Праздник Крещения Господня обычно ассоциируется с вереницами очередей к храмам за святой водой, с испытанием силы воли у прорубленной во льду иордани, где на холодном колючем воздухе обманчиво колышется пар над студеной водой. Жаль, что в стремлении получить «заряд здоровья», подчас забывается, что водная стихия — это образ очищения от грехов, духовного обновления, сопричастности Царству Небесному.
В Священном Писании вода символизирует благодать Святого Духа. Христос открывается самарянке как Податель этой благодати каждому человеку: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). В другой раз евангелист, приводя слова Спасителя о реках «воды живой» объясняет, что это Он говорил «о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39).
Но, как и во времена земной жизни Христа, людей больше привлекает внешняя сторона бытия, а не его духовный смысл. Есть рассказ о преподавателе психологии, которого навестили его давние ученики. Выяснилось, что все они были недовольны своей жизнью по разным причинам: у одних не сложилась карьера, других семья не радовала, иным не удавалось устроить свой быт. Преподаватель приготовил гостям ароматный кофе, но на всех у него не нашлось одинаковых чашек.
Предложив своим бывшим студентам выбирать из всего разнообразия чайной посуды в его доме, он обратил их внимание на то, что все они, не задумываясь, взяли красивые и дорогие чашки. Но напиток приятен сам по себе, чашка не может сделать его вкуснее. Так и внешние атрибуты нашей жизни не мешают нам радоваться этому великому дару как таковому.
Все традиции, связанные с праздником Крещения — это та «посуда», которая позволяет нам насладиться благодатью Божией. Относиться же к святой воде, к погружению в иордань как к неким магическим средствам однозначно недопустимо.
С детства помню, как торжественно и без суеты отмечался праздник Крещения в нашей семье и в семьях других верующих, живших во времена господства атеистической идеологии. Храмов тогда было крайне мало, за крещенской водой многие приезжали из Москвы, но главной отрадой для всех была возможность помолиться за богослужением в храме. Сначала совершалась Божественная литургия, затем мы внимательно вслушивались в слова чина великого освящения воды, которые звучат всего раз в году — 18 и 19 января. Только потом и снова с молитвой мы ждали своей очереди набрать воды, о снисхождении Святого Духа на которую мы только что горячо просили Господа.
Несмотря на продолжительность службы, не было усталости, раздражения, желания «проскочить» раньше других. Помню ту радость, с которой мы несли святыню домой и с молитвенным пением кропили весь дом. Эта вода хранилась у нас не меньше года. Она очень долго оставалась свежей, ее можно было пить и много лет спустя.
Не стоит упускать радость праздника и сегодня. Важнее всего в эти дни стать причастными воспеваемого Церковью Троического поклонения. Богослужение настраивает наше внимание на то, что ныне вод освящается естество, безгрешный Бог сходит в Иордан, принимает крещение от пророка и предтечи Иоанна при великом стечении народа, и Двое свидетельствуют о посланничестве Мессии — Дух в виде голубя и Отеческий глас.
Как бы давно это ни произошло, вечный Бог неизменен во времени (ср. Евр. 13, 8). Благоговейно приемля святую воду — агиасму, мы мистическим образом становимся свидетелями Богоявления. Если всем сердцем взыщем эту благодать, то непременно, по слову Христа, «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13).
Совсем недавно, 15 января Церковь прославляла память преподобного Серафима Саровского, который раскрыл людям, живущим в мире потребления, главную цель христианской жизни — приобретение благодати Святого Духа. Набирая в эти святые дни агиасму в храме, принимая ее и кропя ею свое жилище, надо, прежде всего, просить Духа Господня освятить нашу земную жизнь и ввести нас в Царство Божие.