. Враг уже продвигался к России. Но греки сказали: «Охи!» (нет). В Греции до сих пор празднуют этот день. И мы должны быть братскому греческому народу благодарны. Там задержали фашистов, оказывая им сопротивление, так что планы Гитлера были уже несколько нарушены, и у Москвы он, в том числе благодаря и греческому сопротивлению, оказался уже к зиме. А там ударили и русские морозы… Атеисты, конечно, как им кажется – правильно, полагают, что это случайность. Но ничего случайного нет и быть не может. По слепоте своей духовной так думают и говорят.
Сказано: «Восстанет народ на народ» (Мф. 24:7). Но также: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Греки явно жертвовали собой, но русские, и без того уже ослабленные гонениями, ссылками, расстрелами, голодом, лагерями, остановили фашизм!
Сколько наших воинов погибло под Вязьмой! Там даже винтовок не хватало. Мы там миллион бойцов потеряли. Дорога на Москву была открыта…
– Батюшка, а старцу Нектарию Оптинскому более чем за 10 лет до начала войны было видение: идет битва между тьмой богоотступников и малой кучкой христиан, которых все меньше и меньше, так что противник уже празднует победу, начинается карнавал… Как вдруг эта кучка христиан устремляется на врага и в один миг усеивает трупами все поле брани. И женщины сражались, и дети. «Как же вы могли-то?» – спрашивает их старец Нектарий. – «Да Бог помог». – «А чем же вы воевали? Оружия-то не было». – «А чем попало».
– Все так и было! Мы же все видели, какой тогда была немецкая авиация, сколь убийственны были их мессершмитты. Пролетят над фронтом – и сколько жизней наших солдатиков оборвется.
В техническом плане у немцев было явное превосходство. У нас, помню, были такие машины – трехтонка и полуторка. Мы, мальчишки, смотрим: наша машина остановилась, соберемся вокруг, глазеем, нам же интересно. А водитель, бедняга, мучается, ему на фронт гнать надо, а он выпрыгнет из кабины и давай ломиком камеру из колеса вытаскивать, чинить ее, клеить. Пока он ее еще обратно установит… Не физической силой мы одолевали и еще не раз одолеем врага.
– Отец Кирилл (Павлов), сам фронтовик, вспоминал: «В начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные; только появится мессершмитт, даст очередь – и наши самолеты валятся. Больно и печально было на это смотреть…» А потом, как люди каяться начали, говорил: «Я был прямо восхищен – катюши, артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были воодушевлены. Это все-таки Господь помогал нам!»
– Только Господь по молитвам к Нему стариков, еще сохранивших веру, детей по их чистоте, матерей, переживающих за чад, да и самих воинов (на войне атеистов не бывает) – сохранил страну. Все молились! А Господь просто чудеса творил. Немцы бы сходу влетели в Москву, как они продвигались до того вглубь страны. Да вот их техника сбои начала давать, наступили русские холода. И потом Бог неоднократно помогал нам, как народ стал каяться и молиться. Перелом в войне – Божие чудо.
– Батюшка, вы же тогда еще в подростковом возрасте стали участником наступательной операции наших войск?
– В том-то и дело, что это все Господь. Что я там мог сам голодный мерзнущий мальчишка сделать?
Мы уходили от бомбежек в соседний поселок, там жили наши родные. Мама оттуда ушла обратно домой рано. Брат, сестра, помню, еще оставались у родных. Бабушка вообще из дома не уходила, ничего не боялась. А мне, помню, надо идти, а я не могу. Уже утро, рассвело, давно пора возвращаться, а я не могу! Кто-то меня не пускает! А потом уже чувствую: иди! Я собрался и тут же пошел. Там пару километров идти от поселка Крюковка до нашей деревни Редькино (потом вошла в состав Станового Колодезя. – Ред.). Поднимаюсь на небольшую возвышенность, слышу какой-то гул, немецкая машина идет. Я перекрестился. Машина меня обогнала. Потом притормозила. Смотрю, что-то выпало. А машина газанула, и немцы поехали дальше.
Считаю случившееся Промыслом Божиим. Машина уехала за переезд. А там уже оставалось небольшое расстояние до основной дороги, по ней немцы сновали туда-сюда: на Орел, на Курск. Там много машин ездило, иногда и постоять приходилось, чтобы только перейти эту дорогу, – такое движение развели. Я не знаю, что там у немцев случилось, то ли шнапс помог… Но в руках у меня оказались карты.
Но и это еще не все. Когда я вышел на переезд, думал идти по дороге, а там пункт СС, но мы раньше мимо него ходили, а в тот момент: не могу идти и все. Точно что-то меня снова удерживает! Я и пошел по железнодорожным путям до дома. Я-то просто мальчишка был, знаете, как дети ходят по рельсам, балансируют… А это очень важно оказалось! Потому что следов не осталось. Иначе меня бы вычислили. Да, может, и собаки бы взяли след.
Я действительно свидетельствую обо всем этом как о чуде! Меня явно кто-то удерживал и направлял. Ну что я, подросток, понимал?! Я вообще этот планшет сначала открыл, смотрю, там ничего для желудка нет, я его даже бросить хотел. Мы с детства так росли, что у нас все мысли о еде тогда были. Да и по-человечески я боялся: потому что тогда, только что не так, немцы сразу же стреляли. Но опять же кто-то мне точно подсказал взять всё же эти документы…
Принес я их домой. Открываю: две бумаги. Первая карта – просто топографическая, а на второй – все укрепсооружения немецкой армии отмечены. Проходит минут пять. А у нас хатенка такая была, гнилушка какая-то. Мы ее на зиму еще и навозом обкладывали – это такой способ, чтобы тепло сохранялось. У нас немцы почти не останавливались. Разве что когда совсем уж огромные колонны их шли. А так они себе повольготнее избы выбирали. В таких, как наша, военнопленных размещали. И то к тому времени у нас никого уже не было.
А тут вдруг забегает… Помню, звали его, по-моему, Андрей. Его обязали за лошадьми присматривать, а часть лошадей как раз в нашем сарае держали. И вот он забегает, видит у меня в руках бумаги. Сразу смекнул, что к чему. Спрятал их у себя, кажется, в валенках. Это все зимой, где-то в середине января 1943 г. происходило. Планшет тут же в печку горящую бросил, чтобы немцы ничего не нашли. А сам Андрей побежал пробираться к нашим по линии фронта. Этот человек, конечно, совершил героический поступок. Он-то был взрослый, понимал всю меру ответственности, но и риска: поймай его немцы, – безусловно, убили бы.
Уже в наши дни ко мне приезжала дочь маршала Константина Рокоссовского, руководившего сражением на Курской дуге. Она подтверждала, что к отцу действительно попали эти бумаги, он сам неоднократно об этом рассказывал. Этот военачальник не стал ничего согласовывать со Сталиным, ждать его распоряжений было некогда, кто-то должен был взять ответственность на себя, и он сам отдал приказ о наступлении. Это тоже героический поступок. От Сталина ему потом влетело, но, как говорят, победителей не судят…
Тогда, помню, как только наши пошли в наступление, в 500 м от нашего дома подбитый немецкий самолет упал. Я как участник этих событий свидетельствую, что это действительно было Божие чудо! И таких чудес было много.
– А от самих людей что все-таки требуется, чтобы побеждать?
– Даже вот в этом случае, смотрите: почему немцы не сразу спохватились? Они же даже видели меня! Я же на пригорке стоял, когда машина проезжала!
– Может, не видели, вы же перекрестились… Такие случаи известны, и американцы святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского не видели, когда ему это надо было.
– Ну, может, и не видели. Но потом они все очень тщательно искали. Метр за метром дорогу скоблили. Но искали-то спустя неделю! А просто подвыпившие военачальники, видно, не захотели сразу вышестоящим признаться, что карту потеряли. А самому Гитлеру, возможно, вообще так ничего и не сообщили.
Побеждает народ или проигрывает – зависит от уровня нравственности всех и каждого.
– Батюшка, а когда еще война шла, нашу Победу предсказывали?
– Говорили-говорили. Были святые люди, Господь открывал. Хотя, помню, и по-простому выкладки делали: «Солдатская каша – победа наша».
Я на днях был в Крыму. Интересовался историей. Крым до 1944 г. был оккупирован немцами. А Орел еще в 1943 г. отстояли.
– Известно же, что первый салют во время Великой Отечественной войны был дан в честь освобождения Орла.
– Да. Но главное – храмы народу тогда в 1943 г. уже возвращали! Сколько ни пытались вбить в головы, что само по себе все существует, а люди-то чувствуют, что Промыслом Божиим хранимы.
– В благодарность Богу за победу над Наполеоном в войне 1812 г. построили Храм Христа Спасителя. Когда его в 1931 г. взрывали, в Германии как раз в это время решался вопрос о приходе Гитлера к власти… А у нас в благодарность за Победу 1945 г. построены какие-то храмы?
– Верующие, конечно, благодарили Бога в храмах своих душ. Многие во время войны уверовали, обратились к Богу. Верующие вообще за все то доброе, что посылает Господь, благодарят. А это – на каждом шагу! А так, чтобы в масштабе всего народа, наверное, у нас и нет благодарности. Мало благодарения в душах.
– Может, это естественная реакция: десятилетиями же кумирослужение насаждалось, так что постоянно не пойми кого вменялось благодарить «за наше счастливое детство».
– Так людям смогли мозги запудрить, что до сих пор иные палачей за якобы предоставленные народу блага чтят. Какие там блага?! Благ только Господь Бог. У меня у самого дедушка и бабушка с голоду умерли. Какие блага кто им предоставил? Это были работящие честные люди. Жили они на нашей родной плодородной матушке-кормилице русской земле. Еще мой прадед для мельниц делал жернова. Люди сами пшеницу, рожь растили, мололи, пекли. На Орловщине, старики рассказывали, хлеба всегда было вдоволь. У меня бабушка, родители говорили, если видит, кто по улице идет, всегда спрашивала: «Может, вы не обедали?» – к столу приглашала.
Когда же я рос, так мы уже впроголодь жили. Хлеб у нас только в 1947 г. стал появляться. А так и до войны хлеба не было. Как это вдруг, пришли большевики-коммунисты к власти, и народ стал сотнями тысяч, миллионами вымирать? Какой прирост населения при царе Николае II был, которого эти же палачи и расстреляли. А потом что? В какую демографическую яму народ столкнули! Какие такие блага и кому они предоставили? Это же все от лукавого, просто как-то смогли эту ложь бедным людям внушить.
Человека легко одурачить, если он не в Церкви, не по Закону Божию живет. Почему отняли у детей Закон Божий? Разве он не нужен? Почему разрушали храмы? Какая в этом необходимость? Когда началась война, все стали молиться. Поняли, что без Бога, без храмов – никак.
Создатель, не стесняя свободную волю человека, дал нам Свой закон. Он и в Ветхом Завете изложен, а тем более в Новом. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в разумение истины (см.: 1 Тим. 2:4). Всем желает блага. Высшее благо – вечная жизнь. Господь наш Иисус Христос Своими страданиями открыл нам путь возвращения в жизнь вечную. Живи только по-евангельски. Даже здесь, на земле, нам для жизни все дал Господь. Почему же не благодарить Творца? От того-то, что посеяли в народе безбожие, и сейчас столько нестроений и бед. Не до конца люди покаялись, повернулись к Богу – да как-то постольку поскольку, полубоком… Двум господам хотят служить, а это невозможно (см.: Мф. 6:24). Когда живут люди по Божиим заповедям – все слава Богу!
А сейчас как много разводов. Разве такое было до революции? Раз вы сошлись по любви, то зачем же вам расставаться? Детям на страдания?
– Это хорошо, если дети есть. А сколько сейчас абортов делается…
– Да, это война против своих детей. Это же все внедрялось в сознание поколений десятилетиями госатеизма. От абортов погибло больше, чем на фронтах Великой Отечественной… И чего тогда войной ужасаться? Сейчас – только живи! Почему же себе самому человек как будто добра не желает? Ни одна другая страна в мире не имеет столько земли, ресурсов, сколько Россия…
– Преподобный Серафим Вырицкий, который в Великую Отечественную войну повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, – вымаливал Россию, стоя ночами напролет на камне, предсказывал, что китайцы на нашу землю будут посягать…
– У них не так много сил…
– Предсказывал, что до Урала дойдут, а потом в наших же озерах сотнями креститься будут.
– Они и сейчас многие крестятся. Я вот недавно тоже китайца крестил. А еще я как-то крестил академика, его самого так поразило, что даже китайцы тянутся к тому, что еще и не всем русским вновь открылось. Причем у нас-то сейчас храмы открыты, масса духовной литературы есть. А в Китае на госуровне нельзя сказать, чтобы все это поощрялось, – у них сейчас там так же, как у нас в свое время было. Интересующимся православием даже книги духовные читать, говорят, не дают. Слава Богу, в России сейчас молодежь может книги духовные читать. Прочитают – разберутся сами, что к чему.
Главная проблема сейчас – в Малороссии какую рознь разжигают! Это все западные продуманные технологии, так и нашу молодежь развращают.
– А про нашу молодежь преподобный Серафим Вырицкий говорил, что, дойдя до крайней степени падения, тем горячее будут каяться, и именно благодаря подъему благочестия Восток, войдя в России в соприкосновение с истинной верой, просветится.
– Да, наша молодежь тоже кается. Даже из старшего поколения коммунисты каются: «Что ж я такой дурак был?» Вся-то сила у Бога.