Православный календарьПравославный календарь
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.

Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии

Протопресвитер Георгий Металлинос

Источник: Центр святителя Василия Великого

    

В последние годы возникли две претензии на церковную самостоятельность. Речь идёт о Греческой Церкви Соединённых Штатов Америки, находящейся под юрисдикцией Вселенского Патриархата, и Церкви Украины, которая является частью Русской Церкви (см. действующие «Диптихи Элладской Церкви» за 2018 год).

Как первый случай является внутренним делом Вселенского Патриархата, так и второй непосредственно касается Русской Православной Церкви. Об обеих ситуациях, особенно второй, написано много, выражен ряд разнообразных мнений. Мы не хотим добавлять ещё одну точку зрения, поскольку Церковь оказалась вовлечённой в международную политику и противоречия сильных века сего, а также в планы «Нового порядка» по установлению глобального контроля и власти. Это политическая проблема, скрывающаяся под религиозной одеждой. Тем не менее, мы постараемся дать опосредованный ответ на эту проблему на историческом примере предоставления автокефалии Элладской Церкви (1850 г.) – в данном случае ясно определены церковно-канонические нормы автокефалии, показано как Вселенский Патриархат подходил к процедуре предоставления автокефалии прежде.

1. Церковно-канонический термин «автокефалия» появился в IV-V вв. по Р. Х. Он означает каноническое (т. е. согласно с канонами) существование поместной Церкви, функционирующей независимо от любой другой власти, в духе единства с полнотой Православной Церкви. Автокефальным (с собственным главой = самоглавным) является поместный Синод Епископов области, который без внешнего влияния определяет внутреннее функционирование Церкви, на основании соборного принципа. Цель предоставления автокефалии – помочь поместной Церкви свободно и беспрепятственно исполнять свою миссию.

Первая автокефалия в истории была предоставлена Третьим Вселенским Собором (Эфес, 431 год) Кипрской Церкви. В 1589 году пребывающая под иноземным владычеством Константинопольская Церковь признала автокефалию Русской Церкви. Дело происходило следующим образом: Патриарх Иеремия II Транос (от 1586 г. до 1595 г. – третье патриаршество), находясь в 1586 в России, принял запрос царя о создании Московской Патриархии и в 1589 хиротонисал митрополита Московского Иова в Патриарха всея Руси. Но необходима была ещё и соборная санкция. Она была предоставлена на Соборе 1593 года в Константинополе. Это событие свидетельствует, что в истории Церкви автокефалия всегда предоставляется Собором, а не Патриархом (даже если он обладает таким большим влиянием, как Иеремия II). Предоставление автокефалии никогда не должно разрушать единство поместных Православных Церквей, которое сохраняется единой Верой, единым богослужением и общим каноническим порядком.

2. Характерным прецедентом автокефализации в новейшее время, а также поучительным для нашего времени примером является Элладская автокефалия 1850 года. Ей предшествовала незаконная самовластная автономизация 1833 года, которая была делом баварократии (инославного короля Греции баварского принца Отто и его свиты) и новогреческих просветителей. <…>

    

Предшественник баварцев первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия, напротив, пытался восстановить нормальные отношения с материнской Церковью. Он инициировал переговоры с Константинополем, но был убит 27 сентября 1831. Полагаю, что устранение Каподистрии было связано с его православно-ориентированной политикой; по сути первый президент Греции был и остаётся до сегодняшнего дня единственным православным правителем Греции в святоотеческом смысле этого слова.

В случае с автокефализацией балканских Церквей XIX века мы имеем дело с вмешательством великих европейских держав, в особенности Великобритании, тем самым они стремились избавиться от влияния православной России на Балканах. В наше время место Британии заняли США.

Обратите внимание на сходство тогдашней ситуации с сегодняшним днём.

Проблема Элладской Церкви стала частью «Восточного вопроса» и постоянного стремления Европы к ликвидации Византийской империи в сочетании с уничтожением Ромейской этнархии и сокращением Вселенского Патриархата. Ликвидация этнархии означала фактическую смерть Византии/Романии.

3. Но наибольший интерес в данном случае представляет способ дарования каноничной автокефалии Элладской Церкви и сопутствующие этому процессу процедуры. Об этих событиях мы можем почерпнуть информацию из «Священного кодекса», напечатанного в «Патриаршей типографии» в июне 1850 года. Он содержит все соответствующие документы и «протоколы» Собора, который проголосовал за элладскую автокефалию[1].

Для достижения окончательного решения Собор посчитал необходимым условием «совместное заседание духовенства Греции и согласие правительства» (К. Икономос). Стало быть, автокефалию попросил элладский клир (который был выразителем воли народа) и греческое государство. Таков правильный путь получения автокефалии в соответствии с канонами.

Таким образом, то, что случилось на Синоде, произошло не произвольным, а соборным путём, как того требует православная традиция. Хотя автокефализация и относилась к области в непосредственной юрисдикции Вселенского Патриархата, всё было решено на созванном Святом и Великом Соборе под председательством Вселенского Патриарха. При этом подчёркивалось, что автокефалия «пребывающим в Элладе православным верующим» была дана по примеру других православных народов. Здесь мы видим отсылку к другим автокефалиям, как, например, автокефалии Русской Церкви (1589): её признал Патриарх Иеремия II в ходе поездки по России, но законный статус она получила на Святом и Великом Соборе 1593 года. Все вопросы в Православном мире должны решаться соборно, а не по-папски произволом.

Не будем забывать, что антиканоничная «автокефалия» Элладской Церкви в 1833 году принесла раскол церковного единства и изоляцию Греции от православной семьи на целых семнадцать лет.

В созванном «Святом и Великом Соборе» участвовали: Вселенский Патриарх Анфим IV (председатель), бывший Вселенский Патриарх Констанций, бывший Вселенский Патриарх Герман IV, бывший Вселенский Патриарх Анфим, Иерусалимский Патриарх Кирилл VI и множество митрополитов. Явно прослеживалось стремление, чтобы в соборе приняло участие как можно больше архиереев, дабы он был как можно более представительным, ибо автокефалия предоставляется не Патриархом а Собором. <…>

    

На этих условиях автокефалия Элладской Церкви была предоставлена, и вышеупомянутые иерархи подписали Синодальный Томос от 29 июня 1850 года, объявивший Элладскую Церковь самоглавной. Согласно Синодальному Томосу «Православная Церковь в Элладском королевстве отныне будет автокефальной… управляемой свободно без вмешательства всякой земной власти».  «Объявляется и провозглашается духовной сестрой бывшей Матери-Церкви, Вселенского Патриархата». Вселенский Патриархат больше не будет «Матерью», а «Церковью сестрой». Таким образом, «Элладская Церковь признаётся и объявляется автокефальной» «Сестрой в Духе» с каждой из Православных поместных Церквей.

4. Автокефалия была предоставлена на определённых условиях (см. стр. 23-26). В частности, подчёркивалось, что высшей церковной властью станет Священный Синод Элладской Церкви, под председательством Афинского Митрополита. При этом речь не шла ни о каком «первенстве». Синод будет управлять «Церковью в соответствии со священными канонами, свободно и без какого-либо вмешательства светских властей» (условие 1), чтобы избежать власти государства над Церковью. Чтобы сохранить духовные связи с тогдашней Матерью-Церковью, было решено (условие 5), что Элладская Церковь будет получать святое миро у Константинопольской Церкви.

Не следует забывать, что после приобретения автокефалии Элладская Церковь стала равноправной «Сестрой» всех поместных Церквей, в том числе и своей бывшей «Матери-Церкви» (Константинопольской).

Возникает вопрос: если сегодня какая-то часть Греции, например Пелопоннес, станет претендовать на автокефалию, разве Синод материнской (Элладской) Церкви не будет иметь права голоса? То же самое относится и к сложившейся сейчас на Украине ситуации.

Элладская автокефалия – показательный прецедент, отличающийся своей верностью церковно-каноническому преданию Православия, и поэтому может и должен служить образцом для нашего времени.

Протопресвитер Георгий Металлинос
Перевод Афанасия Зоитакиса
специально для Аналитического центра святителя Василия Великого

Источник: Центр святителя Василия Великого

6 декабря 2018 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 159 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] «ΚΩΔΗΞ  ΙΕΡΟΣ, περιέχων τά ΠΡΑΚΤΙΚΑ τῆς Ἁγίας καί Μεγάλης Συνόδου τῆς συγκροτηθείσης ἐν Κωνσταντινουπόλει ἐπί τοῦ Παναγιωτάτου Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου κ.κ. Ἀνθίμου τοῦ Βυζαντίου, Περί τῆς ἐν Ἑλλάδι Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας. Ἐν ἒτει σωτηρίῳ ,α ω ν’, Ἰνδικτιῶνος η΄,  Κατά μῆνα Ἰούνιον» (σελ. 4 χ. ἀρ. καί σελ. α΄-ε΄+ 84).
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
евгений 9 декабря 2018, 17:55
К сожалению,в случае с УПЦ никто не прислушается к голосу разума и будут творить произвол.Впрочем,видимо,на то есть Воля Божия. И это попущено нам за многие грехи наши,ради покаяния нашего++++++++++++++++++++++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Вторжение Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×