Ольга Евстратьевна — давняя прихожанка нашего Никольского прихода. Человек она молящийся, много читает, легка на подъем, как только речь заходит об очередном паломничестве, хотя ей уже за восемьдесят. В каждой комнате и даже на кухне у Ольги Евстратьевны внушительных размеров «святой угол» – подобие иконостаса. Такое обилие икон – прямое следствие частых паломничеств по святым местам, паломники это знают.
Недавно побывал у нее в гостях, и вот какую историю она мне рассказала.
Как-то обратились к ней с мужем их старые добрые друзья. Попросили одолжить денег – знали, что они копили на постройку дачи. Сумма, которую попросили друзья, для Ольги Евстратьевны и ее мужа, была большая. Одолжить ее – означало для них отдать все сбережения и отсрочить строительство дачного домика, а у них дети, которые ждут не дождутся, когда дача будет построена. Да к тому же они уже поспешили детей обрадовать, что вот-вот приступят к строительству, а там и ждать недолго, ведь на большой дом не замахивались, запросы у семьи скромные.
Одним словом, в сложное положение попали Ольга Евстратьевна с мужем. С одной стороны — детей жаль разочаровывать, с другой – друзей обидеть не хочется. Одно успокаивало, что деньги просили одолжить на небольшой срок. Это обстоятельство и стало перевесом для супругов в решении непростого для них вопроса.
Друзья, обрадовавшись такому решению, настойчиво предложили составить договор – ведь сумма немалая. Супруги уступили их настойчивости, подписали договор, обозначили сроки, и время, как говорится, потекло. А что было дальше, нетрудно догадаться. Сроки прошли, а денег нет. Друзья приходят с извинениями, просят еще подождать немного, прямо, как в притче «о немилосердном должнике». Правда супруги отнеслись к этой просьбе друзей не как немилосердный должник, а с пониманием: ну, как не подождать, всякое ведь бывает. Значит, так обстоятельства сложились у людей. Потерпим.
И опять потекли месяцы и новый срок истек, а за этим сроком – другой, третий…А потом и связь оборвалась с друзьями: не звонят, не приходят, на звонки не отвечают. К этому времени дети стали уже совершеннолетними, начали советы давать родителям, что надо с такими людьми вести себя построже, настоять: не можете вернуть сумму целиком, начните отдавать по частям. Никак не верили повзрослевшие дети, что настолько плохи дела у друзей родителей, что совсем ничего не могут вернуть. Ну, а если даже и так, — рассуждали дети, — то хоть бы пришли, извинились.
Слушая детей, родители умом принимали их доводы, а сердцем принять так и не смогли. Поэтому в один из дней, чтобы прекратить разногласия в семье из-за этого несчастного долга, Ольга Евстратьевна взяла, разорвала тот злополучный договор и выбросила его, как говорится, вон. Мало-помалу семье опять удалось подкопить денег, чтобы начать строительство дачи, а эта неприятная история стала забываться.
Но Господь, как мы знаем, не оставляет тех, кто простил долги своим должникам. Вскоре в подъезде их дома случилось несчастье: у одной соседки — очень пожилой женщины, с которой у Ольги Евстратьевны не было близкого общения, а только обычные добрососедские отношения, умер муж. Эта женщина, пришла к Ольге Евстратьевне, и рассказав ей о своем горе, призналась, что муж за время своей долгой болезни откладывал деньги себе на похороны, но где он их хранил, она не знала, и сейчас все обыскав, так и не нашла. И оказалось, что похоронить мужа ей не на что.
Несложно догадаться, что Ольга Евстратьевна со своим мужем взяли на себя все расходы на похороны, а в свое время еще и памятник поставили — чужому, в общем, для них человеку. А дальше, как и следовало ожидать, надо было опекать и саму, сильно сдавшую после смерти мужа, соседку – не оставить же ее одну без помощи — детей у них с мужем не было. Правда, эта женщина, ненамного пережила своего мужа, поскольку и сама, как оказалось, была тяжело больна.
Перед своей кончиной она сказала, что родственников у нее не осталось и она хочет завещать свою квартиру и все движимое имущество сыну своих нечаянных благодетелей, поскольку знала, что их сын с семьей скитается по съемным квартирам. Когда сын вступил в права наследства, то разбирая вещи в квартире, обнаружил деньги, которые, как догадалась семья Ольги Евстратьевны, и были припрятаны мужем соседки себе на похороны. Когда деньги пересчитали, то их оказалось ровно столько, сколько семья Ольги Евстратьевны потратила на похороны мужа этой женщины.
Я с интересом выслушал этот рассказ и, поблагодарив хозяйку за гостеприимство, отправился домой. Весь вечер я размышлял над этой историей и непроизвольно ставил себя то на место Ольги Евстратьевны, то на место ее мужа и думал, что может быть, я излишне впечатлительный и ничего особенного в этой истории нет, и все вокруг именно так и поступают, как Ольга Евстратьевна со своим мужем. Но почему-то убедить себя в этом я так и не смог.
История житейская- редкая, исключительная...
И главное единое мнение супругов о помощи ближнему...и дети терпеливые.
Спаси, Господи, за замечательную быль!
С наступающим долгожданным Рождеством Христовым!