История как инструмент самопознания

Александра Васильева

Источник: Православие и современность

Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана
    

15 сентября 2018 года в Саратове открылся мультимедийный исторический парк «Россия — моя история». Саратов стал семнадцатым из российских городов, в которых действуют уже подобные парки, и везде они вызывают большой интерес, привлекают массу людей. Это федеральный проект, он реализуется при поддержке Администрации Президента РФ, Патриаршего совета по культуре, Фонда гуманитарных проектов и компании «Газпром».

На открытии присутствовал Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) — автор идеи, сердце и мозг этого уникального проекта, а также Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий и первые лица губернии.

Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана
    

Исторический парк совсем не похож на музей: здесь нет традиционных витрин с экспонатами под стеклом. Посетитель оказывается в затемненном зале, в окружении множества больших и маленьких интерактивных экранов и может получать информацию об исторических событиях по своему собственному выбору, соответственно своим личным интересам. Интересует человека, например, Первая мировая война и связанные с ней более узкие темы — зарождение авиации, первые русские военные летчики или участие в этой войне священников, сестер милосердия, — он подходит к экрану и выбирает эту тему. И перед его глазами оказывается если не всё, то очень многое: факты, цифры, снимки, документы тех лет, свидетельства современников. Волнует посетителя эпоха князя Владимира, Иоанна Грозного или Екатерины Великой — принцип тот же. Вряд ли стоит приходить в парк с неопределенным желанием «посмотреть всё» — ознакомиться со всем контентом за один визит и даже за десяток визитов невозможно. Необходимо определиться — «Сегодня займусь вот этим». И выделить на такое занятие часа два-три.

Очень сильное впечатление производит зал, посвященный эпохе репрессий и мученичеству Русской Церкви. Мы прочитаем здесь немало цитат из «Ленина — Сталина»: цитаты не оставляют сомнений в ненависти большевистских вождей к христианству и особо к русскому Православию. И тут же рядом — слова из писем и дневников, оставленных теми, кто воистину был готов идти на Голгофу вслед за Христом. Мы видим лица сотен святых мучеников и, прикоснувшись к экрану, можем прочитать житие каждого из них.

У проекта «Россия — моя история» нет цели представить историю нашей страны под каким-то заранее заданным идейным углом: получаемая информация о той или иной эпохе (будь то царствование Николая II или правление Никиты Хрущева, тридцатые годы ХХ века или ельцинские девяностые) может показаться противоречивой. Но это не информация, это жизнь у нас — чрезвычайно противоречивая штука, и контент исторического парка отражает ее во всей противоречивости.

Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана
    

К юным посетителям в парке — особое внимание и особый подход. Их ждут викторины, игры, фильмы, необычные впечатления. Например, они смогут войти в купель князя Владимира — световой эффект создает видимость воды — или пробежаться по льду Чудского озера.

В залах парка есть интерактивные книги: вы переворачиваете вполне материальную страницу, и в первое мгновение открывшийся разворот кажется вам пустым. Но потом на нем возникает церковнославянская вязь, и вы читаете древнюю летопись или жития ранних русских святых.

Лицо эпохи определяют не одни только свершения и трагедии, его во многом определяет быт. Знакомство с бытом разных эпох, далеких или совсем недавних, бабушкиных-дедушкиных, всегда захватывает. В парке мы получаем возможность познакомиться с традиционной одеждой, орудиями труда, лечебными средствами, посудой; накрыть стол (нет, виртуальный, конечно, виртуальный) так, как накрывали его при Иване Калите. А еще — побывать в одной и той же обычной московской квартире в разные эпохи, начиная с послевоенных сталинских времен и кончая сегодняшними днями. И не в том только дело, что на месте бамбуковой этажерки — компьютерный стол, и ни черного комода со слонами больше нет, ни серванта с хрусталем. Дело в том, что быт сначала отражает, а потом незаметно формирует еще и нашу психологию…

Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана Торжественное открытие исторического парка «Россия — моя история». Фото Алексея Лузгана
    

Кстати, цены в историческом парке вполне гуманные — от 50 рублей (для школьников) до 300, это для взрослых без льгот; а бродить по залам за эти деньги можно целый день.

* * *

О саратовском историческом парке «Россия — моя история» рассказывает его директор Дмитрий Кубанкин:

— Для нас, для нашей команды исторический парк — это открытые ворота в историю, это место ее познания, место, где у человека рождается интерес к той или иной эпохе, к тем или иным событиям. Можно по-разному относиться к различным трактовкам этих событий, но прежде, чем трактовать, нужно знать факты. Факты — это основа познания истории. Поэтому наша задача — не навязывать человеку какую-либо точку зрения, а дать ему возможность знакомиться с фактами и самому делать выводы.

Конечно, у нас есть свои убеждения. Мы стоим на позициях государственности, мы исходим из того, что в государстве есть власть, есть религия, есть экономика и культура, и все это в нашем контенте представлено. По подсчетам разработчиков, для того чтобы изучить весь контент, человеку потребуется около тридцати дней. Поэтому совершенно очевидно: человек, которого действительно интересует история, должен посетить наш парк не единожды. Это место интеллектуального труда, но в определенном смысле это и место отдыха тоже, в том числе и семейного отдыха — неслучайно оно называется парком. Люди должны приходить сюда за новыми знаниями, впечатлениями, эмоциями; приходить просто потому, что им здесь интересно. У нас есть кафе — специально для того, чтобы люди могли провести здесь целый день вместе с детьми.

Мы планируем тематические экскурсии, которые позволят нашим гостям глубже изучить какую-то отдельную тему; будем создавать лекторий, оборудовать специальные площадки, чтобы заниматься на них с людьми созидательным трудом, то есть изучать исконные ремесла.

Надеемся, что наш проект будет реально содействовать росту интереса к отечественной истории, интереса искреннего и непредвзятого, а значит, и укреплению в людях любви к Отечеству, доброй гордости за него.

* * *

Воспользовавшись случаем, мы задали несколько вопросов Митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, как и почему возникла идея исторических парков, в чем секрет ее популярности?

— Для меня история — это не «дела давно минувших дней», а особый, данный нам Богом инструмент познания мира и самих себя. Ведь все связано одной нитью: и история древняя, и менее отдаленная, и история совсем недавняя, и наш сегодняшний день. Всё это вместе — моя история. Знать ее, ощущать опыт наших предшественников как в значительном смысле свой собственный опыт, находить в истории примеры, лично для меня жизненно важные и необходимые, — это и есть главная задача, которую мы ставили, начиная создавать эти исторические парки.

И вот по ходу создания исторических парков мы увидели, что история становится для людей всё более интересной и понятной, что ее подача в современных технологиях оправдывает себя, что у нас получается увлечь в первую очередь молодежь, что люди приходят в исторический парк по многу раз, чтобы уже самостоятельно углубляться в историческое пространство своей страны, в свое собственное историческое пространство. Узнавать самих себя через историю своей страны, своего народа, через его победы и поражения. Через великие свершения и трагические, а порой и постыдные события. Мы не хотим ничего скрывать. Наша цель — максимально объективно рассказать о нашей истории. А значит, нам дается уникальная возможность познакомиться с самими собой. И это, поверьте, очень важное знакомство.

— С Вашей точки зрения, интерес к российской истории сейчас растет или наоборот? Если растет, то почему? Может быть, люди очнулись и пошли искать свои истоки?

— Согласен с Вами — думающие люди ищут истоки и смыслы. Но, знаете, иногда нужно дать почувствовать вкус к исторической тематике.

Десять лет назад я снял фильм «Гибель империи. Византийский урок». Конечно, это больше публицистический фильм, чем исторический, хотя меня консультировали профессиональные историки, и, несмотря на последовавшие после выхода фильма придирки, с исторической точки зрения в нем всё корректно. Так вот, книготорговцы через несколько месяцев после выхода фильма стали сообщать, что многие книги по византийской истории, годами пылившиеся на полках, стремительно раскуплены.

— История, однако, такая вещь, что ее всегда будут по-разному толковать, всегда будут разногласия и споры; всегда кому-то будет выгодна одна трактовка тех или иных исторических событий, а кому-то — другая. А что надо делать, чтобы история воспитывала патриотов?

— Насильно загонять в патриотизм — задача неблагодарная и бесперспективная. Считаю, что есть две важнейшие составляющие любви к Родине. Первая — это любовь человека к ее красоте, приобщение к ее культуре. А вторая — ощущение живой и неразрывной принадлежности себя самого к общему потоку истории своего народа, к своей семье, к своему роду. Это чувство ни с чем не сравнимой связи необычайно сокровенно и сильно. Помните, у Николая Рубцова есть стихотворение «Тихая моя родина»: «С каждой избою и тучею, / С громом, готовым упасть, / Чувствую самую жгучую, / Самую смертную связь».

Вообще, история народа — это материя священная, сакральная. Недаром Ветхий Завет — это не просто история, а священная история еврейского народа. Читая Библию, мы видим, что для него история — это история взаимоотношения народа с Богом. Такое же сакральное ощущение было и у наших предков. Но позже, к сожалению, с историей все обстояло во многом по-другому. И в XIX веке, и особенно в XX. Ведь с 1921 по 1934 год история России в школах фактически не преподавалась вообще. Но отнять у человека его историю — это все равно, что отнять память о себе самом, сделать его отчужденным от собственных истоков, одиноким, случайно попавшим в этот мир человеком, «иваном, не помнящим родства». Таким человеком очень легко манипулировать. Ему легко внушить что угодно, для этого нужно только лишить личность ее предыстории.

— Вы — председатель Патриаршего совета по культуре. В чем Вы видите задачу этого совета и вообще задачу Церкви в данной сфере? Ведь многим представляется, что Церковь сегодня стремится быть цензором, запретителем.

— Создание образа Церкви как запретителя — это худшее, что можно себе представить. Вспомним слова Господа Иисуса Христа о свободе: И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу, — так писал апостол Павел в Послании к Галатам (5, 13).

Великий отец Церкви блаженный Августин писал: «Люби Бога и делай что хочешь». Любовь не запрещает ничего, кроме проявления ненависти, потому что ненависть уничтожает любовь. А ненависть для нас, христиан, — прямое богоборчество. Потому что Сам Христос возвестил нам, что Бог есть Любовь.

Да, безусловно, с чем-то в общественной и культурной жизни мы соглашаемся, а с чем-то нет. У нас были принципиальные и даже жесткие дискуссии по многим явлениям современной культурной жизни. Но никаких требований что-либо запретить от Патриаршего совета по культуре не исходило никогда.

— А вообще, должна быть в государстве цензура?

— Почитайте у позднего Пушкина о цензуре, которую он признает необходимой в обществе и государстве. И он очень убедителен. Но беда в том, что, как только мы начинаем заниматься возведением здания цензуры, на его окнах появляются решетки.

— Христос предупреждал Своих учеников: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10, 22). Что лично для Вас означают эти слова? С Вашей точки зрения, они сбываются? Церковь сегодня ненавидима? Нападки, информационные атаки, бурная критика в соцсетях — можно ли все это объяснить «ненавистью за имя Его»? Или мы себя переоценим, если вот так все это объясним?

— Ненависть безбожной власти к нашим новомученикам была действительно во многом ненавистью за имя Христово. Огромная всесоюзная организация — «Союз воинствующих безбожников» — объявила безбожную пятилетку, к окончанию которой даже имя Божие, по их расчетам, должно было уйти из народной памяти и не произноситься более в Советском Союзе. Вот это была действительно инфернальная, адская ненависть ко Христу. Вот здесь эти слова Спасителя действительно сбылись.

Ненависть ко Христу, конечно, и сейчас никуда не делась. Но не думаю, что именно она сегодня — единственная составляющая негативного отношения к Церкви. Наши собственные ошибки, наши грехи ложатся тенью на представление людей о Церкви. Нам самим надо на себя почаще оглядываться, а не объяснять всё «ненавистью за имя Его».

Но, конечно же, нельзя не учитывать системную работу, которая ведется с целью выставить Церковь в самом негативном свете. Здесь уже каждое лыко в строку! Но, повторюсь, и мы сами порой в этом помогаем, к большому сожалению.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион. Великое освящение храма во имя всех Саратовских святых г. Саратова. 16 сентября 2018 года Митрополит Псковский и Порховский Тихон, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион. Великое освящение храма во имя всех Саратовских святых г. Саратова. 16 сентября 2018 года
    

— С одной стороны, в Русской Церкви сегодня немало делается для увековечивания памяти новомучеников и исповедников; с другой — можно ли, с Вашей точки зрения, сказать, что наши новомученики для нас — то же, чем становились мученики эпохи Диоклетиана для ранних христиан? Есть такое мнение: мученики нам, сегодняшним теплохладным христианам, не нужны, нам нужны святые, которые помогают в наших нуждах и бедах. Вы согласны с этим утверждением?

— Я бы не согласился, что сегодня в нашем православном народе нет искреннего почитания новомучеников. Конечно, патриарх Тихон, или священномученик Иларион (Троицкий), или те саратовские новомученики, память которых мы совершаем сегодня, — это не такие вселенские святые, к которым не зарастает народная тропа уже полтора тысячелетия, как к святителю Иоанну Златоусту, или святителю Николаю, или великомученице Екатерине. Дело в том, что традиция почитания новомучеников еще до конца не сложилась, не стала семейной, наследственной. А традиция почитания святителя Николая или великомученика Пантелеимона есть: мы знаем, что им молились наши близкие и далекие предки, что в наших домах хранились их иконы, в наших городах еще многие сотни лет назад строились посвященные им храмы. Это — традиция. Но я бы ни в коем случае не сказал, что судьбы новомучеников не находят живого отклика в сердцах православных.

— У Вас большой опыт разрешения проблем, возникающих между музейным, научным сообществом, реставраторами и Церковью: как бы Вы сформулировали основные принципы этого взаимодействия? Считаете ли Вы возможным избегать каких бы то ни было конфликтов и при этом всегда спасать то, что необходимо спасти?

— Самое главное — понять друг друга. Представителям Церкви понять музейных хранителей и реставраторов, а им, в свою очередь, понять нас. И вместе прийти к приемлемому и разумному решению — мне не хотелось бы использовать здесь слово «компромисс». Вот, есть у нас в Псковской епархии древний Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, в нем бесценные фрески XII века. Сейчас открыть двери этого храма на целый день и для всех желающих, как в обычных церквях, невозможно: фрески будут утрачены. Невозможно и постоянное совершение богослужений. В Мирожском монастыре есть храм, в котором служат ежедневно, а в древнем храме службы совершаются несколько раз в год, и при этом ограничивается количество свечей. Все пошли навстречу друг другу.

— Вы — главный редактор портала Православие.Ru; и у меня, как журналиста, к Вам больной вопрос: какой должна быть сегодня церковная журналистика? Как работать, чтобы людям скучно с нами не было?

— У православной журналистики должна быть и церковная аудитория, и внешняя. Православием, церковной жизнью интересуются многие — не только те, кого можно назвать людьми воцерковленными. Важно каждому «дать ответ о нашем уповании», но при этом чтобы и проблематика, и сложная терминология или просто наше православное семейное словоупотребление не препятствовали пониманию, не исключали внешних по отношению к Церкви людей из диалога. А если православная публицистика скучная, значит, она попросту непрофессиональная.

Журнал «Православие и современность» № 43 (59)

С митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым)
беседовала Александра Васильева

Источник: Православие и современность

11 января 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Министр культуры Ольга Любимова и митрополит Псковский Тихон провели совещание по развитию Херсонеса Таврического Министр культуры Ольга Любимова и митрополит Псковский Тихон провели совещание по развитию Херсонеса Таврического Министр культуры Ольга Любимова и митрополит Псковский Тихон провели совещание по развитию Херсонеса Таврического Министр культуры Ольга Любимова и митрополит Псковский Тихон провели совещание по развитию Херсонеса Таврического
В Севастополе прошло совещание, посвященное развитию музея-заповедника Херсонес Таврический и созданию историко-археологического парка на территориях, примыкающих к федеральному музею.
В Пятигорске открылся крупнейший в стране парк «Россия – Моя история» В Пятигорске открылся крупнейший в стране парк «Россия – Моя история» В Пятигорске открылся крупнейший в стране парк «Россия – Моя история» В Пятигорске открылся крупнейший в стране парк «Россия – Моя история»
Ставропольский край станет первым регионом России, в котором будут функционировать сразу два комплекса в рамках масштабного федерального проекта «Россия – Моя история».
Мультимедийный проект «Память поколений» официально стартовал в России Мультимедийный проект «Память поколений» официально стартовал в России Мультимедийный проект «Память поколений» официально стартовал в России Мультимедийный проект «Память поколений» официально стартовал в России
5 сентября 2020 года в историческом парке «Россия-Моя история» на ВДНХ открылась мультимедийная экспозиция, посвященная главной теме этого года – памяти Победы в Великой Отечественной войне.
Флагманский парк «Россия-Моя история» представит бесплатно мультимедийную выставку «Память поколений» Флагманский парк «Россия-Моя история» представит бесплатно мультимедийную выставку «Память поколений» Флагманский парк «Россия-Моя история» представит бесплатно мультимедийную выставку «Память поколений» Флагманский парк «Россия-Моя история» представит бесплатно мультимедийную выставку «Память поколений»
5 сентября 2020 года в московском парке «Россия - Моя история» на ВДНХ откроется мультимедийная версия художественной выставки «Память Поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».
Проект «Россия-Моя история» получил престижную награду Travellers’ Choice 2020 Проект «Россия-Моя история» получил престижную награду Travellers’ Choice 2020 Проект «Россия-Моя история» получил престижную награду Travellers’ Choice 2020 Проект «Россия-Моя история» получил престижную награду Travellers’ Choice 2020
Мультимедийный парк вошел в 10% лучших объектов мира.
Первые материалы выставки «Память поколений» представят онлайн 11 мая Первые материалы выставки «Память поколений» представят онлайн 11 мая Первые материалы выставки «Память поколений» представят онлайн 11 мая Первые материалы выставки «Память поколений» представят онлайн 11 мая
Некоторые материалы из мультимедийной выставки "Память поколений", которую планировали открыть ко Дню Победы в исторических парках, станут доступны подписчикам проекта "Россия - Моя история" 11 мая, сообщили РИА Новости в пресс-службе проекта.
Премьера исторического сериала о Херсонесе Таврическом пройдет во вторник Премьера исторического сериала о Херсонесе Таврическом пройдет во вторник Премьера исторического сериала о Херсонесе Таврическом пройдет во вторник Премьера исторического сериала о Херсонесе Таврическом пройдет во вторник
Исторический сериал "Херсонес – Моя история" о Херсонесе Таврическом покажут в соцсетях, премьера первой серии состоится во вторник
Проект «Россия-Моя история» открывает эксклюзивный инстаграм-архив своих материалов Проект «Россия-Моя история» открывает эксклюзивный инстаграм-архив своих материалов Проект «Россия-Моя история» открывает эксклюзивный инстаграм-архив своих материалов Проект «Россия-Моя история» открывает эксклюзивный инстаграм-архив своих материалов
С марта 2020 года в рамках спецпроекта по сохранению исторической памяти и популяризации истории проект «Россия-Моя история» начнет публикацию в открытом доступе уникальных материалов с мультимедийных экспозиций
«Россия — Моя история» совместно с РГО откроют фотовыставки «Многонациональная Россия» в 8 городах «Россия — Моя история» совместно с РГО откроют фотовыставки «Многонациональная Россия» в 8 городах «Россия — Моя история» совместно с РГО откроют фотовыставки «Многонациональная Россия» в 8 городах «Россия — Моя история» совместно с РГО откроют фотовыставки «Многонациональная Россия» в 8 городах
«Россия — Моя история» совместно с Русским географическим обществом откроют фотовыставки «Многонациональная Россия» в 8 городах
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×