Православный календарьПравославный календарь
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.

Экономика и глобализм — православный взгляд

    

29 марта в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось очередное заседание Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Одно из направлений, которое будет разрабатываться экспертной группой Комиссии, получило рабочее название «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд».

Но почему именно Церковь сегодня активно подключается к обсуждению проблем экономики? Каковы ключевые смыслы и ценности, которые православные эксперты предлагают государству и обществу в столь, казалось бы, прикладной сфере? Об этом Царьграду рассказал председатель Комиссии, глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Владыка, Межсоборное присутствие в этом году отметит 10-летие. По меркам церковной истории это очень небольшой срок, а потому, скажем прямо, даже многие воцерковлённые люди слабо представляют, чем же является эта структура. А потому для начала расскажите, пожалуйста, о том Межсоборном присутствии и принципах его работы.

Для Русской Православной Церкви очень значимо соборное начало, главные её решения принимаются Поместным собором, Архиерейским собором или Священным Синодом. Межсоборное присутствие — это рабочая площадка, где на основе анализа актуальных проблем вырабатываются документы, отражающие позицию Церкви как по значимым вопросам внутренней жизни, так и по различным аспектам взаимодействия Церкви и общества.

    

Межсоборное присутствие появилось в Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы привлечь клириков и мирян к обсуждению и выработке церковной позиции по самым актуальным вопросам современности. Мы прислушиваемся в первую очередь к мнению признанных экспертов и специалистов в своей сфере. Но и любой неравнодушный человек, обладающий профессиональным опытом и необходимыми знаниями, может присоединиться к открытой дискуссии, прислав свою реакцию на тот или иной документ, разработанный в рамках Межсоборного присутствия. Если его предложения найдут отклик, будут компетентны и конструктивны, то он может быть приглашён как эксперт для участия в работе профильной комиссии. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю читателей портала «Царьград» подключиться к этой дискуссии.

То есть можно сказать, что Межсоборное присутствие — это церковная экспертная площадка для обмена мнениями по самым актуальным и острым вопросам и для подготовки дальнейших соборных решений?

Именно так. При этом нам важен результат: полемика ведётся не ради полемики, но с целью поиска общецерковного консенсуса, опирающегося на глубокую оценку того или иного вопроса. Жизнь не стоит на месте, а стремительно идёт вперёд. Появляются новые вызовы, на которые нужно своевременно давать адекватные ответы.

Межсоборное присутствие ведёт работу в разных форматах: круглые столы, семинары, совещания с приглашёнными экспертами. В ходе предметных дискуссий по каждой теме готовятся конкретные предложения, которые выносятся на одобрение Церкви. Сначала они рассматриваются пленумом Межсоборного присутствия, потом — Священным Синодом, который определяет готовность документа и дальнейшие шаги по работе над ним.

Когда документ уже не требует доработки, он направляется на Собор. После же принятия документа Архиерейским или Поместным собором духовенство и паства получают мировоззренческие ориентиры по данной теме. Вместе с тем Комиссия может прийти к выводу, что время для формирования позиции не наступило, и постановить продолжить изучение темы.

Конечно, во все времена Церковь несёт Благую весть и занимается спасением души человека. Она учит, что неизменная задача христианина — бороться с грехом в самом себе, чтобы стать жилищем Святого Духа и обрести Царство Божие, пребывающее внутри (см. Лк. 17, 21). Но христиане также должны осмысливать реальность, в которой они живут. Сегодня она привносит в нашу жизнь множество новых явлений — таких как цифровизация, трансгуманизм, роботизация.

Кроме того, мы имеем дело с проблемами, которые стали «хроническими» для человеческой цивилизации. Загрязнение окружающей среды, исчерпаемость природных ресурсов, наращивание вооружений и средств массового уничтожения, экономическая турбулентность, межэтнические и религиозные конфликты, терроризм — всё это определяет реальность XXI века, в которой живёт современный человек. Всем этим вызовам следует давать оценку с христианских позиций.

Заседание Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Фото предоставлено Издательским советом Русской Православной Церкви Заседание Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Фото предоставлено Издательским советом Русской Православной Церкви     

На прошедшем заседании возглавляемой Вами Комиссии Межсоборного присутствия речь шла об экспертном направлении «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд». Почему Церковь обратилась к этой проблеме?

Глобализация, понимаемая как экономическая, политическая и культурная интеграция, в которую в той или иной степени вовлечены все страны и народы, — это многоплановый и сложный процесс. С одной стороны, он предлагает планетарный взгляд на человечество, которое воспринимается как семья народов с единой судьбой, создаются механизмы беспрепятственной торговли. С другой стороны, глобализация может угрожать унификацией общественных и межличностных отношений, постепенным стиранием национальных и цивилизационных особенностей.

Унификация мировой экономики должна осуществляться в интересах всего человечества, а не узкого круга транснациональных корпораций, а сферы культуры и религии вообще не подлежат унификации.

Глобализация определяет и состояние мировой экономики в целом, и в каждой отдельной стране как её сегмента. Сегодня именно экономическая сфера становится «полем борьбы» за доминирование на планете, за доступ к природным ресурсам, за право навязывать миру одну-единственную модель развития, в основе которой — погоня за прибылью и жёсткая конкуренция. Православные верующие считают, что экономика должна быть не только эффективной, но и нравственной, соответствующей мировоззрению участников экономических отношений. И мы будем отстаивать эту точку зрения.

Но в каком направлении экономические проблемы будут обсуждаться в рамках работы Межсоборного присутствия? Ведь не секрет, что современные отечественные экономисты по-разному видят пути развития нашей страны, в том числе в её отношениях с тем же западным миром.

Если говорить о вопросах глобальной экономики и ее нравственном измерении, то мы хотим обратиться к ведущим экономистам России. Экспертное сообщество представляют люди диаметрально противоположных взглядов: от либеральных до левых. Да, у каждого из них своя концепция экономического развития России, но Церковь хочет изучить всё многообразие взглядов, чтобы сформировать своё пастырское отношение к кругу вопросов, связанных с экономической глобализацией.

И всё-таки, какие пагубные явления Церковь отмечает в современной жизни, в её экономических аспектах?

Нас особенно беспокоит культ потребления и гедонизма, который насаждается массовой культурой. Человеку внушается мысль, что единственная цель жизни — приобретение и обладание деньгами, предметами роскоши, престижными вещами. Люди вовлекаются в гонку за материальными благами. Человеком движет сребролюбие, алчность, гордыня, желание успеха. Многие привыкают жить в кредит, попадают в долговую ловушку. Жизнь проходит в суете, дефиците любви и покоя. Человеку некогда задуматься о Вечности, которая его ожидает, и тем более — приготовиться к ней. Он живёт, даже не видя красоты этого временного мира.

Как-то мне довелось побеседовать с практикующим психологом. Она рассказала об основных проблемах, с которыми к ней приходят клиенты, и выделила два уровня страхов: глобальный и личный. На глобальном уровне люди боятся войны, терроризма, техногенных катастроф, климатических катаклизмов, социальных потрясений, экономического кризиса. Из-за этого они не строят оптимистичных планов на будущее, живут тревожными ожиданиями. Такое восприятие мира во многом сформировано СМИ, которые повышают свой рейтинг на негативных новостях и пугающих обывателя сюжетах — сеют «глобальные страхи». А испуганным человеком легче управлять и манипулировать.

На личном уровне люди измотаны борьбой за существование. Они жалуются на трудовые перегрузки, необходимость конкурировать, «бороться за место под солнцем». Бизнесмены боятся разорения, наёмные работники страшатся увольнений и сокращений. Многие вынуждены экономить. Кто-то тревожится, что не выплатит кредит. Кого-то гнетёт страх оказаться невостребованным на рынке труда или тяжело заболеть — где тогда взять средства на лечение? А что будет с пенсией, с курсом валют? Вопросы, вопросы…

Также вызывают страхи цифровые технологии в банковской сфере, что бумажные деньги вытесняются электронными. Люди боятся, что будут жить в «цифровом концлагере», когда их банковские карты в любую минуту могут быть заблокированы, а незащищённая личная информация окажется в руках кибермошенников. Круг экономических проблем сегодня действительно огромен.

И что же в ответ на эти вызовы может предложить Церковь?

Во все времена Церковь обращается к людям, живущим в треволнениях мира сего, словами Христа:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11.28-30).

Пастырские слова, приносящие мир в сердца людей, не исключают деятельной заботы о преодолении социально-экономических проблем, разделения между богатыми и бедными, помощи нуждающимся.

Церковь смягчает нравы и сердца, призывает к любви и единению во Христе. Для православного сознания любая наша земная деятельность, труд, творчество имеют смысл, только если они являются соработничеством Господу.

Рейтинг: 10 Голосов: 48 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
р. б. Владимир28 апреля 2019, 17:05
Христос воскресе! Владыко Климент! Соработничество Господу в земном поприще надо направлять и учить этому. В рамках Межсоборного присутствия как быть услышану главе многодетной православной семьи? Мы - узел многих проблем современного общества. Нас раздирают его противоречия: церковь, школа, семья, детсад, работа - мы везде как кость а горле, нам во всех перечислениях навязывается роль изгоев, нас так и называют! Кто нас захочет выслушать- глас вопиющаго в пустыни...
А.П. 2 апреля 2019, 23:17
"Православные верующие считают, что экономика должна быть не только эффективной, но и нравственной, соответствующей мировоззрению участников экономических отношений". Дополнить это можно, наверное, так: если стремление к выгоде, забывая о духовности и нравственности, называют экономикой, то это заблуждение. Потому что это не экономика, а хрематистика. Хрематистика - это шаг в хаос. Мировоззрению участников экономических отношений надо бы пребывать в поле богоугодном, т.е. все сначала надо бы проверять на исполнение законов Божьих: Заповедей и закона милосердной любви к ближнему и Богу. Иначе, будут не взаимоотношения сотрудников на рынке и в домах государств, а конкуренция-конфликт-грызня.
АлександрГ. 2 апреля 2019, 22:49
Бог в помощь, владыко. Я понимаю, что таковой задачи Вы видимо не ставите, но то о чем Вы говорите может произвести революцию в общественных науках и общественном сознании. Объем работы просто титанический. Без Господа и премудрости Божией вникнуть в суть происходящих процессов и отследить все "развязки" просто невозможно. Работы явно не на год и не на десятилетие. Помогай вам Господь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×