«Все преодолимо, когда Господь с тобой»

Беседа с митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием (Кутеповым)

Нынешним летом в течение месяца я знакомилась с духовной жизнью Тульской земли, как путешествуя по своей исторической родине, так и изучая главные новости Тульской митрополии по епархиальным ведомостям. В одном из выпусков с интересом прочла интервью с митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием (Кутеповым). Меня удивила необычность судьбы владыки, ведь вехи его жизни измерялись событиями поистине историческими. Он был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в юбилейный 1988 год возведен в архиерейский сан. В течение 12 лет – с 1990 года – владыка Алексий возглавлял Алма-Атинскую кафедру и поддержал свою паству в нелегкое время распада Советского Союза. И вот уже 16 лет митрополит Алексий связан с Тульской землей – родиной блаженной Матроны Московской, 20-летие канонизации которой православный мир отметит в следующем году. О том, каким было это многолетнее служение, – беседа с митрополитом Алексием.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов) Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов)

В родной Москве

– Владыка, поздравляю вас с недавним 65-летним юбилеем! Какое значение для вас имеет то, что новую веху своей жизни вы встретили на Тульской земле?

– Это милость Божия! Ведь в Тульской области жили родители моего отца, Николая Андреевича Кутепова, и мамы, Галины Васильевны. Поэтому я чувствую себя в Туле как дома, что очень помогает мне в работе во славу Божию.

– Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

– Родился я в Москве, где и прошли мои детские годы. Именно в детстве произошли события, которые повлияли на всю мою последующую жизнь, повернув ее к Богу. Один из таких переломных моментов случился во время моего обучения в школе № 202 Тимирязевского района Москвы, в 1961 году, когда было принято решение о замене школьной формы: сначала мы носили гимнастерки, им на смену пришли пиджаки. Покупать новую форму мы с мамой отправились в магазин «Смена», который находился недалеко от станции метро «Сокол». А рядом с магазином была церковь в честь Всех святых, в которой, кстати, меня в детстве крестили. И так как в магазине была огромная очередь, меня мама и привела в эту церковь. Богослужение уже завершилось, и бабушки усердно мыли полы в храме. Я же запомнил так поразившую меня картину: солнечный свет необычайно теплыми потоками лился откуда-то сверху, и в этих лучах сиял Казанский образ Божией Матери. А у меня было такое впечатление, что я нахожусь в родном доме. Мама меня пыталась увести, а я не мог сойти с места. Это посещение храма в детстве сохранилось в памяти на всю жизнь.

Киево-Печерская Лавра в 1960-е годы Киево-Печерская Лавра в 1960-е годы

Старец Серафим (Шинкарев) сказал: «Тебе надо поступать в семинарию»

– Читала, что другой переломный момент был связан с посещением Киево-Печерской Лавры.

– В школьные годы я был еще членом пионерского штаба Тимирязевского района «Алый парус», который дружил с таким же штабом города Киева. На летние каникулы мы ездили в гости к украинским школьникам, а те нас однажды пригласили в Киево-Печерскую Лавру. Но в то время Лавра не была действующим монастырем, а скорее таким музейным городком. Тогда я впервые побывал в пещерах монастыря и помню, что сначала очень боялся туда идти, признаться же в этом ребятам мне было стыдно. Но потом, когда прошел дальше и увидел раки с мощами преподобных отцов Печерских и прочел их имена: «Преподобный Нестор Летописец, преподобный Илия из града Мурома, преподобный Марк гробокопатель», то испытал такое потрясение! А следуя далее по тоннелю пещер, понял, что здесь изумительный воздух и наполнены пещеры сияющим и теплым светом. И так же, как и в московском храме, в пещерах Лавры я почувствовал, что нахожусь дома. Уходить не хотелось. В течение шести лет мы каждую весну приезжали в Киев, и я уже по своему желанию посещал Киево-Печерскую Лавру.

Архимандрит Серафим (Шинкарев) Архимандрит Серафим (Шинкарев)
– Но после окончания школы вы поступили в светский вуз…

– Да, на химический факультет Московского государственного пединститута имени В.И. Ленина. Увлекался естественными науками. И родители видели меня в будущем школьным учителем.

– Дальнейшие события вашей жизни вообще трудно объяснить: вы, отличник, член бюро комитета ВЛКСМ института, бросаете вуз на втором курсе!

– Потому что на втором курсе пединститута я уже твердо понял, что хочу посвятить себя служению Богу. Выбор такого пути был связан и с советом старца Троице-Сергиевой Лавры Серафима (Шинкарева). Отец Серафим даже внешне напоминал преподобного Серафима Саровского. Хотя он был немногословным человеком, но народ к нему тянулся. Вот я к нему подошел и спросил его о том, какую стезю мне избрать, и старец сказал, что мне надо поступать в духовную семинарию.

– Но прежде вы еще поработали на заводе «Наука», который занимался строительством космических кораблей. А что делали здесь вы?

– Вы думаете, мне что-то серьезное доверяли? Я же трудился на заводе в качестве подмастерья. Мне давали маленькие поручения: что-то спаять, например. Но это продолжалось недолгое время – восемь месяцев. А после смены я готовился к поступлению в семинарию.

Духовный наставник

Митрополит Серапион (Фадеев) Митрополит Серапион (Фадеев)
– Расскажите, пожалуйста, как в вашей жизни появился духовный наставник – митрополит Серапион (Фадеев)?

– Когда я поступил в семинарию, то первое послушание, которое получил, было иподиаконство у епископа Подольского, викария Московской епархии владыки Серапиона (Фадеева). В это время он был представителем Святейшего Патриарха Московского Пимена при Патриархе Антиохийском. И сначала я помогал владыке Серапиону, когда он приезжал в Москву. А потом, когда владыка Серапион был освобожден от должности представителя Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском, я уже постоянно находился с ним рядом.

– Было ли что-то необычное в общении с владыкой Серапионом?

– Молчание. Мне приходилось с владыкой часами молчать. Когда он приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, после завтрака по обыкновению принимал доклады, после чего просил меня остаться, и мы молчали. Смотрел я тогда на этого старца и постепенно постигал все сказанное им. «С Креста не сходят, с Креста снимают», – говорил владыка, и это была не просто красивая, величественная, достойная фраза, а отражение огромного выстраданного опыта жизни моего духовного наставника.

Владыка Серапион говорил мне: «Помни: Церковью управляет Бог»

Он каждой своей фразой умел остановить меня и заставить задуматься. Я ведь часто ему рассказывал о том, что происходит в жизни Церкви, и однажды он накрыл мою руку своей и сказал: «Помни: Церковью управляет Бог». А мы забываем об этом в суете: удалось сделать запланированное – и мы, как тесто на дрожжах, поднимаемся в собственных глазах. И Бога уже не надо. А в этой суете ты Его никак и не ощущаешь. Вот владыка Серапион мне и напоминал: «Помни: Церковью управляет Бог».

Святейший Патриарх Пимен Святейший Патриарх Пимен
– Повлияло это общение с духовным наставником на ваш выбор монашеского пути?

– Да. Ведь будучи помощником викарного епископа, я постоянно находился рядом с патриархом. И во время одной из служб Святейший Патриарх Пимен обратил на меня внимание, вернее, на характер чтения мной Шестопсалмия, и сказал: «Монастырское чтение». А после службы Святейший поинтересовался у владыки Серапиона моей дальнейшей судьбой.

«Он не решил еще – быть ему семейным или монахом. Но склонность к монашеству имеет», – ответил мой наставник. Ну, монахом становиться было мне рано, а как раз недавно прошло заседание Священного Синода, на котором целибат был запрещен. И тут к моему удивлению Святейший Патриарх предложил для меня сделать… исключение. И на праздник Сретения я был рукоположен во диаконы в Елоховском соборе. Примечательно, что в тот памятный для меня день здесь все представители Священного Синода совершали Литургию. А когда подошло время моей диаконской хиротонии, Святейший, обратившись ко всем преосвященным, сказал, что они могут отдохнуть, а Преосвященный Серапион, епископ Подольский, будет священнодействовать. Так викарный епископ и мой духовный наставник совершил мою диаконскую хиротонию.

В Сибирь

– Владыка, как же после Первопрестольной вы оказались в Сибири?

– После завершения духовной семинарии ректор благословил меня продолжать обучение в духовной академии и заниматься научной работой. Но на выпускном вечере Святейший Патриарх Пимен, вручив мне диплом, благословил ехать в тогда Иркутскую и Читинскую епархию помогать владыке Серапиону, который стал ее управляющим. Мне предстояло здесь потрудиться в качестве секретаря епархии.

Но перед этим владыка Серапион совершил в Троице-Сергиевой Лавре мой монашеский постриг и нарек мне имя Алексий в честь святителя Московского Алексия.

– А по приезде на место ваших дальнейших трудов что особенно поразило вас?

– Величина Иркутской и Читинской епархии, которая простиралась от Енисея до Тихого океана и до Японии. Несколько суток поездом ехать было из Москвы до Иркутска и столько же потом от Иркутска до Владивостока. А если заезжать еще и на другие приходы – сколько нужно было времени! И когда владыка Серапион принял управление этой епархией, в ней было всего 29 приходов. Можете себе представить, какая духовная жажда была у наших прихожан. Самая главная проблема заключалась в кадрах – долго мы не могли найти из числа местных жителей людей, которых можно было направить к священнослужению.

– Как решалась эта проблема в те годы?

– Выручали нас братья с Украины, особенно прибывшие в нашу епархию из Закарпатской области. Они были духа православного, твердого, не боялись испытаний и стали быстро создавать приходы. А на сегодняшний день, видите, сколько здесь открыто епархий и митрополий! А нам приходилось все поднимать, как целину.

– Несмотря на сложную работу секретарем Иркутской епархии, вы в этот трудный период своей жизни смогли защитить диссертацию. Расскажите, пожалуйста, о своей научной работе.

– Да, ведь все преодолимо, когда Господь с тобой! Поступив на заочное отделение духовной академии, я изучал в областной библиотеке Иркутска редкий дореволюционный фонд научной и духовной литературы, принадлежавший Иркутской духовной семинарии. К нему мне помог получить доступ уполномоченный по делам религий Иркутского облисполкома. Источники были в русском переводе. Я собирал свидетельства, мнения, плоды научных изысканий святых отцов христианского мира, обобщал их, строил собственные умозаключения. В 1979 году я защитил диссертацию «Святоотеческое учение о Божией Матери» и получил ученую степень кандидата богословия.

И снова Лавра

Троице-Сергиева Лавра. Середина 1980-х годов Троице-Сергиева Лавра. Середина 1980-х годов

– Владыка, а как из Сибири вы снова оказались в Троице-Сергиевой Лавре, да еще и в качестве ее наместника?

– Совершенно неожиданно. В 1980 году владыку Серапиона назначили управляющим Владимирской епархии, поехал с ним и я. А в Великий пост 1984 года меня назначили уже наместником Троице-Сергиевой Лавры. Я возглавил Лавру в очень ответственный период: шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси. И Лавра стала духовным центром, который помогал осуществлять эту подготовку. Можно сказать, что в те годы настал период переоценки ценностей, когда уважение к православной вере стало превалировать над насаждаемым советской властью атеизмом. Рубежом между «до» и «после» как раз стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

– А какой запомнилась Троице-Сергиева Лавра тех лет?

– Прежде всего это братство Лавры, среди которых были архимандриты Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин), Стефан (Смычников), Сергий (Петин) – это тот костяк, который был напитан могучим жизненным опытом.

– Из Лавры вы еще вернулись в родную Москву, чтобы потрудиться к ее благу…

– Да, на непродолжительное время меня назначили председателем Хозяйственного управления Патриархии, и я был возведен в архиерейский сан – стал викарным епископом с титулом Зарайский.

Но исполнял я эти послушания недолго: в мае 1990 года скончался Патриарх Пимен. А Святейший Патриарх Алексий II и Синод назначили меня на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру, где я служил более 12 лет.

Время и радостное, и непростое

Чувствовалась живая связь с новомучениками и исповедниками, просиявшими на земле Казахстана

– Владыка, вы говорили, вспоминая время управления Алма-Атинской и Казахстанской епархией, что это был самый радостный и самый печальный период вашей жизни. Почему?

– Радостным это время было для меня потому, что появился практический опыт управления епархией. И сначала я даже представления не имел, что это за земля. А когда приехал, увидел, что это многонациональная страна, но все равно с советским духом, в которой проживали славянские и тюркские народы. Понятно, что исторически эта территория принадлежала тюркским народам. А славянские словно были «встроены» теми или иными жизненными судьбами, испытаниями XX века и тем, что Казахстан был местом ссылки.

Я увидел здесь богатую духовную жизнь и познакомился с общинами Карагандинского женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Михаило- Архангельского собора, встретился с карагандинскими шахтерами, у которых вера в те времена была крепка и наполнена живой еще связью с новомучениками и исповедниками, просиявшими на земле Казахстана. Все это очень сильно меня радовало.

А печальный – потому что здесь пришлось пережить со своей паствой распад СССР.

– Как в вашей памяти запечатлелись эти события?

– Ощущение было такое, что Советский Союз рассыпался как карточный домик, и люди, которые связывали свои надежды и свой завтрашний день с этой территорией, оказались здесь не нужны. Россия – это историческая родина, но своя, реальная, находилась здесь, на Казахстанской земле, где были похоронены их прадеды. Всех мучил один вопрос: «А как в этой ситуации мы станем жить среди коренного народа?»

Растерянные, выбитые из привычной колеи люди шли в православные храмы, и нужно было как можно бережнее обратиться к пастве и успокоить, чтобы не спешили они покидать эту ставшую им родной землю, что они имеют опыт уважительного к ним и к их предшествующим поколениям отношения со стороны казахов. В это непростое время, когда мощные тектонические сдвиги, казалось, сотрясали общество, мы активно открывали приходы, создавали монастыри, таким образом сохраняя единство в многонациональном государстве.

На Тульской кафедре

Владыка Алексий в своем кабинете в Тульском епархиальном управлении Владыка Алексий в своем кабинете в Тульском епархиальном управлении

– Символично, владыка, что вам удалось немного повторить судьбу своих духовных наставников – Патриарха Пимена и митрополита Серапиона (Фадеева), которые в разные годы своего служения возглавляли Тульскую и Белевскую епархию. Даже ваш рабочий кабинет сегодня находится в том тульском доме, где жил Патриарх Пимен. После 12 лет служения в обширной Казахстанской епархии вам было, наверное, легче управлять тогда еще Тульской и Белевской епархией?

– Для меня поначалу после огромных просторов Казахстана Тульская епархия показалась с ноготок. Конечно, я думал, что здесь уже храмы все построены. И ситуация здесь иная, нежели в Казахстане, где под храмы были переоборудованы бывшие фермы, магазины или клубы. Но и тут оказалась та же самая история: храмы размещались в бывших кинотеатрах, пожарных частях, складах, многие церкви были разрушены. Остро нуждалась епархия и в священниках. Только к моему приезду, в 2002 году, возобновили работу Тульской духовной семинарии. Нам передали весь дореволюционный комплекс, в котором после революции и до последнего дня находилось наше Тульское суворовское училище.

Спасо-Преображенский мужской монастырь. Белевская епархия Спасо-Преображенский мужской монастырь. Белевская епархия

– Какое значение для вас имело разделение Тульской и Белевской епархии на две – Тульскую и Белевскую?

– Бесспорно, это мне в помощь. В этом смысле область четко делится на западную – Белевская епархия – и на восточную – епархия Тульская. Я считаю своим обязательным долгом один раз в год побывать на всех приходах, чтобы люди не только на портрете видели своего правящего архиерея, а чтобы вместе с ним могли помолиться и услышать слово его благовестия.

– Говорят, в своих проповедях помимо богословского аспекта вы используете полученные на химическом факультете московского вуза знания, цитируете произведения зарубежной и русской классики. Как вы успеваете эти знания поддерживать?

– Это приходит в жизнь с опытом как дар Божий, как дар Божественной благодати. А еще со временем учишься не терять и не тратить время попусту и в многочисленных поездках по митрополии не просто любуешься красотой Тульской земли, а слушаешь аудиокниги. Кстати, одним из последних был рассказ Бориса Зайцева «Афон», в котором так емко раскрывается суть мученичества за Христа.

В Тульском кремле В Тульском кремле

Тесницкий лес – тульская Голгофа: здесь расстреляно несколько тысяч человек

– А как в епархии хранят память о новомучениках?

– Новомученики – это духовно видимое в невидимом. И такой дар нам от Бога, что на Тульской земле есть своя Голгофа – Тесницкий лес. Здесь в 1930-е годы было расстреляно и в общей братской могиле погребено около 3 тысяч человек. Нам удалось установить, что это место стало последним приютом для священномучеников: Никиты (Прибыткова), епископа Белевского; последнего настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия (Бобракова); дореволюционного ректора Тульской духовной семинарии протоиерея Петра Павлушкова; преподобномучениц: Анфисы (Сысоевой), Макарии (Сапрыкиной), Августы (Защук), Марии Лактионовой, Агриппины Лесиной.

Владыка Алексий в Тесницком лесу Владыка Алексий в Тесницком лесу

Себино, родина блаженной Матронушки, становится местом всенародного паломничества к старице

На этом месте доброхотами была возведена кирпичная часовня, установлены поклонные кресты, мемориальные доски, и в течение вот уже 15 лет 16 сентября здесь совершаются Литургия, молебен и панихида.

Со временем иной вид будет у этого мемориала. С радостью и благодарностью восприняли мы решение губернатора нашей области Алексея Дюмина о патронаже над проведением реконструкции и благоустройства прилегающей территории мемориального комплекса «Тульская Голгофа» в течение двух лет.

Памятник блаженной Матроне в селе Себино Памятник блаженной Матроне в селе Себино
– Грядет еще одно важное для православного мира событие – 20-летие канонизации блаженной Матроны Московской. Как к этому событию готовятся на родине старицы – в селе Себино Кимовского района Тульской области?

– В селе Себино активно идет создание туристического комплекса культурно-исторической и паломнической направленности.

Благодаря поддержке губернатора, правительства Тульской области, всего нашего тульского народа Себино сегодня преображается и становится местом всенародного паломничества к заступнице нашей земли блаженной старице Матроне Себинской и Московской.

Благоустраивается территория храма, который посещала старица. Установлено несколько памятников матушке Матроне. Один из них возведен на месте, где по преданию жила семья блаженной старицы. С удовольствием паломники посещают музей Матронушки, открытый в родном селе старицы. Обустроены источники, и в планах строительство дома паломника. Я искренне благодарю всех тех, кто приезжает на малую родину Матронушки напитаться здесь ее благословениями и утешительными дыханиями благодати Святой Живоначальной Троицы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Не бойтесь святости Не бойтесь святости
Епископ Великоустюжский Тарасий
Не бойтесь святости Не бойтесь святости
Беседа с епископом Великоустюжским и Тотемским Тарасием
Мы должны познавать реальный подвиг святых, изучать их жизнь, их время. Открывать для себя и приближаться к пониманию подвига святых, которые здесь трудились, и к пониманию значения этой земли. Всё должно освящаться и осмысляться.
«Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе» «Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе»
Об архиепископе Сергии (Королёве)
«Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе» «Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе»
Об архиепископе Сергии (Королёве)
Ольга Рожнёва
Можно было встретить его и на базаре с огромным черным мешком в руках. Кто из его друзей не знает этого примечательного мешка, столь хитрого устройства и столь необычной емкости, что в нем помещается кипящий самовар?
«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО) «Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)
Митр. Архангельский Даниил
«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО) «Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)
Беседа с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом (Доровских)
Никита Филатов
О том, зачем архиерею болотоход; как меняется отношение к жизни, когда служишь в далекой епархии; что общего у епископа и воина; о «соловьиных язычках» и «часах приема».
Комментарии
Fr. Vladimir Eremine27 ноября 2018, 06:40
Владыка Алексий - богато одаренная личность. Его служение литургий в Никольском соборе Алма-Аты в сопровождении тогда великолепного хора в дополнение ко всем другим смыслам были произведениями искуства.
Сергей26 ноября 2018, 15:46
Многая и благая лета Владыке Алексию! Ощущение после чтения такое, что состоялась встреча с человеком-эпохой. Дороги его воспоминания о прошлом страны, Церкви и ее выдающихся деятелях. Владыка был очевидцем важных перемен в истории нашей Родины, все им было пережито, осмысленно и передано сегодня нам как бесценный дар!
Галина26 ноября 2018, 13:26
Я долго жила на Тульской земле и многие факты из биографии Владыки Алексия мне были известны. Но сегодня как будто снова познакомилась с нашим архипастырем благодаря новым и таким интересным подробностям его жизни. Отдельная благодарность Наталье Прокофьевой за такой подробный блок интервью, посвященный детству нашего Владыки!
Сергей26 ноября 2018, 13:05
Людмила 26 ноября 2018, 10:06.
Мне кажется, у него Дар слова от Бога. Я был им очарован и просто заслушался, увидев и услышав впервые.
Не пожалеете. Будет ко спасению.
Людмила 26 ноября 2018, 10:06
Прочла статью и так захотелось побывать на Тульской земле и послушать проповеди Тульского Владыки! Что ж, буду готовиться к путешествию к Тульским святыням.
Ирина26 ноября 2018, 09:48
Владыка Серапион(Фадеев) похоронен по его завещанию в удивительнейшем месте-храме великомученицы Параскевы Пятницы в с.Пятница(Великодворье)Гусь-Хрустального района Владимирской области,где служил и святыми мощами пребывает священноисповедник Петр Чельцов.Можно посмотреть фильм по о.Петра-"Вся жизнь моя-чудо" и видео про храм с рассказом монахини-духовного чада Владыки Серапиона,приехавшей впервые с его честными останками и оставшейся в с.Пятница.Все,кто хоть раз там побывал,будет помнить это место долго из-за удивительной сокровенности и молитвенности.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×