Начатая годы назад Вселенским Патриархом Варфоломеем под диктовку и указке «либеральных» сил Запада религиозная деструкция, которая. была направлена, якобы, на восстановление исторической справедливости (имеется в виду присвоение украинской церкви независимости), а на самом деле на большой раскол всего Православного христианского мира, достигла кульминации.
«Объединяющий собор», состоявшийся 15 декабря в Киеве, в соборе Святой Софии, торжественно объявил о создании «единого церковного тела» Украины, утвердил устав нового управления и выбрал первого иерарха. Словом, собор, на котором председательствовал специальный представитель Варфоломея, оказался довольно продуктивным. Как заявил Порошенко после собора, Украина причастилась к более высокой степени духовной, а ее руководство — политической независимости.
Что касается назначенного Варфоломеем настоятеля, «Митрополита Киевского и всея Украины» — так был определен титул кормчего новой «автокефальной» церкви, то эта честь выпала молодому священнослужителю, фавориту Филарета, 39-летнему Митрополиту Переяславска и Белоцерковска Епифану. По данным украинской медиа, 6 января именно он должен отправиться в Стамбул, где Вселенский Патриарх передаст ему томос автокефалии. Однако, пока этот процесс состоится, Патриархия России зря времени не теряет и уже с официальным заявлением призывает весь Православный мир, в соответствии с каноническими нормами, объединиться вокруг правильной и справедливой позиции…
Как могут развиваться события в будущем вслед за передачей украинской церкви томоса, и какую позицию займет окончательно Патриархия Грузии, которая пока что молчит?
С «Грузией и миром» беседует настоятель Авчальской церкви Святой Мученицы Кетеван, отец Георгий (Размадзе).
— Несмотря на ряд противоречий, Вселенский Патриарх продолжает своевольничать. «Объединяющий собор», проведенный 15 декабря в Киеве, выбрал первого иерарха и утвердил новый устав управления. Что все это значит, прежде всего, для Русской Церкви, а затем для всего Православного мира?
— Глобальный план по расколу и расчленению Православного мира, который, всем известно, откуда и кем управляется, перешел на новый этап. Сегодня, фактически, созданы все предпосылки для того, чтобы начатый Вселенским Патриархом годы назад процесс, который, повторяю, топчет ногами канонические нормы, дошел до логического конца. Хотя, более важно и примечательно сейчас тут, наверное, другое. Как известно, украинский народ и та часть общества, которая поддерживала отделение от Патриархии России, реально требовала церковной независимости. Между тем, они получили молодого «кормчего», у которого титул Митрополита, а не Патриарха. Знаете, что это значит? Думаю, что этим в связи с томосом украинской церкви все закончилось. Вообще, этот процесс сначала же был фарсом, поскольку сегодня в интересы Вселенского Патриарха не входит наделять кого-то независимостью. Этим Варфоломей заполучил Украину, и отныне весь доход украинской православной церкви пойдет в его бюджет. Вот, это и есть одна из причин всего, и никакого томоса автокефалии Украина реально не получала…
— Хотите сказать, что население Украины недовольно результатами собора 15 декабря?
— Повторяю снова: украинское общество требовало церковной независимости, что означает, что страна должна иметь автокефалию, Патриарха и независимую Патриархию. Вместо этого они получили управляемого Вселенским Патриархом Митрополита.
Что это значит? Во всяком случае, та часть общества, которая в курсе вопроса и знает, какое реально решение было принято на соборе, не может быть довольна. Конечно, украинский народ сегодня недоволен, и это не пройдет бесследно.
Что касается Филарета, для многих, возможно, факт того, что выбор был остановлен не на нем, и преимущество было отдано Епифану, стал неожиданностью. Однако, если на все посмотреть с точки зрения логики, то это неудивительно. Филарет сначала же был порабощен Варфоломеем, и ему, фактически, сказали прямо: если хочешь, чтобы тебе была сохранена власть в качестве епископа, ты должен нам подчиниться. Вот, после этого с него сняли мантию лже-патриарха и привели на собор как обыкновенного епископа. Однако этот собор, повторяю, оказался для Украины ушатом холодной воды, поскольку все ожидали назначения Патриарха, а назначили Митрополита, который прямо подчиняется Вселенскому Патриарху. Это самое явное проявление тех намерений, которые реально есть у Варфоломея. Имею в виду финансовые интересы, чтобы деньги украинских церквей поступали в его бюджет. Это и случилось, ничего другого.
— Что скажете о политических интересах?
— Политические интересы – вторая часть этих процессов. Я не раз говорил, что Вселенская Патриархия управляется спецслужбами двух государств – Соединенными Штатами Америки и Израиля. Между прочим, то, что Филарету после снятия анафемы восстановили церковную степень — грубое нарушение Закона Божьего. И это также является результатом влияния тех спецслужб. Вообще, когда человек выходит в схизму, а потом снова возвращается в лоно Церкви, он возвращается уже не с церковной степенью, а как обычный мирянин, примеров чему есть немало.
Тут же хочу напомнить и позицию некоторых наших духовных лиц, в том числе, высоких иерархов, что, якобы, Варфоломей хочет независимости украинской церкви. Но ведь этот собор ясно показал, чего он реально хочет?! О какой независимости речь?! Кто-нибудь верит, что сегодня украинская церковь более свободная, нежели была?! Хотя, это не все, если еще что-то можно сделать, Варфоломей на территории Цхинвали и Абхазии, наверное, сделает еще хуже…
— Многие полагали, что у Украины будет независимый Патриарх, и им непременно станет Филарет. Не сбылось ни одно, ни другое. Как вы думаете, почему отказались от кандидатуры Филарета?
— По очень простой причине. У Филарета, исходя из своего прошлого и опыта, было больше амбиций. Соответственно, Варфоломей и его окружение знают, что подчинить его может быть гораздо сложнее, нежели 39-летнего Митрополита, у которого нет иного пути, кроме как подчиниться. Филарет – человек довольно умный, и умные Варфоломею не нужны. Это также указывает на то, что никакую независимость украинской церкви он давать не хотел. Во всяком случае, факт: Варфоломей украинский народ, ожидавший церковной независимости, оставил разочарованным…
— За несколько дней до собора Патриархия России распространила заявление и призвала Православный мир объединиться вокруг правильной позиции. Несмотря на это, все, в том числе, Патриархия Грузии, воздержались от конкретных шагов. Как вы думаете, до каких пор может продолжиться это положение, и придется ли нашей Церкви рано или поздно выразить позицию?
— Очевидно, рано или поздно всем Церквям придется по этому поводу высказаться, и это произойдет по требованию самого Вселенского Патриарха. Вот, тогда станет видно, кто что думает, но я продолжаю надеться, что окончательно победит здравый смысл…
— Что вам дает для этого основание?
— Правда, сегодня в лоне Церкви много нездоровых сил, в том числе, в лице епископов, но, когда наставал решающий момент, побеждал все же здравый смысл. Так было в свое время, когда стоял вопрос участия в Восьмом Вселенском Соборе, и так же в другие принципиальные моменты. Хотя, разумеется, угроза очень велика, и главную я вижу в расколе.
— В лоне Грузинской Церкви или целиком в Православном мире?
— Эта угроза существует во всем Православном мире. Однако для нас, конечно, главное – Грузия. Факт, что собор 15 декабря в Киеве оказался большим разочарованием для той части украинцев, которая ожидала церковной независимости, дает надежду, что общественность как в Украине, так и в Грузии (и не только в этих странах), очнется. Надеюсь, хотя бы после этого люди не будут наивно надеяться, что кого-то волнует их свобода и независимость и потому находится в противостоянии с Россией. Никто не из-за кого не станет подвергать себя опасности. Повторяю снова: украинская церковь и ее независимость являются десятистепенными. Главный интерес, который существует — финансовая и политическая прибыль…
— После собора Петро Порошенко заявил, что Украина приобщилась к духовной независимости. Взглянем на все это объективно: является ли украинская церковь сегодня хотя бы на бумаге более независимой, нежели будучи в подчинении Патриархии России?
— Однозначно можно сказать, что степень независимости Украины снизилась. То есть, раньше, например, могли самостоятельно канонизировать святых, так же самостоятельно принимать внутрицерковные решения… Сейчас все это нужно согласовывать с Константинополем. Что касается заявления Порошенко, то это своего рода самооправдание из-за того разочарования, которое они взвали у общества, но сейчас подобные заявления делу не помогут. Во всяком случае, там люди уже начали говорить о том, что ожидали одно, а получили совершенно другое… Так что, за ложью Порошенко очень скоро последует большое недовольство населения, и результаты этого увидит его Правительство, и вообще, все увидят…
Кого интересно, о. Георгий имеет в виду под "частью украинцев"? Раскольников и самосвятов? Так они и так были полностью независимы, во всяком случает от РПЦ так уж точно. УПЦ МП никакого "томоса" не просила, они и так полностью самостоятельны.
Получается, что грузинское священство в лице о. Георгия предлагает сделать патриархом анафемствованного Денисенко, а п. Варфоломей обманул ожидания?
Как печально, что такие настроение двоемыслия поразили весь мир, включая самих православных.