Кто спасет Святую горку. Шедевры Псковской земли могут погибнуть

Свято-Троицкий кафедральный собор. © / Михаил Мордасов / РИА Новости Свято-Троицкий кафедральный собор. © / Михаил Мордасов / РИА Новости

Недавний визит президента РФ Владимира Путина в Псково-Печерский монастырь привлек внимание общественности к этой исторической обители, Псковской епархии и региону в целом.

Одним из примеров такого пренебрежения является кафедральный, т.е. главный, храм всей Псковской епархии — псковский Троицкий собор. Его состояние описывает заместитель директора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления, художник-реставратор высшей категории Евгения Серегина — «Подойдя к собору можно иногда видеть, как от стен возведенного в 1699 году здания отваливаются огромные куски штукатурки. Войдя в храм, видишь иконостас, находящийся в аварийном состоянии. Не только пострадала деревянная конструкция самого иконостаса, но и уникальные иконы покрыты трещинами, некоторые из которых достигают значительной ширины. Ремонтных работ в храме, где покоятся мощи святого князя Всеволода-Гавриила, одного из небесных покровителей Пскова, не проводили с 1960-х годов. Пол крипты, где находятся могилы великих псковских святителей, митрополитов и епископов, проваливается. Из-за разрушенной гидроизоляции под собором постоянно скапливается вода. В дополнение ко всему сама сланцевая плита, на которой стоит собор, как полагают исследователи, утратила целостность и начала расслаиваться».

О причинах катастрофического состояния собора хорошо известно и Льву Лифшицу, члену президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Минкультуры РФ, доктору искусствоведения, Заслуженному деятелю искусств РФ. «Лет 15 назад за государственный счет в соборе было проведено отопление и установлена система поддержки температурно-влажностного режима. Однако, в тот же год она фактически перестала функционировать. Причина невероятна по своей нелепости и банальности: для того, чтобы система действовала, необходимо было взять на работу специалиста. Несмотря на минимальность затрат, было решено ограничится услугами обычного сантехника. В результате превышения допустимой температуры обогрева здания во время морозов, один из самых больших иконостасов в России, равный которому есть только в Успенском соборе в Рязани, из-за пересушивания оказался на грани разрушения. Начала осыпаться резьба, растрескиваться иконы. Прошло уже столько лет, но никто не пытался даже приступить к реставрационным работам после этой трагедии».  

Троицкий собор лишь начинает перечень объектов, находящихся под угрозой. «В поистине катастрофическом состоянии — продолжает Л.И. Лифшиц — находится Снетогорский женский монастырь, первое упоминание о котором относится к XIII веку. В нем возобновлена монашеская жизнь, стараниями духовника обители, архимандрита Гермогена (Муртазова) при непосредственном участии великого реставратора Владимира Сарабьянова были восстановлены поистине уникальные фрески. Но беда подкралась с другой стороны. Монастырь расположен на высоком берегу реки Великой. Над ней, на гигантской высоте нависают монастырские стена и башня. Идет оползание берега и возникла реальная опасность обрушения монастырских стен. Епархия долгие годы пишет письма, но пользы от них — немного. Потому что решение этой проблемы требует обсуждения разных сторон: собственника береговой части, самого монастыря, а также органов охраны памятников. Коллизия сложная, но разрешимая путем укрепления берега. Но до сих пор ни одна из перечисленных структур не проявляет настоящей заинтересованности. Поэтому следует ожидать, что в скором времени монастырская башня может обрушится. При этом может пострадать и стоящий неподалеку Собор Рождества Богородицы, 1311 года. Замечу, что храм украшают уникальнейшие фрески 1313 года — наиболее крупный ансамбль росписей, созданных после монгольского разорения Русской земли! И это сокровище национального искусства может погибнуть из-за того, что кто-то не имел достаточной воли, чтобы объединить для решения не самой сложной проблемы все заинтересованные стороны».

К нашему ужасу в этом ряду оказывается и Мирожский монастырь. Стены собора 1156 года, одного из древнейших во Пскове, украшают уникальные по сохранности и полноте фрески середины XII века.  «Эти росписи — продолжает Евгения Серегина — прекрасно исследовались и реставрировались ведущими реставраторами страны на протяжении многих лет. Реставрация и раскрытие фесок продолжается по сию пору. Но проблема в ином — деньги выделяются неравномерно, в зависимости от выигранных тендеров. При этом собор находится в очень непростом положении. Монастырь стоит на берегу реки Мирожки, в непосредственной близости от кромки воды. Каждый паводок несет с собой угрозу затопления собора. В 2013 году вода не только проникла в храм, но и заполнила его на полметра высоты. Пришлось ее откачивать и затем заново ремонтировать пол. Эта проблема существует на протяжении нескольких веков. Уже до 1917 года были подготовлены проекты, целью которых было минимизировать последствия паводков. До сегодняшнего дня не сделано ничего, несмотря на то, что об этом всем хорошо известно. Необходимо наконец заказать проект и осуществить его, но так, чтобы тендерная система и отсутствие регулярного финансирования не превратили эти благие помыслы в фарс. Если каждый год работы будет вести новая организация, не имеющая опыта и преемственности с предыдущей, ничего не удастся опять сделать».

Бездействие и равнодушие духовных властей и местной организации охраны памятников привели к тому, что состояние не только Снетогорского и по Мирожского монастырей, но и многих церковных памятников XV-XVI веков требуют немедленного вмешательства. Часть из них находятся в безлюдных местах и отреставрированные в послевоенный период постепенно руинируются. Где же корни этого бедственного положения? «В Псковской области имеется немало проблем вне области реставрации и архитектуры, — говорит замдиректора по научной работе Московского Кремля, член президиума научно-методического совета при Минкультуры РФ, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Псковское зодчество, прославленное в эпоху Серебряного века, стало одним из символов самобытности русской культуры. Сейчас умелые действия гражданской власти в союзе с епархией могут привести к расцвету этого региона. Пора вернуть к жизни существовавшие в СССР здесь научно-производственные реставрационные мастерские, в которых работали величайшие реставраторы. И нельзя допускать к реставрационным работам над этими архитектурными жемчужинами случайных людей! Необходимо создать в регионе свой художественный лицей, колледж, учредить в местном университете отделение реставрации и таким образом привести в реставрацию псковских уроженцев. Тогда возродится псковская реставрационная школа со своей традицией, со своей преемственностью. Гражданская и церковная власти должны брать на себя ответственность за брошенные и разрушающиеся храмы, в которых нет приходов. Необходимо найти формы их консервации и охраны».

Но не только бесхозные сельские храмы остаются в небрежении. Мы все помним, как со всей страны еще в советское время стекались паломники к величайшей святыне Псковской земли — Псково-Печерскому монастырю. Его старцы были духовниками многих тысяч православных. Даже здесь, в драгоценном для церковных людей месте мы обнаруживаем тревожные признаки возможной катастрофы. В соборном храме монастыря Успения Божией Матери фактически полностью разрушена гидроизоляция. Во всех зданиях обнаружились проблемы с инженерными сетями, так электропроводка во многих строениях еще 1960-1970-х годов, а кое-где и вовсе довоенная. Перекрытия в большинстве зданий, в том числе и в братских корпусах — предаварийные. Канализационная система, система водоснабжения в критическом состоянии. Но то, что произошло в недавнее время с сердцем обители — со Святой горой, в которой находятся богозданные пещеры, хранящие мощи тысяч монахов, можно сравнить только с трагедией в Троицком соборе. Хочется воскликнуть: «Вот ревность паче разума». Кто-то в желании улучшить монастырское благоустройство вырубил многовековые деревья, удерживающие своими корнями Святую гору от оползней. На их месте появился трогательный дачный газон с фонтаном. Почему работы на территории объекта культурного наследия никто не контролировал, почему никто не спросил совета у специалистов? Последствия не заставили себя долго ждать. В пещерах, где столетиями при температуре не выше 5 градусов тепла хранились останки 14 тысяч насельников монастыря, стало невероятно влажно, а температура повысилась до + 14. Деревья больше не вытягивают влагу и не держат холм, который стал оседать. Теперь немедленно придется привлекать гидрогеологов, реставраторов-конструкторов и инженеров для выработки программы комплексной реставрации знаменитой обители.

Но просто оплакивать памятники Псковщины бессмысленно. Хотя работы здесь просто непочатый край, необходимо не медля собирать специалистов, вырабатывать программу выведения каждого памятника из аварийного и предаварийного состояния. Это должна быть серьезная и ответственная программа по спасению псковского зодчества, одного из символов нашей национальной идентичности. Патриарх Кирилл прислал в эту одну из самых проблемных епархий РПЦ митрополита Тихона, управляющего Патриаршим советом по культуре. Уж ему-то кажется и по должности следует заняться сохранением памятников древнего зодчества. Кто-то на Псковщине надеется на нового архиерея. Кто-то считает, что все останется только на уровне лозунгов и обещаний. Время покажет. Одна беда: ситуация доведена до того, что этого времени для сохранения Псковских святынь остается критически мало.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена31 декабря 2018, 22:25
Помоги Господи Владыке Тихону! И действительно, такой сложный вопрос надо решать всем миром!
Ольга28 декабря 2018, 14:15
Хочу добавить. Нужно решать эту проблему не силами одной митрополии, к тому же одной из самых бедных, а всем миром. На уровне Президента и Правительства должен быть создан благотворительный фонд по восстановлению псковских святынь. Задача - государственной важности, и решать ее должны государство и Церковь совместно. Владыка Тихон - талантливый организатор, умнейший человек, ревностно решающий поставленные задачи, но не нужно забывать и народную мудрость: "Один в поле не воин".
Ольга28 декабря 2018, 13:54
Помоги, Господи, владыке Тихону в его неустанных трудах! Когда видишь, в каком состоянии находятся эти святыни и как живут люди в провинции, понимаешь, что между Москвой и остальной Россией (исключая крупные города) – огромная пропасть. Горько и больно.
Если уж действительно нет денег, может, пока не возводить новые храмы в Москве, а направить эти средства на Псковщину? Сохранение псковских святынь должно быть в приоритете.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×