Истории о премудром отце Иоиле (Яннакопулосе). Часть 1
Архимандрит Иоиль (Яннакопулос; 1901–1966) – известный греческий духовник и богослов, вершиной трудов которого стало 26-томное «Толкование Ветхого Завета». Отец Иоиль, однако, не был кабинетным богословом, но по примеру многих святых отцов Церкви совмещал в себе академического ученого и рассудительного старца, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы из его жизни.
Многие люди, видя труды отца Иоиля на поприще служения Церкви и проповеди Евангелия, спрашивали его, почему он не хочет стать епископом. Одному человеку, обратившемуся к отцу Иоилю с этим вопросом, тот ответил:
– Что я получу, став епископом? Славу или радость? Мои труды даруют мне много радости, и поэтому нет мне нужды ее доискиваться: радости у меня много. Искать славы? Но если у тебя есть радость, то к чему тогда слава? И наоборот, если у тебя нет радости, то что тебе даст слава?
В другой раз на тот же вопрос отец Иоиль дал следующий ответ:
– Люди, которые обращаются к нам, делают это или из-за любви, или из-за нужды в нас, или же из-за страха. Теперь, когда у меня нет власти, никто ко мне не обращается из-за нужды или из-за страха. Они приходят ко мне исключительно по любви. Но если я стану епископом, многие будут обращаться ко мне или из-за нужды, или из-за страха. И плохо то, что не всегда возможно различить, кто по какой причине пришел к тебе. Поэтому лучше мне оставаться таким, какой я есть, и знать, кто любит меня.
***
Отец Иоиль вместе с другими священнослужителями был приглашен на званый обед к одному митрополиту. Гости ели в глубоком молчании: митрополит не решался начать беседу, боясь, что если заговорит отец Иоиль, то своей речью он затмит всех остальных и его самого в том числе. Отец Иоиль из уважения к архиерею тоже молчал. Прошло долгое время такой безгласной трапезы, и отец Иоиль, не вытерпев гробового молчания, обратился к митрополиту:
– Ваше Высокопреосвященство, хорошо бы нам поговорить о чем-то душеполезном, ибо трапеза без беседы ничем не отличается от кормления скотов: лишь животные молча едят из своих яслей!
***
Один богослов говорил отцу Иоилю, что он не станет священником, так как в Церкви царит деспотизм епископов и никто не может трудиться в таких условиях. На это отец Иоиль возразил:
– Ах, бедняжка! Это лишь «непщевание вины о гресех» (ср.: Пс. 140: 4). Господь и апостолы потрудились во времена Анн, Каиаф, Иродов, Пилатов и Неронов, но как они потрудились, какую работу проделали! Лучше скажи, что у тебя нет духа самопожертвования, и брось эти оправдания. И под властью худшего епископа хороший священник сможет вести души людей на Небо.
***
– Отче, с какой целью пишутся жития святых подвижников? Неужели мы можем жить так, как они? – спросили отца Иоиля.
– Жития подвижников пишутся, чтобы мы им или подражали, или же, если не можем подражать, чтобы ими восхищались и смирялись, видя нашу немощь. Итак, или подвиг подражания, или восхищение и смирение!
***
Отец Иоиль, осуждая старания многих священников всеми средствами набрать себе адептов, говорил:
– Меня весьма дивит поведение Господа: «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтоб быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: “Возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе Бог” (Лк. 8: 38–39). А как поступаем мы? Если кто просит остаться с нами, мы не только с ликованием держим его у себя, но и говорим ему: «Иди, приведи с собой еще людей».
***
Отец Иоиль был приглашен для беседы со священниками на тему монашеской жизни. После беседы кто-то предложил сфотографироваться на память.
– Не сотвори себе кумира, – шутливо сказал отец Иоиль и удалился.
Позже один из друзей спросил отца Иоиля:
– Неужели было плохо сняться всем вместе?
– Да брось, – ответил отец Иоиль, – эту фотографию они хотели опубликовать. Мы пошли, чтобы говорить о монашестве, которое равнозначно неизвестности и молчанию, и будем пользоваться случаем, что сами себя рекламировать в газетах?
***
О священнической проповеди отец Иоиль говорил: «Проповедь должна быть простой и глубокой; глубокой, чтобы притягивала людей, а простой, чтобы ее понимали».
***
Некто по какому-то вопросу посоветовал отцу Иоилю положиться на одного человека.
– Не возражаю, – ответил отец Иоиль, – этот человек всей душой предан своему делу и мне. Но это сегодня, а что будет завтра, неизвестно. Ведь люди меняются…
– Ну нет! Этот достоин всякого доверия, он никогда не изменит своего отношения к нам. Я верю в постоянство этого человека!
– А я верю лишь «во Единого Бога, Отца Вседержителя…» Ни во что другое я не верю!
***
Когда отец Иоиль работал учителем в школе, один из молодых преподавателей решил подшутить над «попом». Договорившись с остальными учителями, он стал тихо подпевать какую-то уличную песенку, когда отец Иоиль зашел в учительскую. «Поп», услышав песенку, промолчал. Как только учитель закончил свое пение, отец Иоиль стал напевать заупокойный стих.
– Отче, что это вы запели погребальное песнопение? – возмутился учитель.
– Дорогой мой, ты чуть раньше пел свои песенки, и я не возразил тебе. А теперь, когда я пою, зачем ты протестуешь?
***
«Когда оказываешь кому благодеяние и ожидаешь благодарности, то быстро разочаруешься и потеряешь мир свой, ибо люди как правило неблагодарны. Когда творишь добро, жди оплеухи даже от того, кому ты сделал добро. Таким образом, если ты встретишь неблагодарность, не будешь смущаться, но заранее будешь готов к ней; а если встретишь благодарность, радость твоя будет великой, ибо ты ждал одно, а встретил другое».
***
«Без креста никто не войдет в рай. Но крест надо подъять, а не волочить его по земле. Чтобы подъять крест, надо смотреть на волнующую тебя проблему с правильной духовной точки зрения. Возьмем для примера стол. Если брать его с края, сможешь его поднять с трудом, с большим трудом и на малое время, даже если бы ты обладал изумительной мышечной силой. Но если ты возьмешь стол двумя руками, да еще с середины, то легко поднимешь его и перенесешь туда, куда хочешь. Значит, надо стараться, чтобы подъять свой крест правильно с духовной точки зрения. Тогда крест “благ и легок есть” (ср.: Мф. 11: 30)».
***
«Будьте прозрачны, будьте предельно честны. Да – да, нет – нет. Никогда не забывайте сего: что у вас на сердце, необязательно иметь и на устах, но что у вас на устах, то обязательно нужно иметь и на сердце».
***
«Довольствуйтесь тем, что вам говорят. Не старайтесь окольными путями добыть от человека то, чего он сам не хочет вам сказать».
***
Одна женщина пришла к отцу Иоилю пожаловаться на свою подругу. Отец Иоиль дал ей сполна выговориться, выслушав ее рассказ с большим терпением и пониманием. Когда она закончила, отец Иоиль сказал ей:
– Деточка, Бог не спросит тебя, как та душа поступила с тобой и как она огорчила тебя. Он лишь спросит тебя, как ты сама поступила».
***
Маленькие грехи причиняют больше вреда: они незаметны, и мы не стараемся их исправлять
«Нет греха большого и маленького. Большой или маленький, грех всегда остается грехом. Множество наших маленьких грехов нам причиняет больше вреда, чем один большой грех, потому что маленькие грехи незаметны и поэтому мы не стараемся их исправлять. А большой грех “предо мною есть выну” (Пс. 50: 5)».
***
«Не суйте нос куда попало! Вам полезно будет, если будете совать нос в благоухание других и в собственное зловоние».
***
«Брату поможет и просветит его лишь твой пример, то есть последовательность между твоими словами и делами».
***
Пусть вас интересует лишь то, какое мнение о вас имеет Бог
«Не гордитесь, когда вас хвалят. Не огорчайтесь, когда вас осуждают. Пусть вас интересует лишь то, какое мнение о вас имеет Бог, “испытаяй сердца и утробы” (Пс. 7: 10)».
***
Однажды, проходя по улице, отец Иоиль услышал, как один молодой человек сильно ругает другого человека. Отец Иоиль остановился и спросил:
– Чадо мое, зачем ты так ругаешь его?
– Да я шучу, батюшка!
Отец Иоиль строго посмотрел на молодого человека и сказал:
– Доброе мое дитя, ты не прав! И знай, что нет шутки, которой бы человек не выражал свои мысли!
***
В день Ангела отца Иоиля (19 октября) пришла к нему одна очень бедная старушка, принеся в подарок скромное одеяльце.
– С днем Ангела тебя, батюшка! Принесла я тебе это маленькое одеяло. Прикрой им свои святые ножки. Знаю, что одеяльце-то жалкое, как и я сама нищая, но приими его и благослови меня.
Расстроганный отец Иоиль встал, обнял бабушку и сказал ей:
– Благословенная моя, подарок сам собой не имеет ценности, ценность имеет даритель. Подарок приобретает ценность от расположения, с каким его нам дарят. Благодарю тебя от всей души: ты подарила мне самый дорогой подарок!