6 декабря 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре состоялось торжественное заседание Президиума Межрелигиозного совета России, посвященное 20-летию со дня основания этой организации. К участникам заседания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Дорогие собратья — главы и представители традиционных религиозных общин нашей страны, уважаемые государственные и общественные деятели!
Наше сегодняшнее заседание посвящено 20-летию со дня образования Межрелигиозного совета России. Мы создавали Совет в непростое время, когда степень террористической угрозы была очень велика, когда межрелигиозные отношения стали подвергаться воздействию деструктивных сил, потому что очень многие хотели использовать фактор нашего религиозного плюрализма в России для того, чтобы развивать центробежные тенденции в жизни общества, сталкивать представителей религий, и требовалось определенное мужество со стороны руководителей традиционных религиозных общин и мудрость, чтобы в то непростое время принять решение о создании общей организации. Требовалось выстроить такую схему взаимодействия традиционных конфессий, которая исключила бы возможность перехода межэтнических конфликтов, которые тогда захлестывали страну, в межрелигиозные. Если бы межэтнические конфликты были бы подкреплены межрелигиозными, то трудно было бы сказать, как сложилась бы история нашего многонационального Отечества. Рост национального самосознания в те годы нередко сопровождался проявлением национализма и ксенофобии. Все это происходило из-за недостатка знаний о религии, люди не всегда умели отличать подлинную религиозную традицию от радикальных идей поборников мнимой «чистоты веры». Так, после начала первой чеченской войны, в конце 1994 года, были слышны призывы боевиков к исламским лидерам объявить России джихад. Это могло существенно усугубить противостояние и ухудшить ситуацию во всем регионе Северного Кавказа. Верховный муфтий Чечни Хусейн Алсабеков проявил тогда мужество, приехал в Москву для встречи с Патриархом Алексием II. Религиозные лидеры приняли совместное заявление, в котором категорически осудили попытки представить конфликт в Чечне как межрелигиозный конфликт, как противостояние христиан и мусульман, и осудили всякое использование религиозной риторики для разжигания вражды между людьми, назвав тяжким грехом.
В этот период еще одной болевой точкой на пространстве бывшего СССР был Нагорный Карабах. В 1990-е годы религиозные лидеры Армении и Азербайджана при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси в ходе трехсторонних встреч решительно осудили попытки экстремистов использовать религиозный фактор для усугубления противоречий. Была очевидна большая роль, которую наши религии могут и призваны играть в миротворческих процессах, в поддержании гражданского согласия и общей стабильности.
В 90-х годах в страну буквально нахлынули зарубежные проповедники всех мастей, среди которых были представители деструктивных сект. Было крайне важно отделить традиционные для нашей страны религии от разнообразных новых религиозных движений и сект. Я думаю, многие из присутствующих здесь сегодня помнят, какое беспрецедентное политическое давление было оказано на нашу страну перед принятием и после принятия в 1997 году Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Билл Клинтон звонил президенту Ельцину, американские сенаторы обращались с пламенными воззваниями не допустить принятия этого закона, не зная и не понимая специфики России, не представляя, как был важен этот закон именно для того, чтобы предотвратить возможные конфликты на религиозной почве. Все-таки общими усилиями удалось отстоять этот закон, принять его и, конечно, этот закон и сегодня играет положительную роль, в том числе, создавая законодательную базу для межрелигиозного сотрудничества.
Моим глубоким убеждением является то, что религиозные общины не должны замыкаться в гетто. Верующие имеют полное право принимать активное участие в социальных процессах, в культурной жизни и выступать в публичном пространстве. Религиозные лидеры и все верующие люди должны возвышать свой голос в защиту нравственных начал, давать моральную оценку событиям общественной жизни. Когда же высказывается консолидированная позиция религий по различным волнующим общество вопросам, это имеет особую силу, особый вес и влияние.
Учреждение Межрелигиозного совета России явилось закономерным продолжением традиций дружбы и сотрудничества религиозных лидеров, которые имели место в Советском Союзе. Хорошо помню прошедшую 23 декабря 1998 года на территории Данилова монастыря, в Отделе внешних церковных связей, встречу, на которой был учрежден Межрелигиозный совет России. Организациями-учредителями Совета выступили Русская Православная Церковь, Центральное духовное управление мусульман России, Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России и Буддийская традиционная сангха России. Главы этих религиозных общин вошли в состав Президиума Межрелигиозного совета России. В 2001 году в состав Совета были приняты Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Федерация еврейских общин России. А в 2017 году в Межрелигиозный совет России вошло Духовное управление мусульман Татарстана.
Оглядываясь на двадцатилетнюю историю Совета, можно выделить несколько направлений его деятельности.
Одним из основных является укрепление межнационального и межрелигиозного мира и согласия. Резонансной инициативой Совета стало предложение о провозглашении 4 ноября нового государственного праздника — Дня народного единства. В соответствующем обращении 2004 года, которое было направлено на имя Президента В.В. Путина, а также председателям Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, отмечалось большое значение духовного подвига нашего народа, который был совершен в ходе событий ноября 1612 года, когда патриотические настроения, единение и солидарность всех граждан, независимо от вероисповедания, сыграли особую роль в судьбе России. На долю нашего народа много раз выпадали тяжелые испытания, но любовь к Отечеству, упование на Бога и верность духовным ценностям всегда давали народам России силы объединиться и победить.
Доброй традицией в День народного единства стала церемония возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной Площади, в которой участвует Президент России и религиозные лидеры страны. Эта церемония не только демонстрирует единство граждан нашей страны независимо от национальности и вероисповедания, но и свидетельствует о непреходящем значении духовных и нравственных ценностей в жизни общества, а также о той особой роли, которую религия сегодня призвана играть в укреплении гражданского мира и согласия.
Хотел бы отметить, что история взаимоотношений верующих нашей страны является уникальной, ибо включает в себя не только славные страницы взаимопомощи и сплочения перед лицом общего врага, но и трагический опыт гонений при атеистическом режиме. Этот опыт, на мой взгляд, сегодня способствует благожелательному диалогу с людьми других взглядов и убеждений, учит ценить возможность жить и развиваться в соответствии со своей религиозно-культурной традицией. Как говорится в заявлении Межрелигиозного совета России, принятом в 2010 году, Россия является общим домом для представителей разных этносов и культур, поэтому мы призваны уважать национальные чувства и образ жизни любого народа, бережно хранить и приумножать многовековые традиции добрососедства и соработничества во имя процветания нашего Отечества.
Одной из тем, регулярно присутствовавшей в повестке дня Межрелигиозного совета России на всем протяжении его истории, стала проблема экстремизма и терроризма. К сожалению, активизация деятельности экстремистов и террористов, которые прикрываются религиозными лозунгами, ознаменовала собой начало третьего тысячелетия и сегодня выступает одним из основных вызовов для традиционных религий и для всего мирового сообщества.
Теме распространения экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами было посвящено заседание Президиума Межрелигиозного совета России, состоявшееся 21 февраля 2017 года. Позиция Совета по этому вопросу нашла отражение в ряде заявлений. Несколько из них были посвящены атакам на духовных лидеров, в том числе, в 2010 году мы приняли «Заявление в связи с гибелью муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева». В 2018 году Совет принял два документа по этой теме: первое — в связи с нападением на верующих в Кизляре, второе — в связи с террористическим актом в Грозном.
Во всех заявлениях Совета была высказана принципиальная позиция: какую бы религиозную риторику ни использовали террористы, их идеология является ложью и человеконенавистничеством, а деяния — тяжким грехом и кощунством. Убивая невинный людей, в том числе женщин и детей, экстремисты и их вдохновители хотят подорвать межнациональное согласие и единство, расколоть общество, посеять страх, хаос, взаимную вражду и недоверие. Ведь всегда легче манипулировать разделенным социумом, играть на общественных противоречиях и антагонизмах. Верующие люди не должны поддаваться на провокации, не должны позволить террористам нанести ущерб многовековым традициям мирного сосуществования христиан и мусульман в России. Уверен, что наши миротворческие призывы будут услышаны и сыграют свою положительную роль в деле предотвращения возможной эскалации напряженности, для поддержания общественной стабильности.
Одним из главных инструментов профилактики экстремизма призвано стать религиозное образование. Просвещение в вопросах религии, несомненно, должно затрагивать не только ум, но и сердце учеников. В этом смысле большие надежды я возлагаю на развитие теологического образования и науки в нашей стране, возрождение самобытной системы духовного образования, которая позволит актуализировать и транслировать богатое интеллектуальное и нравственное наследие наших религий.
Еще одна наша общая задача — содействовать более широкому включению религиозного образования в школьную и вузовскую программы. Если дети со школьной скамьи будут знать о религиозных традициях России и положительных примерах их взаимодействия, то эффективность попыток экстремистов злоупотребить религиозными чувствами людей будет значительно снижена. Религиозные лидеры стояли у истоков включения в школьную программу Основ религиозных культур и светской этики. Я вспоминаю нашу встречу с тогдашним Президентом Д.А. Медведевым, на которой были решены два очень важных вопроса: это преподавание Основ религиозных культур и светской этики в школах и вопрос о капелланстве. Надеюсь, что мы будем и далее продолжать эту работу, последовательно отстаивая необходимость расширения этого курса в нашей школе.
Не всегда осознается в нашем обществе еще один фактор, который создает благоприятную почву для пропаганды радикальных идей. Мало просто сказать, что экстремизм и терроризм — это плохо, это не соответствует нашей традиции, с этим нужно бороться. Нужно попытаться понять: почему возникает этот терроризм, почему часто верующие люди подымают руку на своих братьев из других религий, почему несут смерть и разрушение, что движет этими людьми.
Наше общество — с традиционным укладом жизни при всей его модернизации, ибо оно современное и становится все более технологичным. Тем не менее, в жизни общества присутствуют традиционные начала. В первую очередь, эти начала касаются нравственности, нравственных и духовных идеалов. И когда такому обществу с сильным присутствием традиции предлагаются чуждые идеологии, которые пропагандируют образцы других обществ, в частности, секулярных, без значительно выраженной религиозной традиции, когда предлагаются противоречащие нашим религиозным убеждениям идеалы наживы, разврата, вседозволенности, то призывы экстремистов вернуться к чистой вере предков выглядят для многих молодых людей весьма привлекательными. Простая логика: вы посмотрите, что происходит, а дальше перечисляется, что происходит. «Так вам же надо встать на защиту», — звучит призыв, обращенный к молодым людям. И эти простые слова, в том числе сказанные, как говорили мне братья из мусульманской среды, после пятничной молитвы, действительно иногда достигают сознания людей и подталкивают к тому, чтобы «защищать» свою веру, свое право жить в соответствии с традицией, теми способами и средствами, которые приносят колоссальный вред и им самим, и всему обществу
Утверждение в обществе традиционных нравственных и духовных ценностей занимает важное место в деятельности Межрелигиозного совета России. Каждому религиозному человеку очевидно, что грех и порок разрушают как отдельную личность, так и общество в целом. Общество, лишенное религиозной перспективы, представления об абсолютных нравственных нормах неизбежно деградирует. Сколько бы нас не убеждали в том, что наука все решает, и достаточно положить научный базис в развитие общества, как все хорошо сложится, все будет рационально и правильно, — все совсем не так. Наука может развиваться, общество может становиться сверхтехнологичным, а все то, о чем мы сейчас говорим, в том числе и нравственная деградация, духовная деградация, и как реакция на это, в том числе, возникновение и терроризма, могут не просто присутствовать в обществе, а даже нарастать.
Сегодня на наше общество, особенно на молодежь, обрушивается огромный поток информации, которая сознательно или несознательно подрывает у людей веру, разрушает нравственную основу человеческой личности. Все же мы знаем о тех невероятных случаях, когда детей через социальные сети подталкивают к самоубийствам, оставлению родителей, когда пропаганда разврата, обрушиваясь на неокрепшие умы детей, на их неокрепшее нравственное чувство, делает их несчастными, не способными ни любить, ни создавать семьи. Не имея внутренних ограничений и дисциплины, моральной системы координат, источником которых служит религия, молодые люди поддаются соблазнам и идут по ложному пути. Особенно опасным является то, что размываются сами понятия добра и зла, молодые люди представлены самим себе, считая жизненное кредо «бери от жизни все» абсолютно естественным и даже единственно возможным. В этих условиях голос традиционных религий в публичном пространстве, отстаивающих право на религиозный образ жизни, несомненно, вносит большой вклад в укрепление нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития. Как важно, чтобы современные люди поняли, что общество без этих нравственных основ, реально существовать не может. Одним законодательством невозможно управлять людьми, потому что помимо законодательства должны быть такие побудительные причины у человека исполнять это законодательство, которые будут предотвращать его нарушения и совершение преступлений. За минувшие 20 лет Межрелигиозный совет России высказывался по многим злободневным проблемам жизни общества, таким как семейные ценности, противодействие абортам, защита детей, миграция, межнациональные отношения, свобода творчества, оскорбление чувств верующих, ограничение игорного бизнеса, наркотрафик, экстремизм и терроризм под религиозными лозунгами, разжигание розни на этноконфессиональной почве, охрана правопорядка и многое другое.
Межрелигиозный совет России зарекомендовал себя также как площадка, которая позволяет эффективно решать разнообразные практические проблемы в области государственно-религиозных отношений. Считаю нашим большим успехом в диалоге с государственной властью введение института капелланов в армии, а также признание теологии научной специальностью и создание первого в истории нашей страны диссертационного совета по теологии. В рамках своей деятельности Межрелигиозный совет России регулярно принимает участие в обсуждении законодательных инициатив, затрагивающих жизнь религиозных общин. Можно констатировать, что органы государственной власти рассматривают Совет в качестве партнера, выражающего позицию религиозных общин нашей страны, во взаимодействии с которым принимаются ключевые решения в области государственно-религиозных отношений. В связи с этим я бы хотел особенно подчеркнуть: то, что диалог этих религиозных общин с государством осуществляется успешно, поступательно, в этом как решающий фактор присутствует наша с вами согласованная позиция. Если бы в рамках Межрелигиозного совета мы бы такой позиции не добивались, тогда наш общий голос не был бы убедительным. Тогда пришлось бы каждому из нас своими силами, своими путями выстраивать эти отношения. И неизвестно, в результате этих отношений был бы такой прогресс, какой мы сегодня имеем или нет. Поэтому наша с вами способность достигать соглашений на платформе Межрелигиозного совета имеет, как мне кажется, решающее значение в выстраивании диалога между властью, государством и представителями религиозных общин.
В условиях современного глобального, взаимозависимого и взаимосвязанного мира Межрелигиозный совет России в своей работе не может ограничиваться лишь внутрироссийской проблематикой. Показательно, что самое первое заявление МСР, датируемое 25 марта 1999 года, было посвящено зарубежной тематике, а именно осуждению варварских бомбардировок Союзной Республики Югославия силами НАТО. МСР выступал с заявлениями по поводу террористических атак 11 сентября 2001 года в США, насилия на Святой Земле (2002 год), в связи с военными действиями в Ираке (2003 год). Несколько заявлений Совета, начиная с 2013 года, выражали нашу общую позицию в связи с притеснениями верующих на Украине.
Международный аспект деятельности Совета также нашел выражение в проведении ряда крупных межрелигиозных форумов. В 2000 году в Москве МСР провел I Межрелигиозный миротворческий форум, который явился первым подобным мероприятием в постсоветский период. В марте 2004 года в Москве под эгидой МСР прошел II Межрелигиозный миротворческий форум, в рамках которого был учрежден Межрелигиозный совет СНГ. 3-5 июля 2006 года в Москве прошел организованный при участии Совета крупнейший межрелигиозный форум за всю историю России — Всемирный саммит духовных лидеров. В мероприятии приняли участие более 300 религиозных деятелей из 49 стран. Принятые по итогам форумов совместные документы, содержащиеся в них идеи, принципы и призывы, на мой взгляд, не потеряли своей актуальности и сегодня.
Россия не знала религиозных войн, в нашей стране не было конфликтов на религиозной почве. В этом контексте мы вполне можем заявлять о наличии у нас самобытной модели мирного сосуществования представителей разных этносов и религий в масштабах одной страны. Российская практика межрелигиозных отношений предполагает концентрацию на практических вопросах, при этом нашими принципами являются: уважение к целостности вероучения и образа жизни последователей других религий, стремление не вторгаться во внутреннюю жизнь религиозных организаций. Вместе с тем различия в религиозных убеждениях не должны мешать верующим находиться в добрососедских и дружеских отношениях. Их источником может служить коренящиеся в собственном опыте веры глубокое уважение к стремлению другого человека жить в соответствии с нормами своей духовной традицией, которая передается его предками из поколения в поколение. Более того, близость моральных ценностей наших религий способствует взаимопониманию, позволяет быть солидарными по отношению к ряду злободневных проблем и сотрудничать по многим направлениям.
Альтернативой предлагаемого нам Западом «плавильного котла» цивилизаций, разрушающего традиционные религиозные ценности, может стать концепция мирного сосуществования и партнерства разных культурных моделей, ни одна из которых не должна претендовать на универсальность и подавлять другие. Приверженность правам и свободам должна быть соединена с уважением к нравственным началам, национальным и религиозным традициям народов. Такова мировоззренческая, идейная платформа нашего сотрудничества. Как будто в двух, трех предложениях можно сказать, но на самом деле за всем этим стоит вся история нашей страны и нашего народа, история взаимоотношений представителей разных религий на территории России.
Межрелигиозный совет России является достойным продолжателем славной истории взаимоотношений верующих нашей страны. Деятельность МСР внесла большой вклад в объединение усилий в деле примирения и духовно-нравственного возрождения нашей страны, создания климата взаимопонимания и добрососедства в очень сложный период нашей национальной истории. Практически произошел слом всего государственного устройства, резкий поворот нашей истории. Очень часто народы через такие повороты не могли пройти благополучно. Последствия часто бывали губительными. Мы знаем на примере Западной Европы, что происходило, какие кровавые столкновения и межрелигиозные войны. По милости Божией, этот сложнейший исторический поворот мы с вами прошли все вместе, сохраняя мир друг с другом и содействуя укреплению солидарности и добрых отношений между нашими верующими, которые и составляют единый многонациональный народ Российской Федерации.
Благожелательные отношения между религиозными лидерами тоже являются важным фактором, потому что, наблюдая за нашим сотрудничеством, люди понимают, что они способны формировать общую позицию перед теми вызовами, которые всех нас касаются, и, демонстрируя нашу солидарность, мы, естественно, помогаем и всем тем, кто с уважением относится к нашей позиции, идти тем же самым путем.
Очень бы хотелось, чтобы голос членов Межрелигиозного совета России был слышен в публичном пространстве, чтобы наши слова и заявления были известны широкому кругу людей, чего можно достигнуть, в том числе, посредством активного взаимодействия со средствами массовой информации. Я хотел бы сказать, что наступило время, когда мы должны организовать более тесное взаимодействие со средствами массовой информации с тем, чтобы наша повестка дня была лучше известна нашим верующим и всему народу, и чтобы практика нашего взаимодействия стала еще более очевидной.
Позвольте еще раз поздравить всех нас с 20-летием МСР, поблагодарить за сотрудничество, которое мы осуществляли на протяжении всех этих лет, за тот дух, который отмечен доброжелательным, уважительным отношением друг к другу, который проистекает из наших с вами религиозных взглядов и реализуется в конкретных деяниях Межрелигиозного совета России.
Еще раз всех поздравляю — наши общины, всех наших верующих — и выражаю надежду на то, что, пройдя этот непростой 20-летний путь, получив замечательный опыт межрелигиозного сотрудничества в достаточно сложных условиях, мы, по милости Божией, будем и далее продолжать наши совместные труды, в том числе, во имя процветания нашего Отечества и во благо нашего народа.
Благодарю за внимание.