В Послании к галатам апостол Павел, рассказывая о своем прошлом, говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13–14).
Оказывается, в бывшем неверии Павла значительную роль играло то, что он был неумеренным ревнителем отеческих преданий. Так апостол называет всю совокупность воззрений, правил жизни, нравов и обычаев, какие в ту пору составляли иудейство. Вспомним, что к тому времени у евреев уже сформировался целый свод установлений, касающихся того, как правильно соблюдать закон. Потом все это было записано в книгу, называющуюся Талмуд. Тысячи иудейских предписаний возникли, кажется, с благой целью – по возможности качественно исполнить закон. Но при этом они сделали обратное – отбросили человека далеко от духовной сути закона. Поэтому Павел и говорит, что он был ревнителем не Писания и даже не закона, а отеческих преданий, которые и увели его от Писания и закона настолько, что он не узнал Мессию еврейского народа и стал первым гонителем Церкви Божией, нового Израиля.
Оказывается, можно быть строгим ревнителем церковного предания и гнать Христа! Если развить эту мысль в нашем современном контексте, то можно сказать так: исполняя все церковные предписания, сохраняя отеческие традиции, зная все праздники, соблюдая посты, посещая богослужения, человек может пребывать в Церкви формально. Называясь христианином, оставаться чужим христианству по духу. Хвалиться знанием истины и гнать истину.
Мы тоже являемся носителями некоторого предания – и это хорошо. Встретив и полюбив Христа, придя в Церковь, мы фактически получаем в руки подробную инструкцию о том, как спастись. Мы оказываемся в мире, где нас окружает множество чинов, Уставов, рекомендаций, оставленных нам благочестивыми христианами прежних веков. Все это разнообразие правил призвано вести верующего к спасению, взгревать его дух, ограждать от ошибок. Это своего рода каналы благодати, посредством которых Святой Дух сообщается с человеком и наставляет его. Мы имеем великий дар, за который надо благодарить Бога.
Однако все это правильно работает лишь тогда, когда мы пытаемся вникнуть в смысл этих вещей, участвуем в жизни Церкви осознанно и имеем личную веру. Христианство есть религия логоса, религия смысла; христианство не ведет человека к спасению бессознательно, как робота. Насколько возможно, нам необходимо чувствовать и понимать происходящее с нами. Жизнь в мире церковных чинов должна быть по возможности осмысленной.
Есть такая болезнь религиозности – обрядоверие. Это уверенность в том, что обряд имеет силу сам по себе, без моего понимания и веры. В нем даже иногда не обязательно участвовать. Можно написать записочку, дать денежку, «заказать» – и все само собой устроится... Христианин даже может думать, что он таким образом «все соблюдает». Но такое обрядоверие есть ложное отношение к преданию. Обряд нужно понимать. Понимание рождает правильно направленную молитву, создает духовное ощущение обряда. Все, что происходит в храме, имеет свой смысл и значение, и незнание этих смыслов погружает человека в какую-то виртуальную реальность, полную фантазий и недоумений.
Важно помнить, что все церковные чины и дисциплины – лишь средство богообщения, а не цель христианской жизни. Суть не в том, чтобы что-то соблюсти. Предание обставляет внешнюю сторону отношений Бога и человека, но ценность внешнего перед Господом определяется наличием внутреннего – искреннего покаяния, горячей веры и любви.
Также отметим, что от советского периода исповедничества и мученичества за веру к нам перешло одно убеждение, которое было верным тогда, но в наше время его одного уже недостаточно. Мысль такова: суть христианской жизни состоит в том, чтобы просто хранить веру. Хранить и соблюдать, и не более того. Уметь перекреститься, знать несколько молитв, дома водрузить иконы, иногда появляться в храме – и все.
Так было раньше, и мы преклоняемся перед подвигом исповедников советского периода, которые сохранили для нас православие. Но сегодня уже мало только соблюдать и хранить веру – ею нужно жить и о ней свидетельствовать. Сейчас нам никто не мешает этого делать. За проповедь Христа Воскресшего уже никто не причинит нам вреда. Мы должны воспользоваться этой возможностью и проповедовать Евангелие.
Еще одна мысль. Павел, погруженный в отеческие предания, нещадно гнал Церковь Божию. Так же и мы, увлекшись внешней стороной церковной жизни, можем стать гонителями наших родных и близких, пытаясь загнать их в церковную ограду.
Иногда нам кажется, что если поместить человека в рамки церковных чинов, то через это внешнее к нему придет и внутреннее, т. е. вера в Бога и любовь к Нему. И мы часто мучаем наших родных, заставляя их поститься, выстаивать службы, произносить молитвы и проч. Мы становимся для них православными «гестаповцами». А ведь все это может быть бесполезно и даже вредно, пока они не увидят Христа в нас. Когда лик Христов в нас проявится, подобно тому как обновляются старые иконы, тогда красота Христова образа заставит преклонить перед Ним колени. Не мы своими настойчивыми уговорами, а Христос, через нас явленный, сотворит это чудо. В противном случае и мы рискуем быть гонителями Христа, стоящего перед нами в лице наших крещенных родных и близких. Практика показывает, что и храмом можно перекормить, особенно если в сердце человека еще не созрели живая вера в Бога и желание повиноваться Церкви.
Мы подняли вопросы, братья и сестры, которые можно отнести к большой и важной тематике: актуализации предания сегодня. Как правильно воспринять предание и как жить в нем? По сути, это вопрос нашего спасения в современном мире. Продолжая чтение апостольских Посланий, мы еще неоднократно будем возвращаться к данной теме.