На вопросы «Монастырского вестника» о том, для чего иноки снимают документальное кино, с какой целью создаются монастырские сайты и страницы в соцсетях и где искать правдивую информацию о монашеской жизни, отвечает руководитель информационного отдела Успенской Святогорской лавры, архимандрит Лазарь (Терещенко).
Отец Лазарь, разрешите поздравить Вас с наградой. Документальный фильм Свято-Успенской Святогорской лавры «Духовные псалмы. Схимонах Селафиил» стал лауреатом XXIII Международного фестиваля кино- и телепрограмм «Радонеж». Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в этом фестивале. Что за фильм представил монастырь на суд жюри?
Святогорская лавра никогда раньше не принимала участие в православном фестивале кино. Так что это наш первый опыт, хотя документальные фильмы братия лавры делала и раньше. Первая картина «Два крыла Святогорской лавры» была изготовлена совместно со студией «Киевская Русь» и выпущена накануне присвоения монастырю титула лавры в 2004 году. Второй, уже полуторачасовой, фильм под названием «Святые Горы – врата спасения» был создан нами совместно с киевской телерадиокомпанией «Глас».
На фестивале «Радонеж» святогорцы представляли картину «Духовные псалмы: схимонах Селафиил». Изначально мы планировали снять фильм, посвященный 25-летию Святогорской лавры, в котором хотели рассказать о братии, пришедшей в монастырь в 1992-м. Сейчас это уже старцы, в основном люди пожилого возраста. Было желание поговорить с ними, и мы уже начали делать первые интервью, когда ко мне пришли братия и предложили побеседовать с отцом Селафиилом. Батюшка поделился воспоминаниями о своей жизни, рассказал, как в советские годы, когда, по сути, не было монашества или оно было тайным, он окормлялся у бывших насельниц женских монастырей, как строил свою духовную жизнь, о годах Великой Отечественной войны. Его повествование перемежалось краткими наставлениями в виде духовных псалмов, или кантов, которые он читал наизусть. Правда, он немного разволновался, увидев нас, поэтому иногда забывал слова стихов, которые слышал еще от своей мамы. Но в результате получился фильм, который и был отмечен вниманием жюри.
Отец Селафиил уже в молодом возрасте возымел желание стать монахом, но мама сказала ему: «Меня досмотришь, потом можешь идти». Так он и поступил. Досмотрел свою маму и в пожилом возрасте поступил в монастырь. Почти до восьмидесяти семи лет он нес послушание в скиту на пасеке, а когда физические силы покинули его, обратился к наместнику лавры, митрополиту Арсению с просьбой дать ему хотя бы какое-то послушание, потому что, как написал в прошении отец Селафиил, он не может «даром есть монастырский хлеб». Тогда владыка сказал: «Вот Вам послушание – молитесь за братию». Сейчас отцу Селафиилу 92 года, и, знаете, он словно Ангел Хранитель для нашей обители. Никогда мы не слышали от него слова ропота или осуждения. Никогда не видели старческих капризов. Он всегда всем доволен, всегда улыбается, он хорош для всех, и все хороши для него.
Работая над фильмом, мы хотели донести наставления, которые отец Селафиил дает в виде духовных стихов, или, как еще их называют у нас, «псалмочек». В дореволюционные и советские годы в народе был широко распространен этот жанр. Я помню, как верующие люди от руки переписывали духовные стихи в толстые общие тетради, состоявшие из 96 листов. Такая тетрадь была и у нас дома – она называлась псаломник. В свободное время или праздничные дни, когда не было работы, люди собирались вместе и пели. Псалмы были посвящены разным темам: Христу и Его ученикам, Божией Матери, житиям святых... Это глубокие по смыслу и правильные в догматическом отношении тексты. Один из самых распространенных – это кант «Крест тяжелый».
Кого Вы видите своим зрителем? Для кого был снят этот фильм?
К сожалению, сейчас довольно сложно привлечь молодежь к просмотру документального кино, но нам необходимо сохранить церковную традицию, в том числе и традицию пения духовных псалмов. Поэтому, можно сказать, что мы рассчитываем на зрителей всех возрастов. В советский период, когда действующих храмов было мало, церковные люди в селах часто собирались вместе. Например, православные старались поддержать друг друга, когда кто-то умирал. Они приходили в дом усопшего, чтобы почитать Псалтирь, 17-ю кафизму, потом вместе пели духовные канты. К сожалению, люди, хранившие эти традиции, уходят, а духовные песнопения необходимо увековечить в том виде, в каком этот жанр народного творчества стал известен нам – и как церковное предание, и как фольклор. Правда, в фильме отец Селафиил читает псалмы, но, по крайней мере, они будут известны многим в стихотворной форме.
Мы разместили картину в социальных сетях и видим, что она с каждым днем набирает всё больше просмотров. Это означает, что люди интересуются подобным творчеством: они задают вопросы о том, где взять тексты псалмов, как найти ноты песнопений. Другими словами, мы видим, что интерес к этому жанру церковной культуры есть. Важно и то, что в текстах духовных песнопений много назидательного. Есть стихи о грехе детоубийства, о пагубности страстей... Всё это не потеряло своей актуальности и сегодня.
Планируете ли вы издать ноты духовных песнопений?
Мы хотели бы снять продолжение этого фильма, где братский хор исполнил бы те самые псалмы, которые читал отец Селафиил. А батюшка послушал бы, как они звучат в исполнении братии. Когда-то он слышал, как «псалмочки» пели его мама и женщины ее круга, но прошло пятьдесят лет, и теперь он услышит их от братии. Конечно, братия очень занята: каждый день службы, молебны, в воскресные и праздничные дни совершаем по 5-6 Литургий – не знаю, найдем ли время собраться ради этого, но желание такое есть.
Святогорская лавра не только снимает документальное кино, но и ведет довольно активную деятельность в медийном пространстве. Не мешает ли информационная работа монашеской жизни?
Одна из главных причин, которая побудила нас запустить свой сайт и вести работу в информационном поле, это события 2014 года. До 2014 года на территории Донбасса проживало семь миллионов человек. Святогорскую лавру ежегодно посещало более миллиона человек. В праздничные дни – на Троицу, Пасху, Крещение – к нам приезжало по шестьдесят тысяч человек. На территорию города Святогорска в эти дни въезжало более девяти тысяч автотранспортных средств. Каждый желающий мог приехать в монастырь и получить духовное утешение: поисповедоваться, получить наставления духовников, послушать проповедь, поучаствовать в богослужении, помолиться у наших святынь, послушать церковное пение. С 2014 года многие люди по известным причинам не могут приезжать в лавру.
Кроме того, различные информационные ресурсы начали обвинять лавру в том, чего на самом деле не было. Православные люди не имели возможности самостоятельно разобраться в происходившем, и поэтому звонили в монастырь, чтобы спросить, например, о том, будет ли в Святогорской лавре на Пасху совершаться богослужение? В СМИ появилась информация, что монастырь закрыт для паломников.
То есть СМИ дезинформировали население?..
Да. Причем напор, с которым осуществлялась информационная атака, был довольно мощным. Единственным средством связи внешнего мира с монастырем был тогда телефон. Люди звонили с утра до вечера, а дежурный терпеливо отвечал всем, что всё это неправда, что пасхальное богослужение состоится. Но в тот год впервые со времени открытия монастыря людей на пасхальной службе было всего около двухсот человек. Информационный вброс имел свои последствия. И плюс еще милиция перегородила трассу, и автобусы с паломниками и туристами, которые ехали к нам на Пасху, вынуждены были вернуться обратно. Людям говорили, что в монастыре службы не будет, а мы были вынуждены давать разъяснения прихожанам и паломникам. Именно для этого и был запущен в работу официальный сайт Святогорской лавры. А еще через какое-то время монастырь открыл свои страницы в социальных сетях. Сейчас лавра имеет около десяти официальных аккаунтов в разных сетях, и люди могут узнавать правду о происходящих в монастыре событиях из источников, которыми они привыкли пользоваться. Для тех, кто не может приехать в монастырь, было разработано андроид-приложение, чтобы слушать прямые трансляции богослужений из лавры. Есть у монастыря и свой канал на видеохостинге Youtube, по которому можно смотреть трансляции и новости лавры.
Паломников стало меньше, но все эти годы, как мы знаем, Святогорская лавра принимала беженцев, которые в результате военных действий на Донбассе лишились крыши над головой. Сколько их было за этот период, есть ли данные?
Сколько их было за весь период, трудно посчитать, но я помню, что когда в городе Святогорске проживало 30000 беженцев (кажется, это был пятнадцатый год) – социологические службы предоставили тогда такие данные – в монастыре проживала тысяча человек. Мы ежедневно кормили по три-пять тысяч человек. Кроме того, мы раздавали людям, которые стояли в очереди из нескольких сотен человек, пакеты с продуктами из монастырских запасов. Если не ошибаюсь, это был август 2015 года. На сегодняшний день в Святогорской лавре проживает 150 человек беженцев – в основном, это многодетные семьи. Есть семья, в которой семеро детей, двое из них родились в лавре.
Митрополит Арсений на одном из монашеских форумов рассказывал, что живущим в Святогорской лавре беженцам помогали продуктами жители разных областей Украины – часто те, чьи близкие находятся по другую сторону от линии фронта.
И сейчас помогают. Если бы не было помощи из епархий продуктами и медикаментами, то вряд ли мы смогли бы кормить и лечить беженцев. У монастыря, конечно же, есть свои поля, свое хозяйство, коровы, бычки, но мы не в силах обеспечить всех нуждающихся. А благодаря помощи православных людей не только Украины, но и стран ближнего и дальнего зарубежья мы имеем возможность содержать оставшихся без средств к существованию людей. Так, например, небольшую финансовую помощь нам оказывали православные Австралии и Америки, продукты питания передавали нам итальянские приходы. В этом году из Ровенской епархии привезли в лавру 120 тонн картошки для беженцев. Всё это говорит о том, что люди и на Западной, и на Восточной Украине, как и православные всего мира, переживают за своих собратьев и не только молитвенно поддерживают нас, но и несут вместе с нами наш крест. Спаси, Господь, всех, кто нам помогает!
Украинский народ разделен сегодня гражданской войной. Но ведь и в такой ситуации верующие люди призваны оставаться христианами. Получается ли? Доводилось ли Вам видеть примеры христианского отношения друг к другу тех, кто находится по разные стороны линии фронта?
Как-то мы с владыкой Арсением на гостиничном дворе лавры стали свидетелями встречи паломнической группы, которая приехала к нам из Западной Украины, и беженцев, проживавших в монастыре. Люди с плачем стали рассказывать друг другу о своих бедах: как сгорела хата, как пришлось бежать, оставив разрушенный дом, как погиб на глазах ребенок, как встречали цинковые гробы с сыновьями и мужьями... А когда наплакались, стали по-братски обниматься и с любовью прощались друг с другом. Те уехали к себе домой на Западную Украину, оставив пожертвования беженцам, а эти остались дальше жить у нас в лавре и молиться о мире. Так переживает эту ситуацию простой народ. Идет война, но даже сейчас люди не находятся в состоянии вражды друг с другом. Примеров тому достаточно в нашем народе.
Есть ли еще что-то интересное в планах информационного отдела Святогорской лавры?
В настоящее время нами запущен новый проект – альманах Святогорской лавры. Это научно-популярное издание под названием «Святогорский летописец». Информационный отдел лавры занимается сбором документов, связанных с историей монастыря и нашего края. У нас также есть музей, в котором мы собрали документы, предметы старины, относящиеся к истории обители; ведется исследовательская работа по поиску новых экспонатов, личных вещей наших священников, братии. Мы сотрудничаем с местным населением, консультируемся с археологами, участвуем в различных научных конференциях. В альманахе мы планируем публиковать не только материалы, подготовленные сотрудниками Информационного отдела лавры, но и статьи историков, краеведов и других специалистов. Так что мы открыты для сотрудничества и всех приглашаем принять участие в новом проекте.
Тема ученого монашества регулярно поднимается в церковных средствах массовой информации, и, как можно заметить на примере Святогорской лавры, несмотря на обилие послушаний, у насельников монастырей всё же есть возможность для занятий научной деятельностью. Так ли это?
Ну, видите ли, если есть плоды, значит, есть и время заниматься этой деятельностью. На самом деле у монахов очень много различных послушаний, но необходимо находить время и для научной работы. На протяжении веков монастырская среда давала человечеству ученых из числа монахов. Преподобный Нестор Летописец был одним из таких ученых. Не является исключением и наш монастырь. В XVIII веке его настоятель архимандрит Фаддей (Кокуйлович) участвовал в переводе Библии на церковнославянский язык. Еще один наш настоятель архимандрит Иларион (Григорович), который впоследствии стал епископом Крутицким и был похоронен на Крутицком подворье в Москве, тоже занимался переводом Библии. Этот список можно продолжить, поэтому и мы следуем примеру своих предшественников.
Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод, что ни информационная, ни научная, никакая иная деятельность, ни даже война не могут помешать человеку быть монахом...
Да, это так. Наряду с перечисленными послушаниями насельники Святогорской лавры несут и свой молитвенный подвиг. В монастыре не умолкает чтение неусыпаемой Псалтири. Братия стараются участвовать во всех послушаниях: в братской и паломнической трапезных, мужской гостинице, слесарной, кузнечных, столярных, иконописных мастерских... На всех этих послушаниях – исключительно братия. В Святогорской лавре можно увидеть как послушника, так и архимандрита с двумя крестами, подметающих двор. У нас все равны и ни для кого из братии нет исключений – каждый по силе и возможности трудится ради Господа.
Фото предоставлены архивом Успенской Святогорской лавры