Православный календарьПравославный календарь
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.

Мало времени, много дел

    

Что сказать про количество времени у современного человека? Только то, что его или очень мало, или вообще нет. Но вдруг возникает ситуация, где от человека явно требуется кому-то оказать помощь. Пожертвовать тем, чего у него самого «почти нет» – временем. И тогда встает вопрос: брать ли на себя дополнительные обязанности?

Первая мысль, которая возникнет в голове обремененного множеством обязанностей человека: «дай Бог сил позаботиться о себе и о семье, а о других – уже нереально». Но тут же в душе послышится голос совести: «Бог послал тебе человека, которому плохо, значит, Он видит, что ты можешь ему помочь». Понятно, что о семье каждого из нас никто, кроме нас, заботиться не будет. А если Бог дает человеку еще кого-то, нуждающегося в помощи? Причем, иногда так явственно Господь поставляет нас в такие условия, что становится очевидным: мы обязаны помогать этому человеку. Значит, по мере сил надо ему помогать.

Тем более, если речь идет о беспомощном человеке, как одна восьмидесятилетняя старушка, которая вышла из дома в гололед за хлебом – с трудом спустилась со своего пятого этажа (лифт в доме не предусмотрен). И по дороге в магазин поскользнулась и упала, да так, что сама уже встать не могла. В это время мимо проходил один очень занятой человек, который торопился по своим делам. Увидев упавшего пожилого человека, он подошел и помог подняться. Причем, другие в это время так и бежали мимо. Но этот человек оставил все свои срочные дела, помог старушке вернуться в квартиру, утешил ее, сходил в магазин и купил ей хлеб и молоко. Однако понятно, что такой «разовой акцией» вопрос не решить. И хлеб, и молоко имеют свойство кончаться. Кто поможет пожилому человеку в следующий раз? Помогать регулярно этот мужчина, как раз, и не мог.

Тогда мы с ним стали размышлять, что в этой ситуации можно сделать. С одной стороны, надо брать на себя такие вещи, не уклоняться. С другой, это не должно превышать силы, потому что если взять на себя подвиг сверх сил, то в итоге можно надорваться и вообще все бросить. Здесь надо подумать: да, заповедь такая есть, сил у меня вот столько-то. Как правильно ими распорядиться? Может быть, договориться, разделить ответственность с кем-то из друзей, как-то коллективно вписаться в эту историю – на этой неделе один сходит, окажет помощь, на следующей – другой человек.

Конечно, надо понимать, что выступить с таким предложением, это наложить на другого человека обременение. Может, тот уже кому-то тайно помогает, и возможно, на пределе своих сил. Но не надо сразу никого нагружать и напрягать, можно так попросить: а давайте один раз сходим, договоримся, когда у всех будет время, и что-нибудь сделаем для этой одинокой женщины. Сходили, сделали. А дальше видно будет. Может быть, друзей это как-то зацепит, а возможно и нет. Тогда, в следующий раз, можно попросить других людей.

Если призывать друзей ежедневно или еженедельно что-то делать – на это вряд ли кто подпишется. А разовые вещи вполне можно осуществить. Если к человеку кто-то подойдет и попросит: «можешь завтра помочь тому-то в такой-то ситуации?», как правило, человек не откажется: «один раз могу», даже если на это потребуется потратить усилия и время. Ежедневно – нет, мало времени и слишком много дел.

Потом, когда-нибудь, может быть, еще на один раз договориться встретиться и пойти всем вместе помочь тому, кто в этом нуждается. Но никогда не надо грузить человека тем, что это будет надолго. Можешь сегодня? Сегодня не можешь? Хорошо, ладно. А через неделю сможешь? Как-то надо мягко дипломатично спрашивать, не пугать людей. Даже и себя пугать не надо. Вот, мол, теперь я взвалю, понесу, буду нести, пока не упаду, но в то же время пытаться что-то делать не только для себя.

В Патерике есть история, как одного монаха помысел искушал покинуть монастырь и уйти в мир. Монаху было тяжело бороться с этим помыслом, но он себе говорил: ну ладно, сегодня я еще досижу здесь, в монастыре, а вот завтра уйду. Но на утро просыпался, вставал, пока одно дело, пока другое, молитва, трапеза, и когда он вспоминал о своем помысле, то говорил себе: ладно, сегодня уж побуду здесь, а завтра точно уйду. В конце концов, так он и остался в монастыре и победил злой помысел. Этот монах нашел мудрое отношение к своей немощи. Он не спорил с помыслом, а говорил: да, я уйду, но завтра. И вот это «завтра, завтра» его спасло. Так же и в ситуации с помощью другому человеку, той же старушке, о которой шла речь, человек может сказать себе: «ладно, я не подписываюсь на «завтра», а сегодня схожу, помогу». А завтра проснулся и решил: сегодня, пожалуй, еще раз схожу, а завтра уж не пойду. Так мы это и порешили с моим знакомцем, чтобы эта заповедь о помощи ближнему, не тяготила, не прижимала его к земле, но и в то же время, чтобы находить силы ее исполнять.

Да, есть такие люди, которые бросаются на помощь, всего себя отдают другим. Но таких – мало. Большинство – в немощах, в болячках, в стремлении скрыться в зону комфорта и не выходить оттуда как можно дольше. При этом человек видит эти свои болячки, понимает, что они ему мешают в отношениях и с самим собой, и с окружающими. Поэтому надо находить способы и разные подходы к своим немощам.

Авва Дорофей учил в подобных ситуациях постепенности в борьбе со своими немощами. Он говорил, что начинать надо с того, чтобы внешне не проявлять свою страсть, потом прийти к тому, чтобы это и внутренне тебя не беспокоило. Он приводил в пример страсть гнева – очень распространенный недуг в наших межличностных отношениях. Если человека кто-то раздражает, первое, с чего начни свою борьбу – не бей того, от кого закипает твое сердце. Через какое-то время постарайся уже не кричать на него. А потом уже постарайся и внешне не кипятиться. Дойдет до того, что и внутренне человек сможет себя сдерживать. Эту последовательную борьбу можно применять к любой страсти, которая особенно мучает человека.

Но за счет каких ресурсов все эти стадии проходить, если в себе человек совсем не видит сил и такое делание кажется ему неподъемным? Надо обращаться за помощью к Богу – с помощью молитвы и поста. Свои проблемы надо решать с Ним. Господь увидит решимость человека бороться со своими страстями, и потихонечку будет помогать. В том числе тем, что будет посылать ситуации, подобные выше описанной.

А когда же мы начнем легко справляться с такими испытаниями? Ждать этого от себя, как и от других, не стоит. С возрастанием сил будут возрастать испытания. И так будет до тех пор, пока длится жизнь. Трехлетнему ребенку не дают поручений, которые получает первоклассник, а он, в свою очередь, не проходит испытания, которые преодолевают старшеклассники. Мы же, наверное, не хотим, чтобы Господь до старости кормил нас молочной кашкой, приличной младенцам.

Рейтинг: 10 Голосов: 363 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×