«Не согрешишь – не покаешься». «Без греха века не проживешь». «Грех воровать, да нельзя миновать». «Неси в храм покаяние и подаяние».
Всем известны эти пословицы. Казалось бы, что тут такого? Ведь все мы люди грешные, с этим не поспоришь. Только ведь выходит, что наше дело грешить, а дело святых нас отмаливать да ходатайствовать за нас перед Всевышним. Так что же, неужели Бог одним судил быть святыми, а другим – грешниками? Мысль весьма заманчива. Буду грешить, главное – не забывать подробно рассказывать о том на исповеди и деньги в кружку класть. Ой, чуть было про акафисты не забыл. Прочитал акафист, святой принял подношение, услышал мое многократное «Радуйся!», возрадовался, само собой, и ну давай меня отмаливать. Ты мне – я тебе: все, как на земле.
Ну разве не красота?
«Легко сказать! – возражают православные. – То – святые, от рождения избранные Богом, они с младенчества по средам и пятницам от материнского молока отказывались, а мы такой сознательности не проявляли… Куда нам!»
Однако нельзя сказать, что все мы поголовно смирились с нашими грехами и не испытываем угрызений совести за нашу «небрачную одежду» на царском пире.
Вижу ли я свои грехи? Да, вижу. Призывают ли батюшки с амвонов равняться на святых? Призывают, конечно же, – какая проповедь обходится без этого! А как равняться? Образ святого настолько высок, что и рады тянуться, да рутина тянет вниз.
Вот что чаще всего говорят на исповеди продавцы и предприниматели: «Обвешиваю, обсчитываю. Каюсь»; «Обманываю конечного потребителя: даю неверную информацию о продукте».
В ответ, конечно же, слышат, что так делать нельзя, но – пропускают мимо ушей. Ведь идеал святости вроде как недостижим.
Обратите внимание на то, что в привычных нам житиях святых много ретуши, поскольку законы жанра обязывают. Хорошо ли это? Много ли остается в них простого человеческого после решения составителя жития вычеркнуть неудобные моменты?
Вот откуда берутся унылые люди в храмах. Это те из нас, кто решил, что святым ему не стать. Это те, кто не нашел у любимых святых сомнений, страстей, падений, тяжелой борьбы. А ведь всего этого в их биографиях было предостаточно. Нужно лишь присмотреться.
И у святых были сомнения, страсти, падения, борьба
Вот апостол Петр идет по воде. Миг – и он утопает, усомнившись. Вот он исповедует Христа Сыном Божиим – а вот он же отрекается от своего Господа и Учителя. В страхе разбегаются ученики Христовы в Гефсимании, никто из них не пытается засвидетельствовать о неправедном суде, когда Христос еще не миновал порог Судных врат. Иона бежит в Фарсис. Моисей убивает египтянина. Давид прелюбодействует и пытается скрыть свой грех убийством. Адам сваливает свой грех на Еву и Самого Бога, а Ева на змия. Продолжать можно бесконечно долго. Еще выручает святой мученик Вонифатий, который жил совсем не свято, пока не увидел своими глазами, как казнят христиан за то, что они веруют во Христа. А когда увидел, то он, пьяница, сластолюбец и насмешник, принял волевое решение объявить себя христианином. И умер за Того, Кого знал лишь понаслышке.
Вот оно! Волевое решение. Доступное каждому из нас. Итак, будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11: 45). Вот что требует от нас Творец неба и земли. Мы пытались, Господи, с самого первого Твоего Завета с нами пытались, но у нас ничего не вышло…
Вот главное: волевое решение протянуть Христу свою руку
Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5), – говорит нам на это Спаситель. Обратим внимание: Он не говорит, что Сам все сделает за нас. Он делает всего лишь 99,999%, рождаясь человеком, умирая за нас и воскресая. Остальные 0,001% нужно сделать нам. И тут между нами и святыми, чьи иконы мы благоговейно целуем, нет никакой разницы. А, нет, есть одна существенная. Они, святые, однажды приняли волевое решение протянуть Господу свою руку, сказав Ему: «Спаси нас, утопаем»!
Но кто сказал, что того же самого не можем сделать мы? Кто сказал, что святость – это какой-то сословный удел, а нам в число небожителей путь заказан?
Когда я ознакомился с дневниками святого праведного Иоанна Кронштадтского, передо мной предстал живой человек, который учился в семинарии не на пятерки, часто согрешал, о чем непрестанно упоминал в своих записях, которые вел для себя, и был раздираем на части различными духовными недугами. Я увидел, что он ничем особенным не отличался от меня и моих собратьев-священников. Но отец Иоанн любил Христа и понуждал себя на любовь к ближним, пусть это и не всегда ему удавалось в желаемом для него объеме. И он преуспел.
Вот на что стоит равняться каждому из нас. Пока мы дышим, Господь ожидает, что мы ответим на Его стук в нашу дверь. Важно лишь отозваться на него не завтра, а именно сейчас. Завтрашний день может так и не наступить, а этот момент у нас есть. Страшно открыть Христу дверь, ведь мы не соответствуем тем идеалам, о которых прочитали в житиях. Но Врач не стучится к здоровым, Он желает исцелить больных. Там, за порогом, в руках Господа – лекарство от вечной смерти и брачная одежда, которую нам нужно надеть. Но не поверх грязной, которую уныло носим, а вместо нее. Воруешь? Блудишь? Обманываешь? Ябедничаешь? Портишь ближнему кровь? Остановись, тебя зовет на пир Царь царей. Праведные вельможи на приглашение не отозвались, у них нашлись другие дела, остались только мы, грешники, а свободных мест предостаточно. Итак, прочь сомнения! Пора!
Отдельное спасибо,коллективу сайта pravoslavie.ru за ваши материалы.