«Интронизация» Епифания (Думенко) в Киеве: что случилось и что осталось за кадром

3 февраля, в воскресенье, в Киеве состоялась так называемая «интронизация» Сергея Петровича Думенко («митрополита» Епифания), которого назначили на престол новосозданной Святейшей Церкви Украины (СЦУ). Процесс создания СЦУ сопровождался многочисленными скандалами и провокациями. Не менее скандально прошла и «интронизация» ставленника раскольника Филарета – молодого 39-летнего Епифания.

Все Поместные Церкви, от которых зависит признание СЦУ, проигнорировали «интронизацию митрополита Киевского»

На «интронизацию» не приехали представители Поместных Церквей кроме собственно Константинопольского Патриархата и зависимых от него УПЦ в США и Канаде, а также нескольких монахов с Афона, о приезде которых речь пойдет ниже. Все Поместные Церкви, от которых зависит признание СЦУ, проигнорировали «интронизацию митрополита Киевского». Зато это событие не проигнорировали политики и представители... других религий. Ожидаемо присутствовал Президент Украины Петр Порошенко со своей супругой и его конкурентка на будущих выборах, весьма перспективный кандидат в новые президенты Юлия Тимошенко, которая поддерживает близкие отношения с «патриархом» Филаретом. Также присутствовали глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав (Шевчук), глава Конференции римско-католических епископов Украины Бронислав (Бернацкий), митрополит Римско-католической церкви (РКЦ) Мечислав (Мокшицкий) и представители протестантских деноминаций.

Само мероприятие прошло на удивление тихо и без пафоса: многие журналисты отметили пустую площадь перед Софийским собором. В отличие от «Объединительного собора» 15 декабря, когда ради массовки на площадь свезли бюджетников, во время «интронизации» количество полицейских превышало количество любопытствующих. Журналисты сайта «Вести» предположили, что это связано с неудавшейся кампанией вокруг получения Томоса:

«Все дело в том, что президент покатался по стране в рамках Томос-тура и получил шквал критики в свой адрес, – общество раздражает использование церковной темы в предвыборной кампании, как и показуха, которой сопровождается томосиада».

Кроме этого, вход на мероприятие производился по приглашениям, в том числе и для журналистов. Некоторые журналисты не попали на «интронизацию», несмотря на аккредитацию. Это, в частности, случилось с журналистом оппозиционного телеканала NewsOne Андреем Лащем.

Детективный приезд архимандрита Ефрема

Просьба Епифания Киноту Святой горы Афон о том, чтобы афониты прислали свою делегацию на его «интронизацию» Просьба Епифания Киноту Святой горы Афон о том, чтобы афониты прислали свою делегацию на его «интронизацию»
Еще задолго до начала мероприятия стало известно, что Поместные Церкви проигнорируют «интронизацию». Фанар стал прилагать максимум усилий для того, чтобы привезти на «интронизацию» хотя бы кого-то. В его юрисдикцию входят монастыри Святой горы Афон – очевидные авторитеты в православном мире. Но и с ними возникли проблемы.

29 января директор Международного института Афонского наследия Сергей Шумило, сообщил на своей странице в Facebook:

«На вчерашнем заседании Священного Кинота Афона лишь 5 из 20 антипросопов (представителей) афонских монастырей поддержали инициативу патр. Варфоломея направить делегацию наблюдателей на интронизацию предстоятеля ПЦУ.

Священный Кинот Афона 28 января решил не направлять делегацию в Киев и не посылать поздравлений предстоятелю ПЦУ и далее воздерживаться от поддержки сторон церковного конфликта на Украине... В то же время Св. Кинот и далее сохраняет духовное единство со Вселенской Патриархией».

Но в стороне остаться не удалось.

1 февраля появились сообщения о том, что «Варфоломей поставил ультиматум» настоятелю Ватопеда: или архимандрит Ефрем едет на «интронизацию» Епифания, или его отправят в запрет. Как пишет автор «Союза православных журналистов», «мотивы такой “атаки” со стороны Варфоломея понятны. Подставить под удар игумена, который в хороших отношениях с РПЦ».

Варфоломей поставил ультиматум настоятелю Ватопеда: или архимандрит Ефрем едет на «интронизацию» Епифания, или его отправят в запрет

Игумен Ватопеда действительно находится в хороших отношениях и с Русской Православной Церковью, и с Украинской Православной Церковью: он часто привозил святыни в Россию и на Украину, а российские власти по линии МИДа даже помогали ему со снятием обвинений со стороны греческих властей. «Подставить» таким образом лояльного архимандрита, ослабив «пророссийскую партию» на Афоне, весьма выгодно. И в итоге отца Ефрема удалось привезти в Киев.

Но вечером того же дня появилась информация, что прилетевший в Киев настоятель Ватопеда попал в больницу с сердечным приступом, что сделает невозможным его участие в «интронизации» Епифания.

Главный редактор сайта «Левый берег» Соня Кошкина, активно поддерживающая автокефалию, рассказала об этом происшествии:

«Поздно вечером Ефрем внезапно отправляется “подышать воздухом”… Едва он спускается вниз, как у входа притормаживает черный “ровер”, куда он безо всякой опаски садится… и пропадает».

На следующий день, 2 февраля, на том же сайте появилась новость о том, что Епифаний встретился с отцом Ефремом в частной клинике, подтверждением чему служит совместная их фотография.

Епифаний и архимандрит Ефрем Епифаний и архимандрит Ефрем

Сама новость гласит:

«Епифаний выразил радость от встречи с настоятелем знаменитого афонского монастыря и выразил переживания за состояние его здоровья. Митрополит приветствовал отца Ефрема в Киеве и пожелал ему скорого выздоровления и многих лет.

В свою очередь игумен Ефрем поздравил киевского митрополита с избранием и интронизацией, которая состоится 3 февраля, и пожелал ему успешного служения в качестве предстоятеля Православной церкви Украины».

При этом остается неизвестным, где архимандрит Ефрем провел ночь с 1 на 2 февраля.

Вечером 2 февраля Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ сообщил о состоявшемся телефонном разговоре священноначалия УПЦ с игуменом Ватопеда, в котором «архимандрит попросил передать, что любит Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и всех архиереев его Церкви». В тот же день отец Ефрем покинул Украину «для продолжения лечения в одной из зарубежных клиник».

Как написала Соня Кошкина,

«Вечером субботы из столичных Жулян (в 18:17 по Киеву) в Женеву вылетел самолёт DAJET. На его борту находился гражданин Греции Vasileios Koutsou. Он же – старец Ефрем».

Ну, а вечером всё того же 2 февраля российский сайт «Царьград», ссылаясь на собственные источники, опубликовал опровержение того, что отец Ефрем поздравил Епифания с «интронизацией»:

«В ходе беседы Епифаний пожелал отцу Ефрему выздоровления, за что игумен Ватопедского монастыря и поблагодарил визитера. А все озвученные украинскими СМИ заявления и поздравления, якобы сделанные старцем Ефремом, – не более чем домыслы и фантазии».

На «интронизацию» архимандрит Ефрем так и не попал.

Афониты были в составе делегации Фанара, но не как официальные представители Святой Горы

Кроме митрополитов Гальского Эммануила и Адрианопольского Амфилохия присутствовали игумен Афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий, экзарх Фанара в Киеве о. Михаил Анищенко, а также два монаха из Пантелеимоновского скита Кутлумушского монастыря Афона. Афониты были в составе делегации Фанара, но не как официальные представители Святой горы.

В общем, это действительно похожая на детектив история, которая, увы, мало соответствует духу Христову. Впрочем, вся вообще история создания СЦУ происходит в том же стиле – с интригами, провокациями, фейками.

До сих пор точно не ясно, где же именно провел ночь с первого на второе февраля архимандрит Ефрем и что именно с ним случилось. Действительно ли у него обнаружились проблемы со здоровьем или это был искусный трюк, связанный с нежеланием участвовать в сомнительном сборище.

Эта история вызвала весьма неоднозначную реакцию среди православных. Кто-то оправдывает архимандрита: мол, ему угрожали отлучением, и он был вынужден лететь в Киев, но в итоге ему удалось, грубо говоря, «откосить» от участия в «интронизации». Другая часть с меньшим пониманием относится к действиям Ватопедского игумена. Так, глава Византийского клуба «Катехон» Аркадий Малер опубликовал на своей странице в Facebook-е горькие слова:

«Киевский кульбит Ефрема … в точности отражает давно распространенную поведенческую тактику определенной части церковных деятелей, для которых самое главное – это ни в коем случае ни с кем никогда не конфликтовать…

Сегодня такая тактика только дискредитирует священников в восприятии как самих верующих, так и внешних, которым уже никак невозможно объяснить, почему именно те самые люди, которые призваны быть образцом христианства, а тем более – монахи, а тем более – игумены, а еще тем более – афонские игумены, как только им самим реально приходится чем-то жертвовать, являют образец банальной трусости».

Во всей этой истории ясно одно: в нынешнем противостоянии всем рано или поздно придется занять чью-либо сторону. Нейтральной позиции не будет...

С католиками и поминовением... Патриарха Кирилла, но без Филарета

На самой «интронизации» бросилось в глаза отсутствие «почетного патриарха» Филарета (Денисенко), который и был основным лоббистом назначения Епифания главой СЦУ. От имени Филарета зачитали поздравление молодому «предстоятелю»:

«Я убежден, что поместная Украинская православная церковь в будущем объединит всех православных в Украине, и тогда, как одна из самых больших поместных церквей в мировом Православии, украинская церковь будет вознесена до статуса патриархата».

Но почему же Филарета не было на столь важном событии? Мало того, с амвона в диптихе помянули патриарха... Московского и всея Руси Кирилла, но не помянули Филарета.

Официальная версия: у Филарета поднялось давление, и врачи запретили 90-летнему «почетному патриарху» ехать на данное мероприятие, о чем сообщили украинские СМИ. Конечно, в столь преклонном возрасте может случиться что угодно, но стоит рассмотреть и другие версии.

Возможно, истинная причина лежит в треугольнике «Филарет – Порошенко – Фанар», в центре которого оказался молодой Епифаний. Вся карьера «предстоятеля» выстроена Филаретом, и собственным авторитетом он пока что в СЦУ не пользуется – это «одолженный» авторитет Филарета. При этом его старается приблизить к себе Порошенко, для которого молодой Епифаний более удобен, чем старый и своенравный Филарет, который к тому же заигрывает с Юлией Тимошенко, его прямым конкурентом на президентских выборах.

Греки недолюбливают Филарета, а Филарет не захотел расставаться с патриаршим куколем

Греки также заинтересованы в молодом Епифании: они в курсе своевольных заявлений Филарета о своем «патриаршестве» и явно этим недовольны. Им невыгодно подконтрольное положение «предстоятеля» опытному интригану Филарету, и они бы предпочли контролировать его лично.

Порошенко зависим от греков: по имеющейся информации, Фанар выдвинул четкое условие Президенту Украины, что Томос будет отозван в случае серьезных проблем или своеволия Филарета. Подобных прецедентов не было, но Порошенко сейчас, до выборов, не хочет получить еще и скандала с греками. Поэтому он старается по возможности «задвинуть» Филарета и приблизить менее своенравного Епифания.

Одна из версий отсутствия Филарета озвучена журналистами сайта «Вести»:

«Дело в кошке, которая пробежала между Филаретом и Епифанием, который пользуется опекой Порошенко, в то время как Филарет сотрудничает с Тимошенко – он даже принимал участие в съезде “Батькивщины”, на котором Юлия Тимошенко в свою очередь завила, что в случае победы на выборах будет способствовать получению ПЦУ наивысшей автокефалии».

Другая версия также вполне очевидна: греки недолюбливают Филарета, а Филарет не захотел расставаться с патриаршим куколем. Оттого и возникла версия с «дипломатической простудой».

То, что «митрополит» Епифаний, несмотря на весь свой патриотический пыл, вынужден поминать Святейшего Патриарха Кирилла, говорит о том, что греки имеют влияние на молодого «предстоятеля». Если бы Филарет полностью контролировал ситуацию, он бы этого не допустил. Но, видимо, и его влияние не безгранично.

Кроме греков и украинских политиков с Епифанием старались подружиться и украинские униаты. Как сообщил религиовед Дмитрий Скворцов на своей странице в Facebook:

«По моим источникам, в алтарь на СЦУшной “литургии” были допущены представители Папы римского, которые передали Епифану благословение понтифика и надежду на скорое восстановление единства “украинского православия” с униатами».

Со стороны униатов уже неоднократно звучали предложения об «объединении» с СЦУ. Так, поздравляя Епифания с избранием «предстоятелем», глава УГКЦ Святослав (Шевчук) назвал создание ПЦУ «Божьим даром» на пути к «полному единству Церквей Владимирового Крещения»:

«В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к вам и всем православным братьям, предлагая вам начать вместе прокладывать наш путь к единству, к правде».

В рождественском интервью 5 каналу Святослав (Шевчук) сказал, что объединение греко-католиков с СЦУ – «это хорошая радостная перспектива»:

«Потому что весь христианский мир, в частности, католическое и православное сообщества, ищут пути к единству. На вселенском уровне происходит диалог, чтобы это единство восстановить. Прежде всего, речь идет о евхаристическом сопричастии».

Таким образом, для украинских униатов создание СЦУ – это возможность вести последовательную экуменическую политику, которую они и так уже ведут в течение многих лет.

Вместо итогов

Архимандрит Ефрем в Белом доме. Вашингтон. Фото: TNH / Kostas Bej Архимандрит Ефрем в Белом доме. Вашингтон. Фото: TNH / Kostas Bej

Все произошедшее до и во время «интронизации» Епифания – это логичное продолжение политики Фанара, не имеющей ничего общего с евангельским духом и каноническими нормами Православия. Суетливость, скрытность, интриги, крайняя политизированность – это, конечно же, не Церковь Христова, но некий голем, созданный из обид Фанара за сорванный Критский собор, из амбиций Порошенко, из желания Филарета получить канонический статус (но без покаяния!) и множества других, подчас скрытых причин и факторов.

При этом, как бы ни банально это звучало, нельзя забывать и заокеанских двигателей процесса, старательно проводящих политику дезинтеграции России и Украины, в которой создание СЦУ и ликвидация канонической УПЦ – лишь элемент политтехнологии.

«14 апреля 2018 г. работу с патриархом Варфоломеем провел посол Государственного департамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек. Он же прилетал 11 сентября в Киев, в самый разгар переговоров об объединении раскольников в единую религиозную структуру. А уже 17 апреля афонский монастырь Ватопед посетил экс-посол США на Украине Джеффри Пайетт», – приводит хронологию такой деятельности портал СПЖ.

Заметим, что встречи игумена Ватопеда с официальными лицами Государственного департамента США на этом не закончились: согласно порталу «The National Herald», 12 октября 2018 года архимандрит Ефрем лично посетил Белый дом в Вашингтоне, где встретился не только с вышеупомянутым Браунбеком, но и с Юджином Фишелем, начальником отдела Бюро разведки и исследований Государственного департамента США, который помимо прочего является «видным специалистом по Украине»...

Несмотря на то, что все это действо выглядит как плохой театр, не исключено, что рано или поздно какая-то часть Поместных Церквей, зависимых от Фанара, всё же признает созданную в Киеве раскольническую структуру. И тогда начнутся конфликты уже между Фанаром и руководством СЦУ, если Филарет продолжит сохранять свое влияние на Епифания.

И, конечно же, сильно повлияет на церковную ситуацию политическая обстановка на Украине. Кто бы ни победил в президентской гонке – Порошенко или Тимошенко, скорее всего, новый президент продолжит антицерковную политику и поддержку СЦУ. Силы же, способные поддержать УПЦ внутри страны, сейчас раздроблены и представлены несколькими партиями, которые к тому же еще и враждуют между собой. Шансы попасть во второй тур президентских выборов есть только у кандидата от Оппозиционной платформы «За жизнь» Юрия Бойко, но они не высоки. Отсутствие кандидата во втором туре уменьшит шансы сильной фракции на прохождение осенью 2019 года на парламентских выборах в Верховную Раду. Политические силы, поддерживающие каноническую Украинскую Православную Церковь, будут ослаблены, и повторения 2006 года, когда в Раду удалось провести сильную фракцию «Партии регионов», не будет.

Скорее всего, сейчас религиозный вопрос уже не будет так активно использоваться властью, как осенью. Но антицерковные законы уже приняты, и власть под предлогом переименования будет продолжать требовать от Украинской Православной Церкви провести перерегистрацию имущества, что вызовет борьбу за храмы и монастыри. И носить это будет, скорее всего, «ползучий» характер, медленный и постепенный.

А значит, явная малочисленность гостей на «интронизации» новоявленного «Киевского митрополита» не должна вводить никого в заблуждение и успокоение.

Александр Коваль

5 февраля 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Евгения Т.26 февраля 2019, 08:58
Сколько копий здесь в комментариях поломано. А на мой несведущий взгляд, суд над отцом Ефремом уже произошёл, и не человеческий, о Божественный. Господь Бог, кстати, его очень любит - прямо послал страшную болезнь, чтобы не допустить непоправимой ошибки для архимандрита Ефрема. И отец Ефрем, судя по всему, очень хорошо понял, что ему этим инфарктом хочет сказать Господь. Быстро уехал.
Вадим К.13 февраля 2019, 13:33
Призываю своих оппонентов уже не только к трезвому разуму, но и к совести: давайте будем корректны в общении друг с другом и ни обижаться самим напрасно, ни обижать других. О. Ефрема я не осуждал и никем плохим не называл и вообще бы не стал наверное ничего писать, если бы не прочитал, как его приезд к Думенко некоторыми из собратьев оправдывается, а иными представляется и вовсе чуть ли не добродетелью. Так что писал я конечно не для Афона, а для них и тех из равных мне, кто будет все это читать. И еще раз: о личном грехе следует молчать, а о грехе против Церкви, который грозит многим погибелью души молчать, когда его оправдывают - это предавать дело искупления Спасителя-Бога и Его Церковь
Наталия Ростова Продолжение13 февраля 2019, 09:22
Другое дело, верхушка Константинопольского Патриархата...Там, конечно, совсем всё мрачно. Вот там, точно идет дружба с раскольниками. Сейчас пока поддержка раскольников, потом, вполне возможно дойдёт и до совместного Богослужения и совместного причастия из одной чаши. Вполне резонно, Русская Православная Церковь разорвала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом....А по-поводу афонских монастырей, принадлежащих к КП, то они действительно должны сделать выбор на чьей они стороне, а не качаться на волнах, надеясь, что пронесёт. Но опять же повторю, никакого канона о.Ефрем не нарушил! Его НЕ БЫЛО НА ЭТОЙ "ИНТРОНИЗАЦИИ". А обвинять его в том, чего не было, как-то не комильфо.
Наталия Ростова - Иоанне13 февраля 2019, 09:08
Ваше ПРОСТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ - / Сослужить с раскольниками-самому становиться раскольником, а именно для этого поехали на Украину 2 афонских монаха..../, /Уже вступили в евхаристическое общение с раскольниками и Ватопед в том числе.../ Ничего себе - простое изложение фактов. Да Вы прямо обвинили двух афонских монахов и Ватопед. " ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - это полное сопричастие, возможность совместного служения Литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут, согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. Это значит вместе причащаться из одной чаши. " Где о.Ефрем пошёл на евхаристическое общение с раскольниками?
Иоанна_ 12 февраля 2019, 23:29
/Вы уже его возвели в ранг еретика.// Вот вы и будьте осторожнее в словах, Наталья, и постарайтесь увидеть разницу между осуждением и простым изложением фактов, взятых ИЗ ЭТОЙ СТАТЬИ. Ничего подобного я не писала, а "тех, кто их поддерживает" - да, пожалуй, можно отнести к тем, кто едет на "интронизацию" лжемитрополита. Вполне себе поддержка. Кто не хотел поддерживать, тот не поехал. К тому же процитированные вами слова не мои, а архиепископа Аверкия, почитайте саму статью, она небольшая, получите хоть какую-то пользу от нашей дискуссии. Желаю вам всего доброго!
Наталия Ростова12 февраля 2019, 18:00
Иоанна (10 февраля 15:39 ) / лицемерное "неосуждение" и снисхождение к еретикам и раскольникам и тем, кто их поддерживает./ Осторожней, Иоанна, " от слов своих осудишься ". Только вот, когда я Вас прошу назвать канон, который по Вашим словам нарушил о.Ефрем, Вы филигранно переходите в другую плоскость. Но доказательств нарушения Церковных Правил о.Ефрема, у Вас НЕТ, только Ваши домыслы. Вы уже его возвели в ранг еретика.
" Святые отцы не раз подчёркивали, что главная добродетель христианина -это рассудительность.То есть способность проводить анализ если говорить современным языком - ситуации, поступков и т.д. При этом они категорически запрещали осуждать человека." -прот.Павел Великанов.
Татьяна В. для Вадим К. называть вещи своими именами12 февраля 2019, 17:35
Ну хорошо. Уже давно назвали своими именами и воззвали к разуму. Дальше то что?
У Вас есть ответ? Кинот Афона подтвердил правильность действий Варфоломей.
Как еще взывать будете да и кто Вы для них?
Вот то то же.
Наталия Ростова - Вадиму12 февраля 2019, 17:04
Правду говорят,у каждого должна быть своя минута славы. Вы её получили, успокойтесь уже. С Вами сложно вести дискуссию, потому что Вы в упор не видите ЧТО пишут Вам оппоненты... "А повторять много раз, что нельзя никого осуждать - это, простите, лицемерно замалчивать неприятную истину. Евангелие говорит о другом " - ну это вообще из разряда "от ветра головы моей". Мы, наверное, с Вами какие-то разные Евангелия читаем? О.Ефрем НЕ признан церковным судом ЕРЕТИКОМ и РАСКОЛЬНИКОМ. С раскольниками и еретиками НЕ совершал Богослужения. И анафеме НЕ предан.Вы, лично, можете думать и говорить про него всё, что Вам угодно, но... Не вводите людей в соблазн, выражаясь Вашим языком (7 февраля 21:58 ).
Татьяна В. для Вадим К. От разговоров перешли к делу12 февраля 2019, 16:15
С чего Вы решили, что КП только сейчас, с признанием раскольников "перешел к делу"?
Если перечислять все их дела, тут места не хватит. Из последних - хотя бы признание второбрачия священников. И все молчали. Я имею в виду не мирян на форумах, а ПЦ и иерархов Церкви. Поддержка и создание КП расколов так это вообще отдельная статья, все опять молчали, весь 20 век. Ныне Кинот Афона признал решение Варфоломея по Украине, с комментариями -
"мы не приемлем унижения эллинизма и Вселенского патриархата"(с) это уже вообще за гранью.
И что изменится от того, что Вы их тут осуждаете? Они свой выбор сделали. И это должен сделать каждый. Не зря общение с КП прервано.
Вадим К. Татиане В.12 февраля 2019, 13:59
За последние полгода произошло очень много событий, которые прямо грозят потрясти всю Православную Церковь. От разговоров перешли к делу и это сделал не кто-то, а Константинопольский патриархат, действительно считавшийся ее флагманом. А Вы спрашиваете: почему сейчас всполошились? Да, всполошились, но только непонятно, почему многие из православных это вдруг осуждают. Нас бьют в лицо, уже и до крови, хотят разлучить с единокровными братьями, порушить их веру, а мы, как сетует ап. Павел на неуместную простодушность коринфян, это все терпим и называем чуть ли не добродетелью совершаемую сдачу. Потом негодуем на тех, кто осмеливается в ответ называть вещи своими именами и взывать к разуму.
София12 февраля 2019, 13:06
Уважаемой Иоанне. Под злом я разумела не декларирование "правды-матки" тем, кто распознал таковую, а грех осуждения, он весьма ядовит. Различение добра и зла, естественно, нам необходимо и благословения специального не требует, благословение потребно для публичного обличения, ибо не каждый имеет такое право, согласитесь. От арианских епископов тоже не мгновенно православные отложились, процесс был долгим, как и с иконоборческой ересью. Само сослужение с раскольничьей СЦУ считаю грехом, не хочу просто осуждать о. Ефрема несправедливо и преждевременно.
С Татьяной В. согласна, что апостасия идет везде; по поводу Афона даже не удивлена, они ведь все-таки под омофором вселен. патриарха.
София12 февраля 2019, 12:52
Вадиму, Иоанне. Спасибо за общение. Вадим, это Вы (не я) очень хороший вопрос подняли: можно ли мирянам осуждать монахов, так речь об осуждении мирянами архимандрита Ефрема (это священнослужитель) идет, да еще в публичном поле, и к сожалению, некоторыми клириками, как Вы указали. Я же говорила об осуждении вообще. Есть прекрасная подборка на "Азбуке веры" речений святых отцов об этом грехе,так Иоанн Златоуст считает осуждение священнослужителя грехом еще более тяжким, и удивляется, как люди спешат осудить ближнего, имея свои грехи да заповедь "не судите" и "каким судом судите" от самого Спасителя. Люди как бы хотят попасть в геенну многими дорогами, говорит он.

р.Б.Евгений12 февраля 2019, 10:34
Для "Николай11 февраля 2019, 00:40"

Согласен, уважаемый Николай. Но - не совсем.

Уж слишком они себя замарали. И недаром (по факту) - Запад уже отвернулся от них.

И идиосинкразия Запада на этих "деятелей" возрастает с каждым днем.

Но как говорится - "Если Бог хочет наказать человека - он отнимает у него разум".

Так и в этом случае -они делают ВСЕ, чтобы полностью себя дискредитировать перед всем миром.

Один из примеров:

"Совершен поджог Ильинского храма с. Зеленый Яр Доманевского района Николаевской области, сообщает сайт Вознесенской епархии.

Рано утром 10 февраля 2019 года неизвестные выбили окно и бросили в помещение бутылку с зажигательной смесью".

Даже комментировать не надо.
Иоанна_ 12 февраля 2019, 10:06
В чём "зло", София? В том, чтобы называть вещи своими именами? На различение добра и зла не требуется никакого специального "благословения" и санкции вышестоящих органов, для этого у нас есть Евангелие. "Если мы никогда никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло и легко сможем сами быть увлечены на путь зла." (Архиепископ Аверкий (Таушев) "Мнимая «христианская любовь» и всепрощение".)
НН12 февраля 2019, 10:05
Вадим К. Софии11 февраля 2019, 21:19, Вадим, не осуждать - не значит оправдывать. Мне кажется, что нам всё-таки надо знать своё место и не "бежать впереди паровоза". Есть Церковный суд? Есть. Мы его признаём? Думаю, большинство - да. Тогда логично и по-христиански правильнее дождаться его решения или хотя бы какого-то постановления постановления иерархов РПЦ. Помните, сколько копий мы сломали из-за встречи патриарха с Папой?. И что? Мусор осел, вода осталась чистой. Подождём соборного решения. Так будет вернее. Простите!
Татьяна В. для Софии - ревностию ложной, не по Богу12 февраля 2019, 00:46
Давно всё сказано, "Бог попустил отступление. Не пытайся остановить его своей немощной рукой, НО БЕГИ ОТ НЕГО. Этого для вас достаточно: Учись узнавать дух времени, изучай его, чтобы в любой момент уметь противостоять его влиянию… Только особая Божья милость может остановить эту пагубную моральную эпидемию, отложить ее на некоторое время, ибо все должно сбыться, что обещано в Писании… Никто не может обновить Христианство"(с)
Вероятно именно к этим словам надо прислушаться, и понять, что не зря разорвано евхаристическое общение с КП и нечего делать ни на Афоне, ни в Новом Валааме и везде где царит этот дух. Причем стоит отметить, что началось это давно, непонятно почему сейчас то всполошились
Вадим К. Софии11 февраля 2019, 21:19
София, я был на Афоне в 2014 году и однажды на входе в храм одного из греческих монастырей был остановлен с вопросом, не из Киевского ли я патриархата? Его членов там тогда не пускали в храм и даже трапезу им поставляли отдельно от верных канонической Церкви. Вот так было тогда. Что случилось за эти чуть более 4 года, что Афон перестал понимать, кто верный, а кто нет и как с ними себя вести? Впрочем, пока не весь. Что касается того, стоит ли мирянам высказываться о поступках монахов, можно сказать, что пока те из русских клириков, которые это сделали поступок о. Ефрема не стали оправдывать, а вот миряне, как видим, это активно делают.
София11 февраля 2019, 13:22
Уважаемая Иоанна, все правильно, в ереси этой, против Церкви, тоже надо вначале УБЕДИТЬСЯ, к тому же речь шла об архимандрите Ефреме, который как раз НЕ сослужил с раскольниками, а напротив, уклонился от этого. О тех обителях, что приняли у себя и сослужили с представителями ПЦУ, я скорблю, но, может, кто-то был дезинформирован или введен в заблуждение по поводу неканоничности и неправославности делегации с Украины?

"Будьте медленны на зло", и Гсподь наш долготерпит о грешнике.
София11 февраля 2019, 10:20
Уважаемый Вадим, простите, чтобы оправдывать или обличать грех, надо 1) убедиться, что он вообще был при данных условиях; 2) иметь благословение/право это делать (послушание либо должность церковная ли, государственная ли соответств.). Мы точно не согрешаем - те, кто не торопимся осудить или обличить, поймите, нет такой заповеди "осуди грех ближнего своего или дальнего". Вы бы согласились, чтобы Вас судили люди, не разобравшись и не выслушав Вас? Да такого нет даже в основах права, презумпцию невиновности Христос не отменял. Почитайте свт. Григория Богослова о грехе осуждения или свт. Игнатия о фарисействе.
Николай11 февраля 2019, 00:40
для р.Б. Евгения:
"Они уже враги для международного сообщества - т.к. - националисты.
...
Куда им бежать?"

Нет, они - друзья для западного сообщества, т.к. враги России и Православия. Бзежинский сказал: "После развала СССР нашим главным врагом становится Православие". Ну, а как известно, "враг моего врага - мой друг".
И откроют им католики "крысиную тропу" на запад, как открыли в конце Великой Отечественной через Альпы для нацистов, и примут их там тепло и радушно, как Бандеру в Западной Германии и Оппенгеймера в штатах, и тысячи других злодеев по всему "цивилизованному" миру. Не переживайте за них. Оно - не тонет, и не наш суд будет над сбежавшими, но нелицеприятный.
Иоанна_ 11 февраля 2019, 00:27
София, "не верить даже глазам, если видим брата согрешающего" плотскими грехами, а что касается ересей, расколов и другого рода грехов ПРОТИВ ЦЕРКВИ - то их боялись как огня! И где ж "рано" - УЖЕ вступили в евхаристическое общение с раскольниками, и Ватопед в том числе, увы....
Вадим К.10 февраля 2019, 21:48
О соблюдении монашеских обетов. Если на Афоне их теперь активно исполняют, подчинившись своему патриарху и сослужа с думенковцами, тогда Максим Исповедник, Григорий Палама, сожженые в Зографе 26 монахов, выступившие против унии своего патриарха с Римом, и многие другие, прославленные нашей Церковью исповедники их не исполнили, т.к не послушали свое отступившее от Божией правды начальство. Тогда нужно отменить и известный канон Церкви, когда монах должен покинуть монастырь, если в нем настоятель еретик, как и правило, обязывающее младшего клирика отказать в подчинении своему иерарху, когда последний впал в ересь. Так у кого смирение и истинное послушание? Они как всегда не в букве.
Вадим К.10 февраля 2019, 19:43
Когда нарушается весь строй Церкви и многие души вводятся в соблазн и им угрожает вечная гибель, невозмутимо переворачивать новостную страницу и говорить: "это не мое дело и я промолчу", разве это заповеданная Господом любовь друг к другу? Душе, за которую умер наш Бог грозит гибель, а мы говорим, что нет греха на том, кто так или иначе оказался в списке губителей? Если грех касается только согрешившего, конечно, надо молчать. Но здесь не тот случай. Что еще надо и что мы пытаемся несмотря ни на что оправдать? Ведь они уже вовсю сослужат с этими ряженными и нетрудно понять, что будет следом на братской Украине. Досада на о. Ефрема? Нет, но только скорбь о том, что делается теперь.
Татьяна В. для Иоанна_ 10 февраля 2019, 18:19
и плох тот монах, для которого послушание своему священноначалию выше послушания Богу и Истине.(с)
Поймите наконец - не мне и не Вам судить, кто из монахов плох или хорош. Иначе окажется что весь Афон - "плохие монахи", не то что миряне на форумах.
За собой следить надо, и за своими грехами.
Ирина10 февраля 2019, 17:46
На фото Епифаний слишком жёстко удерживает руку о.Ефрема,ведь человек болен сердцем,ему необходим покой,а не чей-то пиар;сколько надо терпения и смирения...
София10 февраля 2019, 17:37
Разрешите согласиться с Татьяной, Наталией Ростовой, Ириной, что судить нельзя и РАНО. Давайте будем "медленны на зло", как учит Писание, о святых отцах и говорить нечего - разумею их отношение к осуждению, раз в Патериках нас древние опытные подвижники учат не верить даже глазам, если видим брата согрешающего, настолько дьявол коварен и намерен постоянно обманывать нас. А тут просто вообще одни слухи, домыслы, трактовки; отца Ефрема мы не только самого не слышали, но и о делах-поступках не имеем четкого представления. Какая необходимость именно сейчас обличить гипотетический "грех", не понуждаемы ли мы к этому
ревностию ложной, не по Богу, уважаемые Иоанна и Вадим?
Иоанна_ 10 февраля 2019, 15:39
/Дело не в осуждении конкретного человека, а в том, что плохо оправдывать грех и тем самым самим брать на себя роль судьи, пересматривающего по своим предпочтениям закон Божий.// Вадим, подписываюсь под этими вашими словами! На эту тему есть интересная статья архиепископа Аверкия (Таушева), обличающая, в том числе, толстовское "всепрощение", не имеющее ничего общего с Евангелием, и лицемерное "неосуждение" и снисхождение к еретикам и раскольникам и тем, кто их поддерживает. /// Татьяна В., вы напрасно противопоставляете понятия "игумен и "монах", и плох тот монах, для которого послушание своему священноначалию выше послушания Богу и Истине.
Татьяна В. для Вадим К.10 февраля 2019, 12:44
дело не в осуждении конкретного человека, а в том, что плохо оправдывать грех(с)
Непонятен Ваш пафос тут. Кто и когда оправдывает грех?
Выполнение обетов монашеских - это грех? О. Ефрем нигде и никогда не признавал раскольников и самосвятов - и не сослужил с ними, о чем Вы вообще?
За собой следить надо, и за своими грехами в первую очередь.
НН10 февраля 2019, 11:57
Вадим К. /И я в свою очередь не стану ввязываться в бесполезные и бесконечные дискуссии, чтобы доказать корректность своих слов./ - Присоединяюсь. Только напоследок замечу, что мы-то не апостолы и времена сейчас тоже не апостольские. Меня, например, учили: "Лучше ошибиться в любви, чем в ненависти"; принимать всё и всех таким, как есть, не обвинять и не оправдывать, потому как не наше это дело. На всё воля Божия! И весь суд в Его руках". Мне думается, в конкретном случае - прочитали информацию, каждый сам для себя отметил что-то - и перевернули страницу. Время расставит всё по своим местам, надо набраться терпения, переступить через досаду, ждать и молиться, молиться и ждать. Простите!
р.Б.Евгений 9 февраля 2019, 23:19
Немного в стороне от темы.

Те представители власти Украины, силовых и общественных структур, которые ПЫТАЮТСЯ осуществлять захват Храмов.

На что они рассчитывают?

Они уже враги для международного сообщества - т.к. - националисты.

Враги для России и ее союзников (Китая и т.д.).

Враги для большинства населения внутри Украины.

Конец - близок.

Куда им бежать?

А самое главное - они положили "печать проклятия" на своих родных и близких (детей и т.д.).

Куда этим близким бежать?
Вадим К. (продолжение) 9 февраля 2019, 21:53
"Почему же мы предпочитаем монастыри Богу и получаемое от того благополучие страданию за благо?... [Ведь они] игумены, которые отклоняют соблазны от других и никому не должны подавать повода к искушению". Из письма преп. Феодора Студита монашествующим в самом начале 2-го иконоборчества. Еще раз можно повторить: дело не в осуждении конкретного человека, а в том, что плохо оправдывать грех и, делая это с очевидным лицеприятием, тем самым самим брать на себя роль судьи, пересматривающего по своим предпочтениям закон Божий. И я в свою очередь не стану ввязываться в бесполезные и бесконечные дискуссии, чтобы доказать корректность своих слов.
Вадим К. 9 февраля 2019, 21:36
"В настоящее время, когда Христос преследуется через Его икону, не только тот, кто имеет преимущество по званию…, но и занимающий место ученика обязан смело говорить истину… То же, что г-да игумены не сделали вышесказанного, хотя они и выше всех игуменов здешней страны, а напротив молчали… еще и дали собственноручную подписку…, это - измена истине и отречение от предстоятельства и погубление подчиненных… Апостолы, получив повеление от иудеев не учить во имя Христово, говорили: судите, праведно ли пред Богом вас послушать более, чем Бога. Это же следовало сказать и тем, чтобы Бог прославился чрез них, чтобы сделать назидание православным, … чтобы укрепить страждущих…"
Татьяна В. для Иоанна_ Сослужить с раскольниками 9 февраля 2019, 18:52
а именно для этого поехали на Украину 2 аф (с)
Всё эти рассуждения - просто лукавство, и удивительно, как этого не понимают люди их приводящие
О. Ефрем туда поехал не как игумен, а как МОНАХ, который давал клятвы, одна их которых послушание, и
вовсе не по своей воле.
Если приписывать ему это в вину, почему не обвинить вообще всех афонитов?
Хотя после Критского собора было написано открытое письмо с осуждением папизма (подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиланд , Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и пр) - КТО нибудь поддержал?Все молчат
Теперь нашли крайнего, при всеобщем попустительстве.
НН 9 февраля 2019, 12:03
Когда о.Ефрема (кстати, немало претерпевшего) беруться судить люди, считающие совершенно необязательное исключение из ВУЗа СТРАШНЫМ гонением - это даже не смешно (сама училась и друзья мои тоже). Если кто-то и имеет право судить монаха - то точно не мирские люди. Мы можем (и то сомнительно) высказать своё сожаление и непонимание в ситуации, когда имеем самый минимум информации. Пусть сначала его осудят наши иерархи, а уж потом каждый сам за себя решит, присоединяться к ним, или нет. Сначала выньте бревно из своего глаза, а уж потом рот открыайте, если такие праведные-праведные. Даже если о.Ефрем и согрешил, то вполне вероятно, что он уже раскаялся перед Богом, а мы тут его судим. Простите!
Наталия Ростова 9 февраля 2019, 11:32
Дополню, пожалуй последним высказыванием Иоанне. Вадиму отвечать больше не хочу, ибо он сам себе противоречит в своих комментариях...Иоанна, Вы говорите о том, что не надо осуждать чьи-то личные грехи, но то о чём сейчас происходит в Церкви, мы говорить просто обязаны... Согласна полностью. Только вот ЧТО происходит, знает каждый священник и каждый православный прихожанин. Но в данном случае, идёт обыкновенная травля архимандрита Ефрема. Получается, что люди его осуждают за намерение к действию, которого он не совершил. Со всей Православной Церкви накинулись на него, фактически одного, и лежачего уже добивают. И это православные, живущие по Евангельским заповедям....Бедный о.Ефрем...
Наталия Ростова - Вадиму и Иоанне 9 февраля 2019, 09:36
Дорогой, Вадим! Как раз-таки в Евангелии говорится - " Не судите! ". ( Мф.7:1 ) Сам Господь это сказал. Пожалуйста, можете меня обвинять в лицемерии. Но, против Священного Писания Вы ничего сказать не сможете. Приведите мне пример, где в Евангелии написано " О замалчивании неприятной истины ". Глава и стих, пожалуйста...
Дорогая, Иоанна! Я знаю, что Вы ярый защитник Православия и это похвально. Но каждый имеет своё мнение. Ваша совесть говорит вам встать на сторону осуждения игумена Ефрема, моя - на защиту его. И в этом вопросе я останусь непреклонна! Я перед Богом буду отвечать не за количество комментариев, оставленных на сайте "Православие", а за их содержание. Я за о.Ефрема и точка!
Иоанна_ 8 февраля 2019, 23:00
Наталья, не судить, не осуждать, но понимать, что такое хорошо и что такое плохо, мы ОБЯЗАНЫ. Одно дело чьи-то личные грехи - это нас не касается, - и совсем другое - то, что происходит в Церкви: это имеет прямое отношение к нашему спасению. Сослужить с раскольниками - самому становиться раскольником, а именно для этого поехали на Украину 2 афонских игумена.
Благодарю автора за отличную статью и Вадима К. за обстоятельные комментарии.
Вадим К. 8 февраля 2019, 22:09
Дорогие братья и сестры! Имя о. Ефрема значится в списке делегации КП на т.н. интронизации Думенко, вероятно, и его подпись на это имеется. Если он и не присутствовал физически на ней, это меняет дело малым образом. О. Ефрем должен тогда свое согласие хотя бы сейчас отозвать. Пока этого не будет, чем мы будем доказывать раскольникам, что он не по болезни не присутствовал на этом беззаконном соборище, а потому, что был против него? А повторять много раз, что нельзя никого осуждать - это, простите, лицемерно замалчивать неприятную истину. Евангелие говорит о другом.
Наталия Ростова - Иоанне 8 февраля 2019, 18:11
Какие церковные каноны нарушил о.Ефрем?! Назовите их. Я специально прочитала все церковные правила (каноны), начиная с Первого Вселенского Собора и заканчивая Седьмым в Никее. Простите, но не обнаружила ничего, применимого к данной ситуации...Предположим, что и нарушил о.Ефрем какой-то канон. Как мы, мирские люди имеем право его за это судить или просто осуждать, что впрочем одно и то же? Для этого есть специальные церковные органы. "Священство - это не вопрос личной святости. В лице священника ты почитаешь Священство, а почитая Священство, почитаешь Христа, являющимся источником Священства и Великим Первосвященником Церкви". Слишком дерзновенно брать на себя обязательства Главного Судьи...
Иоанна_ 8 февраля 2019, 13:28
Интересно, что было бы с Православием, если бы святые отцы Вселенских Соборов "за послушание" "не судили" еретиков, в том числе сущих в высоком церковном сане, вплоть до патриаршего? Но они даже ценой своей жизни отстаивали церковные каноны и оставили их нам, чтобы мы сверяли по ним свою веру и, не дай Бог, не уклонились в ересь. Всегда были те, кого "просто вынудили, а иногда и под сильнейшим давлением, заставили встать на другой путь", но и те, кого не смогли вынудить даже под пытками, и кто предпочёл смерть предательству. Присоединяюсь к (риторическому) вопросу: ЧЕМ можно запугать и шантажировать монаха? Правильный ответ: ничем, ибо монах служит Богу, а всё остальное для него - вторично.
НН 8 февраля 2019, 12:19
"1 Блажен муж,который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,"- мы все это знаем.Но и вспомним другое:"Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10, 16)".Не нам судить о.Ефрема. Не знаем мы его меры, только Господь знает, как и для чего о.Ефрем попал на Украину. Может, чтоб проодлить свою земную жизнь, так как не всё он сделал положенное ему Господом на этой земле? Кстати, он и не сидел "в собрании развратителей". Да, "не давайте повода ищущим повода", но я убеждена, то ищущие повода всегда его найдут и даже беспомощность на смертном одре простого как голубь человека используют в своих сатанинских, корыстных целях. Что мы и видим.
Ирина 8 февраля 2019, 10:20
Согласна с теми,кто не судит о.Ефрема за его приезд на Украину.Интересно посмотреть на судящих,если бы их поставили в подобное положение.Тем более,что мы вообще мало знаем ситуацию,в которой оказался о.Ефрем.Человек не был на так называемой"интронизации" и это главное,митрополита Онуфрия поддержал,а это дорогого стоит,ведь это не только нам известно,но и на Фанаре.Фотография тоже не о чём не говорит.Патриарху Сергию тоже приходилось в разных кабинетах бывать и не только у друзей.Лучше помолиться о здоровье о.Ефрема и попросить Господа об укреплении его.
Наталия Ростова Продолжение 8 февраля 2019, 08:50
А по поводу о.Ефрема, ещё раз хочется сказать, что никакого предательства он не совершил. Кстати, по опыту известно, что когда человек бьёт себя кулаком в грудь, возмущаясь поступком другого, и при этом говорит : " Вот я бы так не поступил! ", с большой долей вероятности, при подобных обстоятельствах, он именно так и поступит, как тот, о котором говорил....Простите, но жизнь это подтверждает...
Наталия Ростова - Вадиму К. 8 февраля 2019, 08:39
Дорогой,Вадим!Во-первых, моё сравнение о.Ефрема и Патриарха Сергия не может быть полным по ряду некоторых причин. Про Патриарха написано много статей и о его деятельности известно многое.Про о.Ефрема я знаю мало, но этих знаний достаточно, чтобы выразить своё субъективное мнение и сделать вывод о его деятельности. Во-вторых, я не совсем хорошо, если не сказать более, отношусь к так называемым "павликам морозовым", которые в эпоху гонений пошли на предательство по идейным соображениям.Но я глубоко сочувствую и без негатива взираю на тех людей, которых просто вынудили, а иногда и под сильнейшим давлением, заставили встать на другой путь. Их сердца искалечены душевной болью. И не нам их судить.
Вадим К. Ирине Ш. 7 февраля 2019, 21:58
Что касается того, сделано ли что-то против Бога и совести, вспомним предупреждение Господа: горе тому, кем приходит соблазн, и кто соблазнит и одного из малых сих, тому лучше утонуть в морской пучине и остаться там навсегда. А соблазн, Ирина, не мал. Простой человек, повторюсь, скажет: о. Ефрем, игумен самого крупного и процветающего на Афоне монастыря приехал к Думенко, не отказался, не посчитал это за грех. Так не будет тем более и мне греха, если и я буду ходить к нему. И погибнет в соблазне такая душа, и таких душ будет немало. Кому еще обличать грех, а не прятаться и не придумывать извинений, забывая об овцах, которые вручены Христом, и свидетелем того поставлена Его кровь?
Вадим К. Ирине Ш. 7 февраля 2019, 21:45
Ирина, о. Ефрем конечно должен находиться в послушании у своего первоиерарха, как и мы у своего. Но не в безусловном, оно оканчивается там, где при его соблюдении нарушается закон Божий. Когда иерарх его нарушает, подопечный такого иерарха не только может его не слушать, он это обязан сделать. "Судите сами, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?", - ответил ап. Петр синедриону, когда тот пытался запретить апостолам говорить людям о Христе, и незаконного запрета своих начальников апостол не послушался, а их прещений не побоялся больше Бога. Так неужели апостолы поступили неправильно? И как бы мы тогда стали христианами с таким послушанием?
Ирина Ш Вадиму К 6 февраля 2019, 23:38
Уважаемый Вадим, возможно,о.Ефрем тоже не хотел никого судить и не хотел участвовать в этом политическом фарсе. Однако он монах и давал обет послушания и отсечения своей воли. Каким бы ни был Константинопольский Патриарх, о.Ефрем у него в послушании. ОН ничего не сделал против Бога и совести. А то что Епифаний держался за его ручку так это ни о чем не говорит.
Вадим К. Ирине Ш. 6 февраля 2019, 21:31
Ирина, верно, никто из смертных не может судить подобного себе смертного, но он обязательно должен услышать, что судит суд Божий о его поступках. Иначе для чего нам дан и внутренний голос Божий - совесть и писанный закон, Евангелие? Мы должны и не можем не решить хотя бы внутри себя, согласны ли мы с тем или иным поступком или же нет? А в Евангелии Господь говорит: "да будет слово ваше: да - да, нет - нет, а что сверх того, то от лукавого". Церковь давно осудила подобное двоедушие, когда назначила епитимию тем христианам, которые во время гонения покупали себе свидетельство, будто они принесли жертву идолам, когда они того не делали. Ехать к раскольнику на его торжество и притворно нельзя.
Вадим К. Наталии Ростовой 6 февраля 2019, 20:58
Дорогая Наталия! Патриарх Сергий не здоровался с обновленцами, такими же раскольниками, как Денисенко и Думенко и на их соборища не приезжал. Да, однажды он принял было их сторону, но потом принес покаяние и больше подобного с ним не случалось. Хорошо бы, если Ваше сравнение о. Ефрема с Патриархом Сергием стало полным, а не остановилось вначале.
6 февраля 2019, 14:00
Простите, что то не понятно, Думенко то стал патриархом или всего лишь митрополит - глава самозванцев?
Николай 6 февраля 2019, 12:25
Лезут в голову слова песни Высоцкого "Пародия на плохой детектив":
- А за это, друг мой пьяный, -
говорил он Епифану, -
будут деньги, дом в Чикаго,
много женщин и машин...

Не удивлюсь, если следующий куплет зазвучит спустя совсем немного времени:
Враг не ведал, дурачина:
тот, кому все поручил он,
был чекист, майор разведки
и прекрасный семьянин!

Как революция пожирает своих детей, так и Епифашку вполне могут сожрать свои же нацисты.
Вспомним, какая героиня была Надежда Савченко, пока ее судили в России - и как ее потом объявили агентом Кремля и посадили в Украине.
Лариса 6 февраля 2019, 12:08
Доведенному до инфаркта в Киеве афонскому старцу Ефрему сделали операцию на сердце (Царьград)
https://tsargrad.tv/news/dovedennomu-do-infarkta-v-kieve-afonskomu-starcu-efremu-sdelali-operaciju-na-serdce_182753
О том же пишет и греческая Ромфея: https://www.romfea.gr/agioritika-nea/26909-se-topothetisi-stent-upeblithi-o-gerontas-efraim
р.Б.Евгений 6 февраля 2019, 12:06
Что же касается Поместных Церквей - то они наглядно продемонстрировали свою позицию, не явившись на псевдо "интронизацию".

И это - в период, когда Варфоломей и Порошенко мобилизовали ВСЕ свои ресурсы.

Они чудовищно проиграли с разгромным счетом - и теперь их ждет резкое крутое "пике" вниз.

Могу предположить, что дальше произойдет "взрыв" уже внутри Константинопольского Патриархата.

И здесь - я не завидую Варфоломею.

Однако - полностью согласен с автором - расслабляться - нельзя.
р.Б.Евгений 6 февраля 2019, 11:45
Разумеется - у Порошенко - шансов никаких.

Но если к власти придет Тимошенко - произойдет резкая смена курса в отношении России и (как следствие) - Украинской Православной Церкви.

Во-первых пророссийский курс она уже демонстрировала ранее.

Во-вторых - и США, и Европа уже наглядно показали - биться за интересы Украины (независимо от того - кто встанет "у руля") они не намерены.

Так что выход у ЛЮБОГО победителя президентской гонки - выстроить диалог с Россией.

А все остальное (резкая риторика, якобы "поддержка" Епифания и т.д.) - обычная выборная политтехнология.

НН 6 февраля 2019, 11:43
Татьяна В., видимо кому-то и у нас надо "продвигать" эту структуру как Церковь. На мой взгляд - это типичное окно Овертона. Пусть Варфоломей и неопределившиеся иерархи называют ЭТО так, как им позволяет их совесть, но РПЦ-то точно определилась. Так почему не сделать заявление в наши СМИ? Уж если им хочется детище Порошенко называть "церковью", так и приделайте этому формированию его имя -"Церковная структура имени Петра Порошенко" - ещё вариант. Или ещё короче- "церковь Порошенко". Пусть профессионалы думают, как точнее это назвать. Да и грех это - "подыгрывать" современной власти Украины и тем самым помогать морочить голову простым, неискушенным людям. А бандеровцы сами выбрали этот путь.
Вадим К. 5 февраля 2019, 22:03
Можно только согласиться с "горькими словами" и оценкой Аркадия Малера истории с о. Ефремом. Монах оставляет все мирское для того, чтобы ему удобнее было следовать правде Божией, а в этой истории мы видим, увы, нечто другое. Мирской человек так и скажет: если о. Ефрем приехал к Думенко, то и мне простительно ходить к нему в "церкву". И хитрость тут не поможет. Что мешало последовать совету чужих и так же точно схитрить св. прав. Елеазару и братьям-маккавеям? Разве Библия у нас перестала быть примером, как должен поступать православный в тот момент своей жизни, когда действительно нужно исповедать на чьей ты стороне, правды Божией или же лжи, придуманной лукавым?
Александр Ейск 5 февраля 2019, 21:20
Главное, что о. Ефрем не принял участие в этом сборище ! Нашел как избежать ! Скорее всего он под давлением был вынужден поехать в Киев. Уж больно как-то на о. Ефрема в статье навалились.
Ирина Ш 5 февраля 2019, 20:30
Говорю,нужно иметь соответствующий духовный уровень, чтобы критиковать такого Афонита, как о.Ефрем. А нам, младенцам во Христе нужно придерживаться учения святых отцов,которые советуют избегать споров.
И учения самого Христа.который говорит: "Не суди'те, да не судимы будете, ибо каким судом су'дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." И еше:
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."
Может быть здесь ключ к пониманию о.Ефрема. Можно еще вспомнить притчи Соломона о том,что не обличай нечестивого, потому как бесполезно. Вот простите, обидно за о.Ефрема.
Татьяна В. 5 февраля 2019, 18:34
Я тоже не понимаю, как структуру, содданную на НЕНАВИСТИ к "москалям" можно называть "церковью"
Видимо уже наступают - и наступили времена, когда в сверкающие золотом храмы ходить будет нельзя, вот как в Андреевскую церковь киевскую
Моя бабушка за всю свою жизнь считанные разы была в церкви, так как в нашем городке большевики уничтожили все храмы и монастырь тоже, который там был. Ездила только нас с сестрой крестить и еще редко, когда ездила в гости к другой бабушке - там пешком всего 4-5 км. до незакрытой церкви было идти. Я там была вместе с ними и до сих пор помню это, мне было лет 5 - 6.
Просто сложнее ныне православным, чем тогда было. Или идти к раскольникам, там комфортнее, или...
Павле 5 февраля 2019, 18:09
Нет. Это не монахи из Пантелеимоновского скита Кутлумушского монастыря Афона. Это монах Максим Ватопедски и Хризостом из скита.
5 февраля 2019, 17:58
По поводу Геронды Ефрема, ему удалось избежать участия в "совете нечестивых" 3 февраля, и это главное.
Александр 5 февраля 2019, 17:30
Очень много вопросов:
1. Почему до сих пор ни одна Поместная церковь не высказалась однозначно ни ЗА, ни ПРОТИВ? (Ждут какой-то выгоды для себя, а на истину наплевать?)
2. Везде указывается, что афонские игумены приехали ни в составе делегации Афона, а в составе Константинопольской делегации. А какая разница? Они ПРИЕХАЛИ!
3. Постоянно говорят, что Афон не поддержал СЦУ,но Афон и УПЦ не поддержал. Тут же четко сказано:"Священный Кинот Афона 28 января решил воздерживаться от поддержки сторон церковного конфликта на Украине."
Чего все ждут? Варфоломей восстановил раскольника. ЭТОГО МАЛО???
Наталия Ростова Продолжение 5 февраля 2019, 17:12
Объясню, почему я сделала сравнение о.Ефрема и Патриарха Сергия Страгородского. В середине 30-х проездом из северных лагерей во Владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский). Он зашёл в канцелярию, на тот момент, митрополита Сергия, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Архиепископ Филипп оставил письмо, в котором были такие строки : "Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас,стоящим на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике...". Так что, дорогие православные! Не судите о.Ефрема. Бог знает, сколько ему пришлось выстрадать в эти дни...
Татьяна , Киев 5 февраля 2019, 17:02
Дорогие мои братья и сестры во Христе !
Давайте будем читать Евангелие ни по одной главе в день, а сколько есть сил и времени.
Там все про нас написано - и про Россию, и про Украину, и про событие, которое описано в статье.
Почивший арх.Кирилл Павлов говорил, что ум наш должен "плавать" в Евангелие и тогда мы не станем удивляться и ужасаться происходящему, и осуждать кого-либо. Нам в этом мире Господь не обещал сладкой жизни.
Благодарю автора за статью!
Наталия Ростова 5 февраля 2019, 16:44
Хочу заступиться за о.Ефрема. Он не трус. От Бога и от Православия не отрекался и Веру не предавал. Что там конкретно произошло, какое именно обстоятельство, побудившее его ехать в Киев, знает только Господь и сам о.Ефрем. Вспоминается почему-то Патриарх Сергий Страгородский...От него тоже не всё зависело и иногда приходилось идти на жертвы, которые ему же потом ставили в упрёк. Как сказал один святой : " Если окажешься в Раю, очень удивишься, не увидев там тех, кого ожидал увидеть. Ещё больше будешь удивлён, когда увидишь тех, кто там не должен оказаться..." Ну как-то так...дословно не помню, но смысл, думаю понятен. В общем, я всем сердцем за о.Ефрема, которому сейчас совсем не сладко...
НН 5 февраля 2019, 16:13
Николай 5 февраля 2019, 13:30
/Всё это действительно больно и грустно!!!Как можно вообще создавать Церковь на основах разделения и ненависти?/. Николай, а почему мы называем эту новосозданную структуру Церковью? Понятно, почему Порошенко и Денисенко с др. украинцами, совершенно не понимаюшими, что сотворили эти деятели, называют это формирование так, а нас-то кто заставляет?! Предлагаю такое название: Новосозданная как бы "церковная" структура под руководством так называемого "митрополита Епифания". Да, букв больше, но зато по сути точнее. Или вообще - Денисенковская секта. Или Порошенковская "церковь", обязательно в кавычках. Или ещё как, думать надо. Но уж точно не Церковь!
ирина 5 февраля 2019, 14:25
Сбываются пророчества Святого прпЛаврентия Черниговского о униатах,раскольниках-самосвятах. все это очень печально,идет война. люди ищут успокоения в молитвах в Храме.а их хотят лишить и этого. видно политики пророчеств не читали,а там и про пришествие антихриста написано.хотят приблизить катастрофу мирового масштаба.
Николай 5 февраля 2019, 13:30
Всё это действительно больно и грустно!!!Как можно вообще создавать Церковь на основах разделения и ненависти?Как можно одним считающим себя православными натравливать и убивать других братьев по вере?Зачем это театральное лицемерие и спектакль?Ведь все всё понимают!Подобное поведение это показатель отсутствия веры как таковой.И тогда это фарс.Только зачем?
Я не осуждаю того же архимандрита Ефрема и других.Но я понимаю,что монах это воин Христов который стоит на передовой борьбы со страстями,борьбы за веру.И как тогда такого мудрёного и поживего человека можно напугать,чем вообще можно напугать монаха,да ещё и с Афона?
Наш Патриарх Кирилл,встречался и по братски целовался с Папой Римским.И??
Николай 5 февраля 2019, 13:13
Недавно получил письмо от знакомого священника из Украины. Вот, что он пишет:«Нынешнюю обстановку мы вполне заслужили (и даже худшую). Ведь Христос не для того создал Церковь, чтобы Она удовлетворяла севдорелигиозные «потребности» невоцерковлённого населения (всех подряд покрестить, отпеть и т.д.). А поскольку мы давно уже не в силах что-либо изменить и так дальше продолжаться не может, то только лишь Господь Своим попущением (болезненным хирургическим вмешательством) может хоть что-то исправить.Похоже что новосоздаваемая церковно-государственная структура будет теперь заниматься подобными «религиозными услугами населению»,
Александра 5 февраля 2019, 12:38
Неприятны нападки на о.Ефрема, который так много хорошего сделал для православных России.
Его шантажём заставили отправиться на это сборище, он, слава Богу, смог избежать присутствия на т.н. "интронизации", и решительные диванные критики стали его обвинять, простите, в трусости?..
По-моему, чтобы решиться на подобное нужна решимость и желание ни в коем случае не замарать себя участием в неправом деле.

Ирина 5 февраля 2019, 12:25
Господи, помилуй нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×