Я сам молюсь каждый день, уже на протяжении какого-то периода времени. Это помогает в жизни. Я не молюсь о том, чтоб мне Господь прибавил материальных возможностей. Молюсь совсем о другом, о более личном и главном для меня
В новогоднем выпуске программы популярного телеведущего Андрея Малахова произошла необычная и неожиданная для одного из ее участников встреча. «Вечер сюрпризов», как охарактеризовал ее автор, открылся старой видеозаписью – песней известного всей стране исполнителя в сопровождении ансамбля.
Узнал ли Народный артист России Юрий Антонов того, кто играет на саксофоне, мэтр уверенно отвечает: «Да, это Геннадий Рябцев».
Рассказывает Геннадий Рябцев, а ныне иеродиакон Герман:
– Это случилось после того, как я закончил работать с Володей Кузьминым в группе «Динамик». Тогда Юрий Михайлович предложил поработать с ним. Ему нужен был, прежде всего, человек, который пел бы вторым голосом. А если ещё при этом и на чём-то играет, то вообще было бы шикарно. И вот год так прошёл – на гастролях, в поездках. Потом пришло понимание того, что если хочешь, чтобы у тебя была светлая музыка, нужно самому быть светлым человеком. В сочельник на Рождество Христово исповедовался, причастился, пришёл домой и вырвал из сети шнур телефонный. Начал ходить в храм и молиться дома.
На вопрос Андрея Малахова о том, насколько неожиданным для всех стал поворот в жизни рок-музыканта Геннадия Рябцева, Юрий Михайлович ответил так:
– Каждый человек выбирает для себя свой путь в жизни, и думаю, что лишь отчасти можно повлиять на этот выбор. У Гены все произошло очень серьёзно. Для того чтобы он пошёл по этой дороге, в жизни должно произойти что-то такое важное, необычное. Он выбрал этот путь, и я его поддерживаю. Если скажете, что Гена здесь, я буду очень рад его видеть.
Как оказалось, телевизионный вечер и впрямь стал вечером сюрпризов: отец Герман пришёл в студию, и начало встрече положило его поздравление с Рождеством Христовым.
Первый вопрос Андрея Малахова к гостю был о том, как вспоминается время работы в коллективе Юрия Михайловича Антонова.
Иеродиакон Герман (Рябцев):
– Работать с таким человеком – настоящее наслаждение. Это были мои самые лучшие годы в миру.
А за ними последовали годы совсем другой жизни.
Андрей Малахов:
– А это правда, что вы регент хора Валаамского монастыря?
Иеродиакон Герман (Рябцев):
– Да. Какое-то время руководил хором. Сейчас я на Московском подворье Валаамского монастыря.
В восьмидесятых годах прошлого века наша страна стала местом, где произошло воистину библейское чудо: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9). Тогда тысячи и тысячи молодых людей пришли в Церковь, началось восстановление храмов и возрождение монастырей по всей необъятной России. Геннадий Рябцев был в числе тех, кто пришел в Валаамскую обитель в самые первые и самые трудные годы.
Вот что вспоминает отец Герман о валаамских насельниках «первой волны»:
– Рассказывали начальник подворья и люди, которые с этим связаны, что в месяц приходило с просьбой взять в до несколько десятков человек. Ну, конечно, далеко не все оставались там даже на испытательный срок, потому что у многих было совершенно неадекватное представление о Церкви как таковой. Да и другие причины были. Но все равно очень много людей оставалось. Конечно, неустроенно было все, но это не отталкивало тех, кто хотел монашества, хотел подвига, – их не смущали никакие условия. Люди приходили испытать себя, пожить так, как об этом прочли у святых отцов.
Отец Герман поделился и воспоминания о том, как насельники размещались и на деле переживали ситуацию «в тесноте, но не в обиде»:
– Ну, кто на полу, кто на кроватях, как кому больше повезет. Вся жизнь так построена, что только потом начинаешь понимать, что вот если бы не было этого казуса, то не произошло бы какое-то полезное дело, какое-то важное событие, если бы не было неудачи, то не случилось бы и чего-то значительного. Позже только осознаешь. Но как раз это и есть тот самый опыт жизни духовной, когда понимаешь, что не надо расстраиваться, не нужно лезть на рожон. Раз так Господь устраивает, то, значит, так нужно.
Иеродиакон Герман (Рябцев) более четверти века назад стал заниматься восстановлением древнего знаменного пения:
В 1992 году я поступил в Московскую духовную семинарию. Когда ездил на сессию, то в библиотеке на свой страх и риск взял полный суточный и годовой круг – пять книжек со знаменным распевом, как я шучу, «пятикнижие». Пошел к одному приятелю, сделал ксерокопию, переплел их. Так у нас на Валааме и появилось знаменное пение. Уже настоящее, исконное, восстановленное по книгам.
«Я был на Валааме, там удивительно. Там же особый распев, я помню», – живо откликнулся на рассказ отца Германа Андрей Малахов и продолжил свои вопросы к нему.
Андрей Малахов:
– Юрий Михайлович высказал предположение: чтобы принять постриг и круто поменять свою жизнь, должно что-то произойти. Это так?
Иеродиакон Герман (Рябцев):
– Необязательно. Имею в виду – какой-то шок. Это скорее из западных фильмов: люди идут в монастырь тогда, когда что-то не складывается, неудачники. Но бывает, что Сам Господь призывает. И я так понимаю, что Богу надоело смотреть, как я на сцене выпендриваюсь, Он приготовил для меня другой путь. И когда Господь призвал, я откликнулся. С удовольствием. Но и после того как принял постриг, я не перестал быть музыкантом. На данный момент у меня выпущено 35 альбомов с древними песнопениями. Многие из них – с музыкальной аранжировкой.
Андрей Малахов:
– Но саксофон берёте в руки в свободное время?
Иеродиакон Герман (Рябцев):
– Ну что вы, уже 30 лет не брал. Я же монах, православный.
В диалог вступает Юрий Михайлович Антонов: «Там каноны, только а капелла. Саксофон – это несколько мирское, буржуазно-мирское». И неожиданно продолжает: «Я сам молюсь каждый день, утром и вечером, уже на протяжении какого-то периода времени. Это помогает в жизни. Я не молюсь о том, чтоб мне Господь прибавил материальных возможностей. Молюсь совсем о другом, о более личном и главном для меня».
На такое признание Андрей Малахов реагирует мгновенно, обращаясь к отцу Герману: «Вы должны пригласить Юрия Михайловича на Валаам!» И сам Народный артист РФ Юрий Антонов поддержал идею: «Я думаю, что не только встречусь там с отцом Германом, но и хотел бы помочь Церкви Православной. Я считаю это своим долгом. Мне кажется, что Церковь тоже помогала мне. Теми успехами в жизни, которые я получил и имею, я должен поделиться. И обязательно это сделаю».
Наталия Рогожина, использованы фрагменты передача "Привет, Андрей"