10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня — последнее воскресенье перед Великим постом, наполненное очень важным смыслом. Всеобъемлющий смысл этого дня — покаяние, прощение грехов. Собственно говоря, все предстоящее нам великопостное поприще посвящено теме преодоления греха в человеке. И если мы в течение поста не меняемся к лучшему, то напрасно трудились, напрасно молились, напрасно постились, потому что и пост, и молитва обретают смысл только тогда, когда есть результат. Это не означает, что мы должны прекратить поститься и молиться, если не чувствуем результат. Совсем не так! Это означает, что если мы не чувствуем результат, то должны осознать: в нашей жизни происходит что-то неправильное, хотя мы совершаем молитву и ограничиваем себя в пище. И для того чтобы подчеркнуть духовное измерение поста как наиважнейшее, нам и предлагается в последний день перед Великим постом испросить друг у друга прощение и еще раз осознать, что без прощения нет спасения.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14), — такие замечательные слова мы слышали сегодня в Евангельском чтении. Как же важно сохранить эти слова в памяти и сердце, — особенно тогда, когда трудно кого-то простить, когда обида на кого-то слишком велика! Ведь есть люди, с которыми даже встречаться не хочется, в глаза которых смотреть невозможно. И чем больше отчуждение, чем больше внутреннее недоброжелательство, чем больше отрицательных чувств вызывает у нас человек, тем сильнее должно быть наше стремление именно с этим человеком примириться. Может быть, Господь специально посылает нам такого человека, — чтобы испытать нашу верность, чтобы мы осознали свою способность или неспособность прощать других, от чего зависит и наше собственное прощение, от Бога исходящее, на Страшном Божием суде.
Способность прощать открывает для человека перспективу вечной жизни. Если нет прощения, то, как замечательно говорил Ефрем Сирин, не нужно ни молиться, ни поститься, потому что все будет впустую. Пустота, никакого смысла! Молитва и пост обретают смысл только тогда, когда меняется состояние нашего сердца, а показателем этого изменения является наша способность прощать и просить прощения. А почему так? А потому что самый большой и опасный грех, от которого проистекают все другие грехи, — это гордыня. И человек опознает присутствие в себе гордыни именно через неспособность испросить прощение или простить другого человека. Это как некий индикатор, как лампочка, которая загорается на приборах, когда наступает некая опасность, например, становится недостаточно кислорода или появляются вредные веществ в атмосфере. Есть приборы, которые немедленно реагируют на эту перемену, — загорается лампочка или раздается громкий звук, предупреждая человека об опасности. Вот так и в духовной жизни. Если мы неспособны прощать, если мы неспособны испрашивать прощения, считайте, что загорелась красная лампочка, предупреждающая нас об опасном состоянии нашей души.
Великий пост — это время, которое дается нам для очищения наших грехов, для принесения покаяния, для прохождения испытаний, трудностей, в том числе ограничения в пище, питие, развлечениях. Все это лишь средства, направленные на изменение состояния нашей души, а само это изменение связано с нашей способностью прощать людей и испрашивать прощение за наши согрешения.
Давайте проникнемся сознанием важности того, что есть прощение, именно в сегодняшний день, ведь в течение всей нашей жизни мы об этом думаем, наверное, в последнюю очередь. У нас так много забот, так много попечений, так много суеты, но кто из нас думает каждый день о том, насколько мы способны прощать или просить прощения? В голову эти мысли не приходят. Но сегодня именно такой день, когда мы должны подвергнуть себя некому экзамену, испытанию и ответить на важный вопрос: можем мы прощать и просить прощения или это непосильная для нас ноша? И в том, и в другом случае — если мы скажем, что можем, или если мы скажем, что не можем, — предстоящие дни Святого Великого поста дадут нам возможность либо укрепиться в этой добродетели, либо преодолеть греховную склонность и неспособность мириться с людьми. Да поможет нам Господь спасительно пройти дни Святой Четыредесятницы и достойно встретить праздник Святого Воскресения! Аминь.