23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», – уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла.
Живое преемство
– Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца – протоиерея Тихона Пелиха?
– Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института.
В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник – протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве.
К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет.
В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе.
– Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)?
– Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы – они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же – и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.
13 июля 1960 г. День венчания Николая Кречетова и Екатерины Пелих
– Владыка Афанасий (Сахаров) был также духовным отцом архимандрита Кирилла (Павлова). А вы помните батюшку Кирилла?
– Поскольку я вошел в семью отца Тихона, то стал регулярно бывать в Лавре и имел возможность видеть отца Кирилла.
– Отец Тихон в 1950-х гг. мог быть духовным наставником тогда еще Ивана Павлова, будущего отца Кирилла? Ведь отец Тихон нес послушание духовника академии и семинарии, а Иван Павлов учился?
– Будучи семинаристом, Иван Павлов, будущий отец Кирилл, регулярно посещал Ильинский храм Сергиева Посада, где с 1950 г. служил отец Тихон. И именно в этот период, скорее всего, будущий отец Кирилл учился у отца Тихона Иисусовой молитве (об этом свидетельствовала моя жена).
После вступления Ивана Павлова в число братии их непосредственное общение происходило, во-первых, во время еженедельного посещения Лавры отцом Тихоном – пока он был в силах, всегда проводил в обители один из будних дней, молясь на литургии у раки Преподобного Сергия и общаясь с братией. А во-вторых, во время посещения самим отцом Кириллом домика на Полевой улице, что тоже бывало, хотя и не часто, – и это стало особенно важным, когда отец Тихон по старческой немощи уже не мог бывать в Лавре. Так что отец Тихон был без сомнения одним из тех, у кого отец Кирилл духовно окормлялся.
Тихон Тихонович и Татьяна Борисовна Пелих с дочерью Екатериной
Поскольку в 1930-х гг. будущий отец Тихон пользовался советами преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова) – последнего наместника Троице-Сергиевой Лавры, расстрелянного в 1937 г. на Бутовском полигоне, то, конечно, общение с ним для отца Кирилла и прочих насельников Лавры было особо важным, своего рода связующим звеном с предыдущим поколением монахов – священноисповедников и священномучеников.
У отца Тихона от преподобномученика Кронида была икона Святой Троицы, которая после кончины батюшки была передана насельнику Лавры – архимандриту Вениамину (Тощеву), который обращался к нему за советом.
Защитник Дома Павлова
Так вот, отец Кирилл (Павлов) был очень близок к семье отца Тихона. Перед венцом мы с Катей исповедовались у отца Кирилла. Кроме того, я потом исповедовался у него перед диаконской хиротонией. И мы часто бывали у него в келье и со старшим сыном Всеволодом, а потом с младшим Сергием – ныне в постриге Серафимом.
Иногда, ожидая старца, мы видели, как к нему приходили архиереи: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский), нынешний митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских), который тогда был благочинным Лавры, и др.
Отец Кирилл, бывало, очень внимательно, как-то неспешно облачался перед исповедью, надевал епитрахиль, потом поручи, крест и – исповедовал.
И вот как-то раз после исповеди, когда он еще был в Лавре, я спросил о его участии в Сталинградских сражениях и в этом самом Доме Павлова: как там было? Он со свойственным ему смирением склонил голову и сказал: «Было». Вот и все, что я могу сказать об этом.
В 1980-х гг., Великим и Рождественским постом, мы приезжали в Лавру поговеть на два–три дня. Почти всегда семьей приезжали на Святках, ездили поздравлять отца Кирилла с Пасхой на Светлой Седмице и никогда не уходили от батюшки Кирилла без подарков.
На Рождество отец Кирилл неизменно одаривал нас ягненком – это теперь они продаются, а тогда это было большой редкостью, а полученное из рук батюшки доставляло особую радость.
После кончины нашего духовника, протоиерея Всеволода Шпиллера, и отца Павла Троицкого мы при возникновении сложных вопросов всегда обращались к отцу Кириллу и просили его молитв об их решении по воле Божией.
– Батюшка, каким вам отец Кирилл запомнился?
– Сплошная любовь и смирение. Милостивый, снисходительный, с любовью и терпением относившийся ко всем нам.
– Его отпевали в День Советской армии, 23 февраля 2017 г.
– А тезоименитство у него в день начала войны – 22 июня, на память преподобного Кирилла Белозерского. Так что все удивительно.
– Как вы думаете, почему отец Кирилл молчал о том, что он защищал Дом Павлова?
– По смирению…
Насельники Лавры
– Отец Кирилл пришел в Богословский институт, впоследствии преобразованный в академию и семинарию, в военной форме, после того как вернулся с фронта. А кто приходил в братию Троице-Сергиевой Лавры после ее открытия в 1946 г.?
Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов), по его поручению отец Тихон Пелих хранил антиминсы обители до 1946 г.
– Приходили очень многие вышедшие из заключения монахи, в основном старцы, были люди среднего возраста. Матушка отца Тихона, Татьяна Борисовна, старалась как-то им всем помочь, вместе с друзьями принимала активное участие в жизни монахов: обеспечивала их и одеждой, и пищей, поскольку в монастыре в то время еще ничего не было налажено. На Пасху, например, десятка четыре или больше выпекала куличей – чтобы каждому монаху подарить кулич с яичком. С самого начала открытия обители Преподобного Сергия матушка пела в лаврском хоре, под управлением протодиакона Сергия Боскина.
А монашеским хором Трапезной церкви в 1947 г., когда там начались службы, руководил тогда архимандрит Вениамин (Милов). У самого владыки был слегка глуховатый бас, он всегда стоял лицом к алтарю и никогда руку выше головы не поднимал. До этого, с 1923 по 1929 г., архимандрит Вениамин был наместником Покровского монастыря в Москве, где сейчас почивает своими мощами блаженная Матронушка. Потом 15 лет провел в ссылке. В 1946–1949 гг. архимандрит, а впоследствии епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов), до отца Всеволода Шпиллера, – был духовником семьи протоиерея Тихона Пелиха. В 1949 г. отца Вениамина вызвали в милицию, и он пропал. Потом выяснилось, что он оказался в ссылке, где пробыл пять лет.
Епископ Вениамин (Милов) был редким архипастырем, очень высокой духовной жизни. Он претерпел гонения, прошел лагеря и ссылки, пострадал за веру, после него осталось много богословских трудов.
Сохранились письма владыки Вениамина, написанные из ссылки к отцу Тихону Пелиху и его матушке Татьяне Борисовне. Они опубликованы издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2017 г. в трехтомном собрании сочинений епископа Вениамина (Милова) «Дневник инока. Письма. Воспоминания», туда вошли также его дневники и проповеди.
На службе у Преподобного
– Каким образом возникла эта духовная связь отца Тихона Пелиха с Лаврой Преподобного Сергия?
– Протоиерей Тихон Пелих был выпускником биологического отделения Московского государственного педагогического института им. А.С. Бубнова по специальности «естествознание и химия», вольнослушателем Московской духовной академии. Писал работы на богословские темы, изучал церковную историю, апологетику и экзегетику. Занимался естественнонаучными дисциплинами, каждое лето ездил в научные экспедиции, был почвоведом, прекрасно знал математику, физику и химию.
В студенческие годы, когда Тихон Тихонович жил в общежитии на Балчуге, он был прихожанином, чтецом и ночным сторожем сначала Марфо-Мариинской обители (закрыта в 1928 г.), потом храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Пыжах, где в 1929 г. был посвящен в стихарь, а после закрытия храма подвизался и в Николо-Кузнецком храме.
Жизнь его в эти годы частично отражена в его дневнике, но о людях, с которыми отец Тихон общался тогда, он почти не писал, а часто рассказывал, даже не называя имен, – это были епископы, духовенство разных храмов и сестры Марфо-Мариинской обители, близкие к великой княгине Елизавете Федоровне, которую отец Тихон трепетно почитал.
Священноисповедник Афанасий (Сахаров), духовный отец отца Кирилла (Павлова), в заключении провел в общей сложности 33 года
Многие годы после закрытия обители он хранил ее антиминсы: храма Покрова Пресвятой Богородицы при Марфо-Мариинской обители, освященный митрополитом Владимиром (Богоявленским) в 1912 г.; храма во имя Всех Сил Небесных и Всех Святых при Марфо-Мариинской обители, освященный митрополитом Макарием (Невским) в 1916 г.; храма Марии Магдалины, что в Императорском доме, освященный епископом Трифоном (Туркестановым), викарием Московской епархии.
По окончании университета в 1929 г. Тихон Тихонович получил направление на педагогическую работу в Сергиев Посад, где в то время жила семья его духовника – протоиерея Вениамина Воронцова (впоследствии митрополит Ленинградский Елевферий, †1959). Отец Вениамин рано овдовел, и Тихон Тихонович взял на себя заботы по воспитанию его малолетних детей.
В эти же годы устанавливается особая духовная связь будущего пастыря с обителью Преподобного Сергия. Он общается с людьми, близкими к Лавре, особенно с ее наместником архимандритом Кронидом (Любимовым), который поручает Тихону Тихоновичу хранение антиминсов Троице-Сергиевой Лавры. В 1946 г., при открытии Лавры, они были вручены наместнику архимандриту Гурию. А Тихон Тихонович станет самым усердным богомольцем возрождающейся обители, и вновь установится близкое общение и с новым наместником, и с братией.
В начале 1950 г. отец Тихон был переведен в Ильинский храм города Загорска по просьбе митрополита Николая (Ярушевича) для создания «благоприятной атмосферы» новому настоятелю, которого ожидали в феврале по возвращении из эмиграции. Но новым настоятелем оказался протоиерей Всеволод Шпиллер. С первых же дней совместного служения они прониклись взаимным уважением, и хотя отца Всеволода уже через полтора года перевели в Москву, общение пастырей не прекращалось до их кончины, последовавшей с интервалом в пять месяцев. (Отец Тихон скончался 17 июля 1983 г., а отец Всеволод – 8 января 1984 г.)
В 1951 г. по ходатайству отца Всеволода отца Тихона назначили настоятелем Ильинского храма. Как рассказывал впоследствии отец Всеволод, это была его личная просьба к Святейшему Патриарху Алексию. Святейший охотно исполнил ее и, кроме того, назначил отца Тихона духовником учащихся Московской духовной академии и семинарии. Сколько будущих пастырей и архиереев нашей Церкви он наставил, благословил на монашеский путь, исповедовал, венчал!
К отцу Тихону писали и ехали со всех концов Русской земли… Интересен в этом отношении его помянник: против имен можно прочесть в скобках примечания: с Урала, или из Сибири, или пятигорские, или из Киева, Костромы, Печор, Киржача, из Крыма, из Владивостока…
Отец Тихон имел от Господа особый дар душепопечительства и обладал величайшим даром смирения и кротости, даром служения людям. Неслучайно Святейший Патриарх Алексий I определил отца Тихона духовником учащихся Московских духовных школ, зная святость его жизни и его духовный опыт.
– А как отец Тихон оказался в Акулове?
– Осенью 1979 г. по независящим от него обстоятельствам отец Тихон вышел за штат и был вынужден уехать из Сергиева Посада. Он очень переживал свою разлуку с приходом, с храмом, где прослужил 30 лет, и свой вынужденный «отдых». Несмотря на 84-летний возраст и многие недуги, отец Тихон был бодр и силен духом. Той печальной осенью он не раз говорил нам: «У меня еще столько сил, чтобы служить Богу и людям…» И Господь возложил на Своего пастыря новое послушание – трудный подвиг старчества…
Вы знаете, все очень просто. Простите, приходится печальные факты отмечать. Кто-то из молодых отцов хотел занять его место настоятеля (хотя Господь не сподобил этого ни одного из них). Он даже хотел ехать в другую епархию. Об этом услышал отец Валериан и говорит: «Батюшка, давайте ко мне!»
Поэтому последние годы своей жизни отец Тихон вместе с матушкой Татьяной прожили при храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Акулово Московской области. Здесь он по мере сил служил с моим братом отцом Валерианом и помогал ему в требах.
И опять множество людей приезжали к нему на исповедь, за советом, и всех встречал с любовью кроткий, смиренный и ласковый старец – «батюшка Тихон». Четыре года он ежедневно исповедовал. И все удивлялся – откуда столько грешников? Или придет, вздыхает, говорит: «Опять йоги были, как с ними тяжело…»
Однажды они вдвоем с отцом Валерианом служили литургию. Отец Тихон вдруг спрашивает: «А кто там стоит – с противоположной стороны Престола?» А там никого нет. Отец Валериан отвечает: никого. Проходит какое-то время. Отец Тихон так настойчиво спрашивает: «А кто нам сослужит?» Отец Валериан говорит: нет никого. «Ах, никого?» – и замолчал. А еще одна бабуля, такая простецкая, детской веры, увидела: батюшка Тихон идет к Горнему месту, а его Ангел сопровождает. После службы отца Тихона выводят, он потихонечку идет, а она ему говорит: «Батюшка, я Ангела видела». Он наклонился и говорит: «Я тоже люблю Ангелов видеть…»
Отец Тихон очень чтил семью государя Николая II. В его помяннике еще до их прославления было записано: «Николай, Александра со чадами». И как-то незадолго до смерти он говорит мне: «Знаешь, как бы хорошо умереть в воскресенье». И вот умирает Татьяна Борисовна – на Боголюбскую икону, 1 июля 1983 г. А через 17 дней – отец Тихон, как раз в день расстрела Царской семьи, в воскресенье, 17 июля, в три часа дня, когда в Лавре ударили в колокол к малой вечерне, перед днем Преподобного Сергия.