Дай Бог, чтобы было больше священников, молящихся Богу горящим духом, ибо кто молится об овцах словесных Господу с такой силой, если не молится священник, получивший на то благодать и власть от Самого Бога?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Протоиерей Василий Ермаков – один из самых выдающихся духовных деятелей ХХ века, истинный патриот своей Родины, целиком отдавший себя на служение Богу и людям. Но что особенно потрясало в нем, так это дерзновение и смелость. Еще святой праведный Иоанн Кронштадтский, много размышлявший о духовном сословии, писал в своих дневниках, что священник всемерно должен стараться поддерживать в себе смелость, мужество, дерзновение, иначе он не может быть ни обличителем пороков людских, ни истинным служителем Таинств. «Дерзновение – великий дар Божий и великое сокровище души! В земной брани или войне смелость или храбрость много значит, ибо она творит просто чудеса, а в духовной брани и тем паче»[1].
Отец Василий в своей пастырской деятельности воплотил многое из того, о чем говорил отец Иоанн Кронштадтский. Он принадлежал к тому редкому роду подвижников Русской Православной Церкви, которые, являясь воистину народными пастырями, сочетали дерзновенную молитву обо всем русском народе с общественной духовной деятельностью, всецело направленной на укрепление Российского государства.
Отечественная история, о чем постоянно говорил отец Василий, наглядно показывает, что Россия и Православие неотделимы. При этом особое внимание он обращает на то, что, как только русский народ отходит от веры и им начинает овладевать нравственная и политическая распущенность, на Россию обрушиваются тяжелейшие бедствия. Его первой работой, в которой он аргументированно показал, что единственной силой, которая может поднять мощь русского народа, а следовательно, и государства, является Православие, стала диссертация, написанная им в 1953 году при окончании Ленинградской духовной академии. События Смутного времени начала XVII века ярко иллюстрируют, что, только когда русские люди, вняв призыву Церкви, пришли к единому заключению, что своими грехами переполнили меру долготерпения Божия, и «начали отрезвляться от собственной смуты», к ним вернулись во всей полноте самые важные и святые качества русского народа: религиозность и патриотизм. «Объединение народа вокруг православной веры, сознание своего единства привело к прекращению вражды и ненависти; примирение всех во имя веры, любви друг к другу как брату во Христе и спасло Православие от римского посягательства, а государство – от уничтожения»[2]. Таким образом, еще в молодости отец Василий сформулировал для себя сущность русского народа: «Православная вера явилась и основою русского национального патриотизма, воспитав в русском народе мужественную преданность своему Отечеству и своей Церкви, о чем свидетельствует наша история»[3].
«Православная вера явилась основою русского патриотизма, о чем свидетельствует наша история»
Надо учиться, как повторял отец Василий, у истории правдивой, которая наглядно показывает те трагические картины нашего безбожного бытия, когда наши праотцы, забыв Бога, подчинялись Западу: Смутное время после Ивана Грозного, Полтавская битва, Отечественная война 1812 года… В XIX веке, когда властвовала мысль французская, мы питались, как говорил отец Василий, этими «помоями» Запада и «допитались» до того, что получили кровавый XX век. Самым трагическим последствием революции 1917 года батюшка считал уничтожение души русского человека, его национального самосознания и основ жизни. Еще немного, и могло бы случиться страшное: русский народ стал бы «душеубийственной» нацией. Душу у народа «вырвали» и вместо христианских заповедей посеяли полную жестокость в сознании людей. Поэтому, когда наступила Великая Отечественная война, которую Господь послал России за богоотступничество, «дух советского человека был раздавлен…» (23 июля 2006 г.).
До сих пор не все «осознали правды искупления, а именно – во имя чего все это свершалось». Объясняя духовный смысл войны, отец Василий говорил: «Так все ожесточенные планы большевиков оказались перечеркнуты Крестом Господним – теми неимоверными страданиями русских людей, вынесших войну на своих плечах… И ценой огромных жертв мы победили, мы разочлись перед историей, перед Богом, перед нашей совестью» (3 июня 1994 г.). Господь даровал победу русскому народу по молитвам тех, кто во время безмерных страданий войны обратился к Богу и к национальным ценностям, Он даровал «великую Cвою силу Божественную за то, что мы не отдали, не отступили, хотя и в своем меньшинстве, не поклонились идолу, который нам обещал иное бытие. Вот чудо наших дней!» (1 июня 1997 г.).
Отца Василия часто спрашивали, зачем он обращается к советскому прошлому и открывает его теневые стороны. На что он отвечал, что люди должны знать, какие страшные времена были тогда, чтобы они не повторились, чтобы люди понимали: за все надо платить. Богу нужно осознание причин кровавой трагедии XX века, вера, покаяние, молитва, а не духовные легенды, оправдание и сокрытие преступлений советской власти. Еще святой Иоанн Кронштадтский в своих дневниковых записях писал, считая священство самым высоким и ответственным служением, что обличение – это признак святости: «Небоязненное, твердое обличение народа во грехах есть признак великой святости обличающего или даже Самого Божества того лица, которое обличает: Креститель Иоанн, все пророки и апостолы, мученики, преподобные, Сам Господь Спаситель. Мы обыкновенно больше льстим народу, стыдимся или боимся высказывать всю правду»[4].
Отец Василий повторял: нельзя забывать, что Россия – это Святая Русь
Говоря о прошлом, настоящем и будущем нашего Отечества, отец Василий повторял: нельзя забывать, что Россия – это Святая Русь. Русский же народ протоиерей Василий называл великим, Богом званным народом, защитником Православия во всем мире физическом: «Бог нас призвал и сказал, что должны мы хранить здесь, на земле, Православие в наших иконах, в наших лампадах, в нашей вере. Это призыв, это наш путь исторический!» (1996 г.). Нам нужно гордиться тем, что мы «именно великая нация»! (29 июня 1997 г.). Всем сомневающимся или враждебно настроенным он предлагал вспомнить, что творилось в Советском Союзе до войны: в лагерях, в тюрьмах великие наши подвижники и мученики, бесстрашно идя на мучения, отдавали за Христа, за Православие, за Родину свою жизнь, показывая, что именно жизнь за Христа, за веру является величайшим подвигом. Русский народ заслужил право называться Богом званным народом за свое жертвенное служение Богу, ближним и Отчизне. Приводя следующие слова из Евангелия: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45), отец Василий говорил: «Эти жертвенность и самоотвержение стали главными заповедями христианской нравственности. И в полном соответствии с этими заповедями русское самосознание испокон веков воспринимало свое избранничество, свою задачу народа-богоносца не как возможность получать какие-то привилегии, но как обязанность служить Господу Богу нашему и как возможность послужить ближним своим»[5].
Отец Василий объяснял, что Россия, приняв Крещение, встала на свой исторический путь, поэтому: «Господь нами управляет, Господь нас Сам воспитывает, Он является Главой нашей Святой Руси. И нам это надо молитвою поддерживать и крепко-крепко молиться» (4 ноября 2003 г.). И то, что Россия не просто Святая Русь, а Дом Пресвятой Богородицы, не является излишним самомнением или гордыней русского народа. Сама история свидетельствует о том, что Богородица много раз заступалась за Российское государство. В самом начале его становления Она чудесным образом послала Свою икону, Владимирскую, в Киево-Печерский монастырь, что явилось благословением русскому народу, принявшему Православие. А 2 марта 1917 года, в день отречения от престола Николая II, была явлена чудотворная икона Божией Матери Державная, принявшая от последнего русского царя-мученика знаки его царственной власти над Россией. Богородица Своим Покровом хранила Россию на всем ее крестоносном пути. И несмотря на то, что полторы тысячи лет назад Богородица спасла жителей византийского города Константинополя, показав тем самым проявление Своей милости к Греции, не греки, а наши русские люди осознали эту великую милость, именно русский народ принял этот праздник как свой национальный. Богородица благодать Свою, Свой Покров перенесла с Константинополя, который уже более 500 лет находится под сапогом турок, на Россию. Богородица всегда «являла чудесным и видимым образом свое незримое присутствие на Русской земле, простерла Свой Покров над нею, вот почему мы и дерзаем называть свое Отечество Домом Пресвятой Богородицы»[6].
«Богородица благодать Свою, Свой Покров перенесла с Константинополя – на Россию»
К нам пришли иконы Божией Матери Тихвинская и Казанская, и это, как говорил отец Василий, неслучайно: «Наверное, что-то Пречистая знает, что-то видит и Своим присутствием зовет нас: россияне, вы стоите на пороге большой беды, потому что вы забыли и не хотите понять, куда вам идти, как вы живете, что вам делать» (14 октября 2004 г.). Когда вернулась Тихвинская икона, отец Василий предупредил, что теперь Матерь Божия будет спрашивать с нас: «А как вы приняли свою Мать, Которую сами выгнали в 1917 году?» (4 ноября 2005 г.).
К несчастью, в сознании людей еще сильны пережитки советской системы, поэтому и мысль, внушаемая десятилетиями, что, может, и не надо ходить в церковь, не надо молиться, управляет их желаниями, стремлениями, понятиями. Как говорил отец Василий, русский народ скатился до того, что на него не влияет ни трагедия России, ни горе страшных событий нашего времени: «Русский народ, умнейший народ, богатейший талантами народ так низко пал. Как он себя втоптал своим безумием в грязь жизни!» (7 января 2002 г.). Отец Василий предостерегал: «Бойтесь этого страшного обнищания русской души…»
Родина вновь зовет нас подняться, показывая на примере прошлого, что в нашем семейном мире мы сами разберемся, нам не надо ни Америки, ни Германии, ни Англии. Пусть нас никто не учит, как надо жить, какую власть надо иметь, что надо производить, какие речи говорить, – они не понимают души русского человека. Почему Россию до сих пор никто не уничтожил, хотя мы много раз стояли на краю гибели? В этом и есть «загадочность русской души»; ни Запад, ни Америка «и сейчас не понимают, что такое Россия» (4 октября 2005 г.).
Сейчас «идет последний удар по России», все направлено на то, чтобы уничтожить национальное самосознание и веру в душе русского человека. Мы видим «душеубийственное» влияние Запада: «Ешь, пей, веселись, кувыркайся, ходи в чем хочешь, говори что хочешь, но одно – не люби Родину, не люби Православие» (22 июля 2001 г.). В этой духовной битве должны принимать участие все, кому дорог Русский дом: «Надо вычистить, вымести всю нечисть из нашего дома, а именно: наркоту, дискотеки, похабные песни, похабную одежду, похабные статьи. А мы, как свиньи, бросаемся на эту падаль, тем самым расшатывая внутреннее “я” русского человека» (4 октября 2005 г.). Так убивается «генетический код силы русского народа». Как и прежде, нравственная и политическая распущенность опять приводит к ослаблению Российского государства. От каждого человека зависит, «или нам выжить, или нам исчезнуть с лица земли в наступившее злое время» (19 декабря 2005 г.). Отец Василий верил в то, что русский народ объединится и скажет «свое гордое, крепкое, могучее, русское: “С нами православная вера, и поэтому считайте нас могучей нацией, талантливой, умной, понимающей в жизни”» (4 ноября 2005 г.).
От каждого человека зависит: или нам выжить, или нам исчезнуть с лица земли
Злопыхатели всеми способами стремятся опорочить Россию, Православие, иерархов, священников, запрещают преподавание основ православной культуры. Они заявляют, что у нас есть еще и конфессии мусульман и буддистов, что их якобы притесняют, лишают прав. Но в России православных гораздо больше, чем исповедующих другие религии. «Мы никого не унижаем, мы только говорим: наша Россия называется Россией Православной! Нам Бог дал 1/6 часть земного шара, и мы ценой своих страданий, не страданий магометан и буддистов, а своей православной верой ее заслужили. Нас бьют за Православие. Почему в трудное время прошлого нас никто не поддерживал, ни магометане, ни буддисты? Когда уничтожалась советской властью православная вера, они помогали этой власти. Надо посмотреть историю прошлого, нашего Православия, а не бороться против того, что мы имеем от своих отцов, матерей, угодников Божиих, того, что нам заповедовали новомученики России. Мы запечатлели своей кровью, своим страданием, своим терпением в крестоношении быть первыми, иметь первенствующее место среди этих трех религий»[7].
Даже в самых ранних проповедях отец Василий, видя будущее, предупреждал, что Западу не нужна верующая, единая, православная Россия, потому что с Богом она сильна, а без Бога – внутренние распри, разбой, деспотизм. Такая Россия и нужна Западу, здесь они все возьмут за копейку. Тем, кто не хочет видеть Россию сильной, он говорил: «Оставьте нас, дайте нам жить по-русски, по православным обычаям, это наше право, которое мы сознаем, ощущаем нашим внутренним опытом богообщения… И невольно хочется повторить слова великого поэта, обращаясь к Западу: “Оставьте нас, вы не читали сии кровавые скрижали…”»[8].
«Дайте нам жить по-русски, по православным обычаям – это наше право»
За более чем 50 лет своего служения отец Василий принял исповедь у многих тысяч людей, и по его молитвам Господь с их душ снимал тяжесть греха жизни без Бога. Но что особенно потрясало в нем, так это дерзновенная исповедь Господу за весь русский народ, за грех богоотступничества. Отцу Василию был открыт Промысл Божий о России, духовный смысл русской истории, особенно трагедии XX века. Великая любовь, уважение к русскому народу, вера в его духовную силу и боль за него были сущностью отца Василия, и это давало силы нести непомерно тяжелый крест отмаливания целого народа, практически утратившего свою духовность за 75-летнюю кампанию по уничтожению Православия. Но несмотря на это, мы не оставлены Богом. Обращаясь к русскому народу и ко всему окружающему Россию миру, отец Василий говорил: «Не надо с нами шутить, не надо нас обижать, не надо нам диктовать свои условия. Надо знать и помнить о том, что мы Богом званный русский великий народ, Богом званный!» (4 ноября 2006 г.).
«Не надо нам диктовать свои условия. Надо знать и помнить о том, что мы Богом званный русский великий народ. Богом званный!»
Отец Василий не допускал в душе людей уныния, отчаяния, малодушия, страха, что неизвестно, что будет с Россией, все распродано… Он объяснял, что нам всего хватит: «Скорбеть надо, страдать надо, но и всегда хранить чувство радости, что мы не одни – нас хранит Пречистая Божия Матерь…» (14 октября 2004 г.). О недовольных всем россиянах он говорил: «Я всегда на них смотрю взором русского человека, взором русского христианина, патриота своей земли. Нас надо дернуть – нас и дергают, чтобы мы понимали, кто мы такие, чтобы мы почаще смотрели в историю прошлого нашего бытия» (4 октября 2005 г.). И чтобы мы оглянулись, нас будут бить экономически – может, и поймем тогда, что мы жители необъятной России, Богом данной нам страны. А страданий так много потому, что «мы никак не можем возродиться, воскреснуть к новой благодатной русской праведной национальной жизни православной во Христе и со Христом» (20 апреля 1997 г.). В это «смутное время нашей русской действительности» не надо ждать, пока нас опять тряхнет за беззаконие, «но пока еще Россия спит. Пока еще она думает, что ей делать, пока она размышляет. Но время нас не ждет…» (14 октября 2001 г.). А гнев Божий – это страшно…
Внимательно наблюдая за тем, что происходит в России, отец Василий объяснял, что в нашей истории уже была «лжедемократия», которую нам обещало Временное правительство, считая, что чисто демократическими выборами спасут Россию. Но из этого ничего не вышло: пришел один диктатор, потом другой, и народ подвергся страшным гонениям. Отец Василий считал, что демократия – не для России. В проповеди в 1999 году он говорил: «Нам нужен один человек. Не знаю, будет ли это царь. Судя по поколениям, выросшим с 1910 года без Бога, царь им не подойдет, они его не примут. Если будем молиться и просить у Бога, чтобы Господь даровал нам Своего правителя, мы почувствуем Его волю. Может быть, этот правитель и растет где-то. Россия сейчас слаба, особенно в вере. Но Бог любит Россию не на словах, а на деле. И этой любви мы ожидаем. Мне кажется, что Он дарует нам доброго человека, любящего Россию, понимающего ее душу, который и подготовит ее возрождение. Он будет наш, а не пришелец из варягов. И мы справимся со своей бедой»[9]. Но для этого мы должны осознать, кто мы такие: «Вот когда немножко очухается русский брат и сестра, осознает, что он патриот России, тогда мы и будем тем Богом званным народом, которому Бог уготовал совсем иной путь. Не путь капитализма, не путь коммунизма, не путь демократии. Это не наш путь, у нас другой путь. Это нам надо знать, надо об этом помнить, но, увы, сегодня этому в школах не учат, в институтах не говорят, они боятся сказать правду, кто мы такие. Да и большинство из нас не готово услышать эту правду. Потому что у них сознание такое: “гуляй, рванина, веселись”, разрушая Отчизну» (24 января 2006 г.).
Отец Василий говорил, что «оскудение благочестия», которое мы сейчас наблюдаем, «является предвестником страшного времени». Судьбы мира решаются не в России, а там, откуда пришел Христос Спаситель, и никто не знает, когда начнется Суд Божий. Нам надо «только молиться непрестанно и просить помощи у Бога, надеяться и умолять, чтобы Господь отодвинул Свой Суд»[10]. Церковь не скрывает «тайну вечности и бытия, зачем русский народ молится, зачем он любит храм Божий» (16 марта 1997 г.). Отец Василий объяснял, что неслучайно День Победы в Великой Отечественной войне, которая является важнейшим духовным уроком нашей истории, выпал на Пасхальную неделю. Приветствуя русский народ великими словами: «Христос воскресе! Так же и воскреснет Мать-Россия!» (9 мая 2003 г.), он вкладывал в них особый духовный смысл: «Господь призвал нас, людей русских, для того, чтобы возвещать миру о Православии и вместе с тем хранить нашу православную веру. Нам вручен ключ от Неба, чтобы мы его хранили с терпением, с радостью и вместе с тем говорили миру, что именно здесь ключ Православия. Мы можем войти в Царство Небесное, так сегодня может войти наша Россия, особенно весь русский народ православный…» (16 марта 1997 г.).