С началом поста у многих своих друзей в «Фейсбуке» прочитал известное выражение о том, что главное в посте – не есть друг друга. Чаще всего это означает, что пост человек соблюдать не собирается. Полная фраза: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте», – принадлежит преподобному Серафиму Саровскому, который, как известно, борясь со страстями, тысячу дней молился на камне и под конец жизни питался одной травой снытью. Однажды я попробовал эту чудесную травку. Калорий в ней – ноль без палочки. Ее можно добавлять в салат, в суп или кашу, но питаться ею одной – за гранью человеческих возможностей. А преподобный Серафим Саровский ел эту траву годами и был бодр и весел. Еще преподобному Серафиму принадлежат слова: «Я вижу в России падение веры. И всё началось с нехранения постов!»
Преподобный Серафим Саровский: «Я вижу в России падение веры. И всё началось с нехранения постов»
Сегодня многие современные христиане считают пост чем-то неважным и необязательным, каким-то неудобным старинным обрядом, забывая, что без поста духовная жизнь вообще невозможна. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что у веры два крыла: пост и молитва. Любой, кто постигал духовную жизнь на практике, а не рассуждая о высоких материях на диване, знает, что легко быть сострадательным и добрым, кушая в пост шашлык, запивая его хорошим вином, но удивительное дело: стоит на время поста отказаться от телевизора, любимых социальных сетей и перейти на постную кашу с капустой, как человек из благодушного и рассудительного на глазах превращается в психованного неврастеника. Все ему не то и не так! Просто, пока человек не борется со страстями и находится в их власти, они себя особо не проявляют. Зачем наезднику каждую секунду дергать за узду, если и так лошадь бежит, куда ему нужно? Но стоит ей пойти своей дорогой, а не той, что выбрал тот, кто ею управляет, как узда впивается в рот и на спину обрушивается тугая жестокая плеть. Так и человеку, решившемуся бороться со страстями, открывается их дикий необузданный нрав.
От поста спящие в душе страсти просыпаются и набрасываются на человека сворой голодных бешеных собак. В душе поднимается буря недобрых мыслей и чувств, совладать с которыми порой нет никакой возможности. Милые еще вчера люди раздражают, а самые ничтожные неурядицы становятся поводом для недовольства. И тогда ты с осознанием собственной беспомощности начинаешь молить Бога: «Господи, помилуй! Господи, помоги, погибаю!» Это совсем не та теплохладная молитва на сытый желудок, где отдал Богу Богово и пошел по своим делам. Это крик о помощи, мольба при виде жестоких безжалостных убийц. И как во время плавания по Галилейскому морю с учениками, когда Христос уснул и тут началась буря, чуть не погубившая учеников, Господь немедля откликается на твои смиренные мольбы и говорит: «Умолкни! Перестань!», и в твоей душе воцаряется благодатная спасительная тишина.
Правда в том, что Бог любит нас всегда: и постящихся, и с куском колбасы во рту. А вот мы Его нет. В суете повседневной жизни мы так уходим в свои дела и проблемы, что не только Бога, но и себя забываем! Пост же помогает нам вернуться в нормальное, то есть не животное, а духовное, человеческое, состояние и увидеть, что сначала – Бог, потом – люди, и потом – уже ты, любимый. Для нашего духовного здоровья пост необходим как воздух. Мы не ангелы бестелесные. Наше тело так же участвует в духовной жизни человека, как и душа. Душа питается и укрепляется молитвой, тело – постом. Сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь, сорок дней постился в пустыне.
Пост помогает правильному настрою: сначала – Бог, потом – люди и потом – уже ты, любимый
Представьте дом, куда каждый день хозяева таскают все что ни попадя. Нужное и ненужное, полезное и всякую дрянь. Приводят разных непонятных типов, знакомых и не очень, от которых потом в доме полный бардак. Места все меньше – хлама все больше. Так вот пост – это уборка в таком доме. Непонятным типам из телевизора, интернета и откуда еще мы их приводим в дом нашей души – до свидания. Хлам, суету, осуждение и пустые разговоры – на помойку. Чистим и убираем, чтобы освободить место для Самого дорогого и важного Гостя в нашем доме – Господа Иисуса Христа. Только Ему здесь место.
Но на самом деле во многих постных продуктах масса белка. Например, много белка содержат соя, фасоль, горох, чечевица, соя, фундук, арахис, кешью, миндаль, кедровые орехи, тыквенные, подсолнечные и конопляные семечки. Кроме того, содержится много белка в крупах. Так, гречка — королева по содержанию белков. Среди овощей больше всего белка содержится в спарже, огурцах, цукини, кабачках, картофеле, брюссельской капусте, инжире, авокадо.
Да, знакомо – это такая современная аскетика: чтобы побороть раздражение от неудовлетворенной страсти надо исполнить веление этой страсти ))) Борьба со страстями наоборот. А как же добротолюбие, невидимая брань, лествица, многовековой опыт святых? Статья то как раз о том, что когда во время поста милые еще вчера люди раздражают, и все повод для недовольства, именно тогда с осознанием собственной беспомощности начинаешь молить Бога: «Господи, помоги, погибаю!», а не возлагаешь упование на пресловутую курицу. Не курица должна нас утешать, а Господь откликается на наши мольбы и говорит: «Умолкни! Перестань!», и тогда в душе воцаряется благодатная спасительная тишина.
– Если это послабление уберет раздражение, то, конечно, возможно. Потому что никому пост с раздражением не нужен – он категорически вреден. Значит, это не твоя мера. Съешь ту же самую пресловутую курицу и смиряйся.
(из интервью с Дм.Смрновым)
Или одинокие пенсионеры рассказывают родителям, как детей с малолетства надо к постам приучать.
Или приготовят постное, потратив на него денег, времени и сил больше, чем на скоромное.
Очень много нюансов.
В общем, нужно рассуждение. И смирение, конечно.
"От поста спящие в душе страсти просыпаются и набрасываются на человека сворой голодных бешеных собак." - абсолютно точно, часто (хотя и не всегда) бывает. Познай себя, посмотри кто ты есть через пост. Вот сейчас я тоже не превращаюсь от постной еды и отказа от соцсетей в неврастеника - просто жена готовит хоть постно, но вкусно - поэтому я как был чревоугодник, так и остался им. Но стоит только по-настоящему потомить свое тело и привязанности, как вижу свои страсти, которые "набрасываются на человека сворой голодных бешеных собак". Огромная благодарность автору за статью!
[Какие были грехи, такие и остаются. Вот здоровье от поста ухудшается, это есть.]
Странно, что здоровье не влияет на грехи, поскольку, когда оно ухудшается, тогда падает настроение. Когда падает настроение, то появляется уныние и раздражительность. А отсюда и появление новых грехов и углубление старых.