Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов в интервью Информационно-просветительскому отделу УПЦ прокомментировал последнюю антиконституционную и дискриминационную инициативу депутатов – принятый законопроект №5309. Он пояснил, какие законы и международные нормы он нарушает и каким образом в УПЦ планируют защищать свои права, в случае его применения в отношении Украинской Православной Церкви.
— Отец Александр, 22 декабря 2018 года Президент Украины подписал закон, согласно которому должны изменить название религиозные организации, руководящий центр, которых находится в другом государстве, которое осуществляет военную агрессию против Украины. Скажите, этот закон касается УПЦ, если да, то каким образом?
— Законопроект №5309, который уже стал законом, в тексте не имеет упоминания об Украинской Православной Церкви и не содержит никаких конкретных формулировок о том, кто и как должен называться. Это уже будет определять соответствующий орган государственной власти после вступления в силу закона. Поэтому, меня, мягко говоря, удивляет высказывания некоторых политиков, СМИ, которые начинают искажать официальное название УПЦ, утверждая, что УПЦ уже не существует, или, что она якобы стала РПЦ в Украине. Это не соответствует действительности. УПЦ официально зарегистрирована с таким названием в государственных органах, и в дальнейшем остается с этим названием с 1990 года. Между прочим, УПЦ — единственное законное православное религиозное объединение в Украине. Как мы видим сегодня УПЦ КП и УАПЦ прекратили свое существование, и образовали религиозное объединение «Православную церковь Украины», которого, между прочим, не существует ни юридически, ни канонически. Поэтому я не понимаю, куда сейчас переходят приходы.
— Что Вы имеете в виду?
— Я говорю о том, что такое религиозное объединение, как «Православная церковь Украины» в Украине на сегодняшний день не зарегистрировано, то есть его не существует, а также отсутствует устав, который определяет его деятельность в правовой плоскости Украины. Без этого устава все переходы — это профанация. Также не забывайте, что «Православная церковь Украины» в дальнейшем не имеет ни томоса, ни признания. Кроме этого, в свете последних откровений участников собора, по-моему, стоит под вопрос получение томоса. Даже если определенный документ от Константинопольского Патриархата, автокефалию должны признать другие Поместные Православные Церкви. Но то, что никто из Поместных Православных Церквей не поздравил новоизбранного «предстоятеля» говорит о том, что не все так просто, как рассказывают людям.
— Скажите, почему именно сейчас приняли этот закон о переименовании, ведь известно, что законопроект №5309 был подан в парламент еще в 2016 году?
— Дело в том, что УПЦ является большим конкурентом для вновь образованного религиозного объединения. К примеру, после объединения УПЦ КП и УАПЦ, общее количество приходов составляет около 7000, из которых реальных, а не на бумаге 4000, а приходов УПЦ — более 12 000. Думаю, это делается для того, чтобы ослабить позиции УПЦ и заставить ее духовенство и верных переходить в «Православную церковь Украины». Как мы видим, религиозный плюрализм, который активно проповедуется чиновниками из Минкультуры, под угрозой. Фактически этим законом создаются все предпосылки для религиозной розни в стране.
— Вы сказали, что закон нарушает права миллионов граждан Украины, которые являются прихожанами нашей Церкви? Какие международные нормы нарушает этот закон?
— Безусловно, что этот закон нарушает право на свободу вероисповедания и дискриминирует по религиозному признаку миллионы верующих граждан Украины, которые принадлежат к Украинской Православной Церкви. Кроме этого он не соответствует Конституции Украины и нарушает международные обязательства, которые на себя взяло наше государство, отраженные в таких основополагающих документах как, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Хотел бы подчеркнуть, что любые попытки со стороны государства заставить Церковь изменить свое название являются незаконными, даже если это делается путем принятия соответствующих законов. И расцениваются с точки зрения международного права, как вмешательство во внутренние дела религиозной группы. Поэтому принуждение Украинской Православной Церкви к изменению своего наименования является ничем иным, как вмешательством в ее деятельность. Кроме этого, решение об изменении названия Украинской Православной Церкви принимается ее руководящим органом – Собором УПЦ, а не Верховной Радой Украины. Поэтому, даже если этот закон вступит в силу, это не будет означать, что Украинская Православная Церковь и ее учреждения автоматически лишаются своих названий.
— Как по Вашему мнению этот закон могут реализовывать и применять к УПЦ?
— Ну прежде всего, нужно дождаться, чтобы закон вступил в силу, после этого в течение месяца Министерство культуры Украины проводит религиоведческую экспертизу зарегистрированных уставов религиозных организаций и, в случае, если будут установлены обстоятельства, которые подпадают под действие этого закона, то Минкультуры через «Урядовый курьер» и письменно информирует религиозные организации о необходимости внести в свой устав изменения и подать на регистрацию в срок не позднее трех месяцев. Для религиозных общин (приходов) установлен срок девять месяцев, для всех других религиозных организаций (епархии, монастыри, миссии и т.п.) четыре месяца с даты вступления в силу этого закона.
В случае, если в течение этого времени не внесли изменения или не подали на регистрацию устав, религиозная организация не теряет своей регистрации и не прекращает своего существования, просто устав в той части, где определяется полное название религиозной организации теряет силу.
Кроме, этого, считаю, что в государственных органах будут сложности с применением этого закона на практике, а также проблемы с обоснованием оснований принадлежности этого закона именно к Украинской Православной Церкви. Так, как наличие канонических и духовных связей не является достаточным обоснованием для применения этого закона именно к Украинской Православной Церкви.
В противном случае это будет вмешательством во внутренние дела религиозного объединения.
— Что Вы планируете делать?
— Все хорошо понимают, а некоторые даже и не скрывают того, к какому религиозному объединению намерены применять этот закон. Поэтому мы намерены защищать свои права всеми законными способами. Нами было направлено обращение к Президенту Украины — применить право вето, но, как мы видим, он таким правом не воспользовался. Кроме, этого, так, как имеет место нарушение конституционных норм и принципов, мы инициируем обращение в Конституционный суд.
Следует напомнить, что в прошлом году было собрано более 60 тыс. подписей избирателей под обращениями, которые уполномочили народных депутатов Украины отозвать или не голосовать за скандальные законопроекты 4128 и 5309. Но, несмотря на это, народные избранники 20 декабря 2018 года проголосовали за законопроект № 5309, не только откровенно антиконституционный и дискриминационный, но и такой, что вносит в общество религиозную вражду и предлагает юридически выделить ту часть религиозных организаций и граждан Украины, которые хотят принадлежать к альтернативному религиозному объединению. Поскольку ст.5 Закона Украины «О политических партиях в Украине» предусматривает запрет деятельности политических партий, если их действия направлены на пропаганду насилия, разжигание религиозной вражды, то возникает необходимость избирателям поставить вопрос о дальнейшей деятельности тех партий, которые голосуют и поддерживают такие законодательные инициативы.
Думаю, что после вступления в силу этого закона и начало его реализации на практике, даст нам более широкое понимание правозащитных действий.