Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.

Памятка для обличителей и правдорубов

Думаю, у многих из нас есть человек, знакомство с которым большой радости не приносит. И не потому что он, скажем, ворует или врет – наоборот: скорее, им заявляемое стремление к честности и правде и вызывает отторжение. Этакая помесь мясорубки с прокурором: «Я всегда говорю правду людям в лицо – пусть знают, что они мерзавцы!» – такое любовное отношение к человеку не находит встречной любви и уважения. Вроде бы и говорит такой правдоруб, что дважды два – четыре, что черное – это черное, а белое – белое, но сам тон его, глаза, мимика заставят взрослого человека брезгливо отойти, а ребенка – испугаться. Какая уж тут правда…

    

Как раз об этом – о разнице между «правдорубством» и правдой – мы говорим с протоиереем Алексием Новиковым, настоятелем Свято-Троицкого храма д. Озерец Ржевской епархии, давним и добрым нашим знакомым. С отцом Алексием говорить хорошо: голос у него добрый и тихий. Правда, усталый – сельские заботы сказываются сильно на здоровье.

– Батюшка, «правдорубство» и правда – в чем разница?

– Давайте уточним, что мы будем понимать под термином «правдорубство», и определим, что такое правда. Если мы понимаем под первым истеричное, бьющее себя в грудь желание вывести всех нехороших на чистую воду, подмечая у всех нехороших все нехорошести – и реальные, и надуманные, – то в таком случае правда – это, похоже, та Правда, о которой пел Высоцкий:

Нежная Правда по белому свету ходила,

Принарядившись для сирых блаженных калек…

…Хитрая Ложь эту правду к себе заманила,

мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне.

Хитрая Ложь на себя одеяло стянула

В Правду впилась и осталась довольна вполне…

– «Рубя правду», некоторые переходят границы даже элементарной порядочности: появляется и прямая клевета, откровенная ложь ради подтверждения своих амбиций – речь идет как об обличительных разговорах, так и о блогах, книгах, статьях. Почему это происходит? Ведь люди ищут правды. По крайней мере, так они говорят о себе. В чем тут ошибка, на ваш взгляд? Можно ли говорить о действии определенных законов духовной жизни в этом случае? Что это за законы?

– Я к Богу пришел поздно, на 30-летнем рубеже. Но ответ на вопрос «в чем смысл жизни?» пытался искать многообразными способами. В этой связи мне вспомнились слова из песни БГ: «Правда всегда одна…» Дальше там что-то про Тутанхамона было, но неважно. По сути все верно – правда, действительно, всегда одна. И она всегда излучает неизреченный свет, мир и покой. Потому что она – Христова правда. Это я понял много позже, и когда понял, то увидел, что искомый, так необходимый мне смысл найден. Прошло еще 15 лет, и я стал священником. И причина этому – все та же Христова правда. Я бы образно назвал ее чистой ключевой водой. Когда ты начинаешь пить эту воду и видишь, что кругом многие жаждут, но вместо родника пьют из стоячего болота с головастиками, хочется кричать: остановитесь, бросьте болото, скорей сюда, здесь – Родник!

Конечно, правдорубство – болезнь, и болезнь заразная. Оно никогда не рождает в душе тишины и покоя – ни у того, кто эту «правду» рубит, ни у того, кто ее вынужден оценивать. Значит, это не от Бога. «Правда» эта всегда со знаком «минус»: негативна, неконструктивна, ничего не предлагает взамен.

Духовный закон, действующий в случае распространения этой инфекции, прост: человек воздействует на окружающую его среду, на людей, с которыми общается, живет рядом. Агрессивное, не согласное с Божиим планом воздействие всегда разрушительно, и если иммунитет ослаблен или совсем отсутствует, можно легко заразиться. Правдорубами не рождаются, ими становятся.

– В чем корень «правдорубства»?

– Все мы родом из детства. Видимо, будущим беднягам-правдорубам (давайте все-таки пожалеем их!) не хватило в детстве любви и внимания, родительских – прежде всего. Не научились они переживать чужую боль, скорбь, поэтому и не могут представить себе, даже просто задуматься, какой след оставляют в душе ближнего эти правдивые зарубки. Топором. По живому.

Не исключено, что им бывало очень больно в детстве, и теперь это сказывается в осознанном или подсознательном желании причинить боль другому. Неважно, кому.

Думаю, что это извращенное стремление к правде – отчасти и способ привлечения внимания к собственной исстрадавшейся по добру персоне.

Если на ребенка не обращают внимания, он может по этой причине, например, разбить чашку: да, поругают, но внимание обратят! Взрослый привлекает к себе внимание вот таким вот своим «правдорубством» с одной стороны, а с другой – он готов, что к нему будут плохо относиться (опыт есть!). А почему плохо? А потому, что Я ПРАВДУ говорю, Я за ПРАВДУ страдаю, Меня за ПРАВДУ не любят! И личные местоимения в этом случае пишутся с заглавной буквы не просто так.

А сам уже не понимает, что к нечуткому, неделикатному, грубому человеку трудно относиться хорошо! «Правдоруб» – бессовестный эгоист, себялюб, живущий без Христа, без Его любви и терпения, без элементарной доброты к ближнему. Вот корень. Он может быть и не виден сразу, но со временем «дерево познаётся по плодам». «Правдорубство» – зло, но «правдорубов»-то жалко!

– Ложь, клевета, да и просто скандал в стиле базарных разборок поражает особенно новоначальных. Не сказывается ли «правдорубство» и на тех, кто, так сказать, еще на пороге Церкви, не может ли оно оттолкнуть человека от Христа? Повторяю, вопрос касается исключительно «правдорубства», а не честного – доброго и светлого – поиска правды.

– Если Христос с человеком, его уже очень сложно, практически невозможно оттолкнуть от Бога. Помните, как Он Петру сказал: «Иди за Мной, и Я сделаю тебя ловцом человеков»? А тот как раз новоначальным был, как раз «на пороге», рыболовства еще не оставил.

Общение в скандальной (сиречь – в злословной) форме, клевета, ложь – чья прерогатива? Правильно – врага. Все святые отцы единодушны в том, что противостоять действию вражескому (злословию, клевете, лжи) можно, и успешно можно, но никак не тем же самым злословием (ложью, клеветой), а смирением и любовью. Ах, как нам всем их не хватает! Это в политике: вы ввели санкции, мы вам ответим «зеркально», тем же самым – правда, сразу повеяло духом князя мiра сего?

– При всем этом ведь и молчать иногда нельзя, согласитесь, отец Алексий? Ведь бывают просто ужасающие случаи в жизни нашей земной борющейся Церкви. И попытки «культурно замять», не заметить вопиющие к небу случаи не будут ли провоцировать скатывание в сюсюкающее, «смиренническое» поддакивание неправде, в элементарное человекоугодие, где никакой речи о смирении не идет в принципе? Кстати, чем вредно и опасно человекоугодие – как субъектам, так и трансляторам оного?

– Молчать нельзя. Но чтобы не молчать, нужно большое христианское мужество, опыт, мудрость, спокойствие. Без этого обсуждать наболевшие вопросы, и, как вы говорите, ужасающие случаи нет никакого смысла. Особенно в сети. Но пробовать надо, иначе погибнем. Об этом надо отдельно поговорить.

А человекоугодие крайне лукавым образом уводит нас от Христа. Вспомним Ворону и Лисицу:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Как точно подмечено – всегда отыщет! Христолюбцы – народ прямой и правдивый, но правду не «рубят», а терпят за нее, часто бывают гонимы, но не ропщут, а благодарят. Человекоугодники льстивы, соответственно – лживы и двоедушны, вплоть до предательства.

– Почему среди почитателей «правдорубов» так не приветствуется способность, к которой вроде бы призывают они сами, а именно: относиться к каждому слову любого авторитета с известной долей скепсиса и не отключать мыслительные, критические процессы головы?

– Это качество вообще мало где приветствуется. Солженицын очень точно и кратко ответил на вопрос «кто такой интеллигент?»: человек, способный самостоятельно (!) мыслить. Скажите честно – кому это понравится?

– Ваш совет: как найти золотую середину между «правдорубством», постоянной «фигой в кармане» и человекоугодием?

– Надо стараться жить Евангелием, тогда и не придется искать никаких середин. Ни фига в кармане не понадобится, ни заискивать и льстить не придется. Христианин должен быть убежден, что правда, а лучше сказать – истина – только в Евангелии. Кстати, ни в одном, даже самом доброжелательном интеллигентном споре она, истина, не рождается. Надо стараться жить Христом, питая Им постоянно свои душу и тело.

На практике я сталкиваюсь с обратным: человек не причащается годами, Евангелие в руках не держал, но он – прав. Он (или она) так мне и говорит: отец Алексий, ведь я правду говорю! Говорит, повышая голос, может и матюгом для убедительности пустить (но чаще все-таки стесняется)… А иногда вдруг: «Какая же я скотина!» Что это – прозрение? Сомневаюсь. Просто «правдорубство» инвертировало, и ничего не изменилось.

Почему же мы не живем Христом, Его Евангелием? Да нам лень это делать. Мы, может, и хотим, но лень. «Мы же не святые!» – расхожая, но негожая попытка самооправдания.

– Как же быть, как реагировать на вспышки «правдорубства»?

– Рубя правду, любители этого занятия вольно или невольно провоцируют нас на негативное отношение к себе. Они знают, что им будут противостоять, с ними вступят в спор, а для микробов «правдорубства» это лучшая питательная среда! Нельзя поддаваться на эту провокацию. Спорить и разуверять бесполезно. Лучше с юмором соглашаться. Пример из жизни:

– Вы с нами общаться не хотите потому, что вы богатые! (Богатыми мы никогда не были, и нам, похоже, это не очень-то светит, как и большинству жителей русского села).

– Да, не хотим! И именно потому, что богатые. Богаче всех в округе! – всё, топор убирается, разговор меняет тему.

Одно из самых отвратительных проявлений этой болезни – сказать нам правду о ком-то, о ближнем, за глаза, по секрету, «для нашей же пользы». Чтоб мы знали, как человек этот плох, чтоб были вооружены этим знанием и готовы дать ему отпор. Здесь уже никаких компромиссов, никакого юмора: «Я с этим человеком не знаком, пока не общался, пообщаюсь – сам узнаю, каков он. А пока не узнал – прошу, не надо гадости про него мне говорить. Или давай так – пойдем к нему, и ты при нем всё это повторишь, что мне сказал о нем». Действует железно!

Ещё момент, очень характерный для деревенской жизни:

– А ты знаешь, что про тебя говорят? (к сожалению, слышал это вопрос и от священнослужителей).

– Нет, не знаю.

Открывается рот, чтобы «рубануть правду»…

– И знать не хочу.

– Не хочешь знать, что про тебя говорят? Ну, ты даешь… Ну, ты вообще… Ну, что ты за человек… Ну, как же так…

И топор снова опускается. То, что невозможно человеку, возможно Богу. Это простая истина почему-то часто ускользает из нашего арсенала, предназначенного для невидимой брани. Когда ко Христу привели блудницу, Он чертил перстом на песке. Когда обвинители стали осуждать ее и приводить доказательства ее вины, Спаситель продолжал молча чертить перстом на песке. А ведь ее ожидала смерть, камнями насмерть должны были забить, по закону, по правде. Что спасло ее: неосуждение – что Христово, что вполне грешных, судя по их реакции на последующие слова Христа, самих обличителей. Честное слово: давайте уже жалеть друг друга, а?

С протоиереем Алексием Новиковым
беседовал Петр Давыдов

Источник: Православие.Fm

26 ноября 2018 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 287 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обращение к читателям портала «Православие.Ru»

Несмотря на кончину батюшки Алексия, мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать:

  • на карту Сбербанка: 2202 2005 5259 7849 Ольга Михайловна Назарова;
  • или на счет получателя в Сбербанке: 40817810355861127078;
  •  или «Почтой России» по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Матушка Ольга Михайловна Назарова.

Сообщайте ваши святые имена: будем о вас молиться!

Наши телефоны:

+7 (48268) 25–182;

+7 (910) 930–20–03;

+7 (911) 359–36–11.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина 12 марта 2019, 17:28
Очень правильно описан портрет "правдоруба". В жизни тоже столкнулась с подобным. Переживала, пыталась оправдаться и т.п. "Правдоруб" порой бывает мил и учтив, ты расслабляешься,и тогда снова ба-бах, получи правду-матку! Намучалась. А потом последовала замечательному совету супруга : не общаться! Пока помогает. Зла не держу. Приветствуем друг друга. Но держу расстояние.
Михаил Безруков26 ноября 2018, 22:44
Правдорубы (из опыта) любят рубить правду тем кто равен или ниже их ,а перед высшими почему-то про правду забывают.
Анна G. 26 ноября 2018, 15:49
Бальзам на душу, израненную таким вот "правдорубом". Я очень пострадала недавно от этого. Причём, в нашей воцерковленной среде, такие штуки гораздо тяжелее проходят. "Товарищ" тебя, как топором, кроет, а ты и слова не моги возразить - он же подкован, знает, что тебе смиряться надо. Все твои грехи тебе наперечет перечислит. Ты ему слово - он тебе 10. И аж сатанеет от собственного совершенства. И потом все очень просто: он появляется, как ни в чем не бывало, и просит у тебя прощения, и в первый раз, и во второй, и в третий: он же знает, что тебе нужно врага прощать семь раз на дню. Как в Евангелии написано. И ты это знаешь. И в тупике. И по кругу опять. Цирк с конями, короче.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×