Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов для Информационно-просветительского отдела объяснил, что на самом деле означают последние нововведения Минкульта, а также прокомментировал некоторые заявления и угрозы чиновников в сторону Украинской Православной Церкви.
– Известно, что 30 января был зарегистрирован религиозный центр так называемой ПЦУ, но почему по Вашему мнению они выбрали именно название «Киевской Митрополии УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УКРАИНЫ)» и на сколько это правомерно?
– Так называемая новообразованная ПЦУ не имеет оснований называться Киевской митрополией Украинской Православной Церкви, не только потому что с подобным названием существует религиозный центр еще с 1991 года, но и потому, что первичный правоустанавливающий документ «Томос», который они должны были уважать и выполнять, определяет им два названия – «Православная Церковь Украины» (ПЦУ) и «Святейшая Церковь Украины» (СЦУ). Кроме этого, Патриарх Варфоломей «благословил и провозгласил автокефальной Православную Церковь Украины», а «Томос» был вручен «Предстоятелю Святейшей Церкви Украины», а в самом тексте отсутствует любое упоминание об Украинской Православной Церкви. Поэтому так называемая ПЦУ не имеет никаких оснований называться Украинской Православной Церковью. А то что они в конец к общему названию в скобках добавили «ПЦУ» свидетельствует о том, как они относятся к своему настоящему названию, которое им определил их отец Константинопольский Патриарх Варфоломей. Если тебе выдали свидетельство о рождении с одним именем ты уже не можешь получить паспорт на другое имя.
– Скажите, это как-то связано с изменениями в закон и намерениями переименовать Украинскую Православную Церковь?
– Да, безусловно, я неоднократно подчеркивал, что эти действия направлены на уничтожение нашей Церкви. Знаете, в бизнесе есть такая рейдерская схема, по которой захватывают имущество предприятия. Создается новая организация, которая имеет подобное название и отличается от уже существующей двумя-тремя буквами, а потом незаконным и силовым способом захватывают ее имущество и оформляют на новообразованную организацию. Сейчас реализуется подобная схема в религиозной среде но уже на общегосударственном уровне. Создали новый религиозный центр с подобным названием, и пытаются подменить им уже существующий религиозный центр, а имущество и религиозные организации незаконным способом под давлением пытаются захватить и подчинить новообразованному центру. А для того, чтобы этот процесс проходил быстро, необходимо существующий религиозный центр вывести за пределы правового поля и лишить собственного названия.
Кроме этого, на местном уровне, после принятия и вступления в силу законопроекта №4128д, вводится незаконная схема, когда посторонние лица выдают свои собрания за собрание религиозной общины и уведомляют о якобы изменении подчиненности областную администрацию, а та в свою очередь блокирует право для религиозной общины распоряжаться своим имуществом. Мы видим, как такие собрания организуют, а иногда и проводят председатели районных и сельских советов с участием лиц, не принадлежащих к религиозной общине. Разве это не рейдерство? Кроме этого многочисленные попытки якобы изменить подчиненность религиозной общины опровергаются самими религиозными общинами.
– 26 января в «Урядовом курьере» был опубликован перечень религиозных организаций, которые должны изменить свое название, среди них оказались религиозные организации, которые принадлежат к Украинской Православной Церкви, как Вы считаете насколько это законно?
– Как уже неоднократно отмечалось, что в самом законе о переименовании (Закон Украины №2662-VIII) даже не упоминается об УПЦ, но указано, что в течение одного месяца Минкультуры проводит религиоведческую экспертизу зарегистрированных уставов религиозных организаций и определяет, какие из них подпадают под действие этого закона. Как оказалось, после проведения религиоведческой экспертизы, религиозные организации УПЦ попали в перечень религиозных организаций как такие, что якобы должны изменить свое название. По качеству этой экспертизы есть вопросы, а в той части, что касается УПЦ, то это вообще уровень сюжетов ТСН канала 1+1.
Более того, Минкультуры прибегло к сознательным манипуляциям и нарушения закона, как следует из религиоведческой экспертизы, происходит отождествление уставов (положений) юридических и канонических (внутренних), в законодательстве они называются «внутренними установками» в каждом религиозном объединении они различны и не подлежат обязательной регистрации. Например: для УПЦ такими внутренними установками является «Устав об управлении УПЦ», для Греко-Католической Церкви это «Кодекс канонов Восточных Церквей». В контексте Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и изменений в него Законом Украины №2662-VIII (о переименовании) Минкультуры должно было провести религиоведческую экспертизу исключительно юридических уставов, то есть тех уставов (положений), которые подлежат обязательной государственной регистрации. Требования к таким уставам (положениям) содержатся в статье 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме этого отсутствует какой-то нормативный документ, какой бы утверждал религиоведческую экспертизу и обязывал религиозные организации проводить переименование в соответствии с новыми требованиями закона. Приказ Министра культуры Украины №37 от 25.01.2019 года, который якобы утверждает религиоведческую экспертизу, не является документом, ведь в нем говорится о поручении провести экспертизу, обеспечить публичное информирование религиозных организаций и назначении ответственных лиц. Таким образом, на сегодняшний день нет никаких законных оснований менять свое название для религиозных организаций УПЦ. При таких обстоятельствах считаю, что публикация списка религиозных организаций УПЦ в «Урядовом курьере» не порождает обязанности для религиозных организаций менять свое название.
– А как быть с угрозами, которые звучат от должностных лиц и депутатов о том, что УПЦ переименуют принудительно или лишат налоговых льгот?
– Они пусть сначала переименуют принудительно «УПЦ КП» и «УАПЦ», а то складывается впечатление, что они даже и не думают переходить в «ПЦУ».
На сегодня у Минкультуры нет никаких законных оснований принудительно переименовывать УПЦ и любые действия такого рода являются незаконными и нарушают право на свободу вероисповедания. Тем более мы уже видим в чьих интересах действуют и для чего им так хочется переименовать УПЦ. А что касается лишения Министерством культуры статуса неприбыльности религиозных организаций УПЦ, то пусть уважаемые депутаты читают внимательно законы, так как вопрос неприбыльности религиозных организаций не относится к сфере Минкультуры. А любые ограничения религиозных организаций являются дискриминацией. Ведь все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается.
– Что ждет религиозные организации, которые по тем или иным причинам не изменят названия?
– Во-первых, как уже отмечал, это требование должно быть законным, закон напрямую не обязывает религиозные организации УПЦ изменить название, а Минкультуры до сегодняшнего времени не приняло ни одного документа, которым бы не только обязывал менять название, но и утверждал религиоведческую экспертизу.
Во-вторых, если предположить, что якобы Минкультуры действует законно, то в таком случае в соответствии с пунктом 4 II. Переходных и заключительных положений Закона Украины №2662-VIII, религиозная организация, которая не внесла предусмотренных законом изменений в свое официальное название и не подала соответствующие изменения в свой устав на регистрацию, ее устав теряет силу в части, которой определяется полное название религиозной организации (объединения). Как мы видим не говорится о снятии с регистрации или принудительном переименовании.
Также у меня возникает вопрос, каким образом религиозное объединение будет вносить изменения в свой внутренний устав, ведь закон не обязывает в обязательном порядке регистрировать уставы, которыми регулируется внутренняя жизнь Церкви.
Перевод с украинского редакции портала «Православная жизнь»