Имя художника Ильи Репина известно каждому. «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван» и множество других картин великого художника знакомы всем нам чуть ли не с самого детства. И наверняка в лексиконе каждого из нас плотно засела фраза «Картина Репина «Приплыли»»! Произносим ведь, правда? На самом деле картина называется совершенно по-другому. Да и не Репин ее автор, кстати. Но не о том речь. Сегодня я хочу рассказать о Репине как о глубоко верующем человеке. О художнике, в творчестве которого православные сюжеты занимали особое место. О Репине как о христианине.
Илья Репин Илья Ефимович родился на Украине, в городе Чугуеве, что в Харьковской губернии. Отец художника участвовал в трех военных кампаниях, а в мирное время пригонял табуны лошадей из Ростовской губернии и торговал ими на Харьковщине. Мама художника, образованная женщина Татьяна Бочарова, для крестьянских ребятишек организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику, а также Закон Божий. Своим детям она читала вслух стихи Пушкина и Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.
Дома, в простой украинской хате, на стенах висели образа, стояли цветы фуксии и герани. Очень часто простые деревенские мотивы, те, что родом из детства, будут присутствовать в творчестве Репина позднее. А пока что в гости к Репиным приехал дядя Трофим и привез краски в подарок подрастающему племяннику. И Илья «заболел». Его с трудом можно было оторвать от рисования, он был им всецело поглощен.
В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. В 16 лет творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели. Именно там он создал одну из лучших копий с иконы святого Александра Невского, ставшую для него знаковой. Так с ранних лет в творчестве Репина прослеживается православная тематика. А дальше была Петербургская академия искусств.
Будучи учеником этой самой академии, Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Илья Ефимович Репин – Воскрешение дочери Иаира. 1870
Илья Ефимович Репин – Воскрешение дочери Иаира. 1871
Поначалу библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил свою рано умершую сестру (она умерла от болезни в подростковом возрасте) и представил, как выглядели бы его родные и близкие, если бы она вдруг воскресла. Картина ожила в воображении и принесла художнику первую славу.
В 1886 году появляется цикл картин Репина, который он назвал «Евангельские сюжеты». В этот цикл вошли такие картины, как «Шествие на Голгофу», «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду» и ряд других.
Илья Ефимович Репин – Голгофа (Распятие Христа). 1869
Илья Ефимович Репин – Тайная вечеря. 1903
Илья Ефимович Репин – Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х
В это же время появляется картина «Николай Чудотворец из Миры в Ликии освобождает от смерти трех невинно осужденных».
Илья Ефимович Репин – Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888
Как нетрудно догадаться, эта картина показывает нам сюжет из жития великого и любимого всеми святого Николая Угодника, или Чудотворца. Заказала Репину эту картину игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем, что в Харьковской губернии. Туда часто ездил Репин, проведывая свою сестру, которая была монахиней этого монастыря. Картина Репину далась непросто, работал он над ней более трех лет. Сюжет таков: градоначальник города Миры осудил на казнь трех невинных людей. Святителя Николая в то время не было в городе, но молва донесла до него это решение градоначальника, добавляя и то, что он был подкуплен. Николай Угодник поспешил вернуться к родным пенатам и прибыл в Миры тогда, когда казнь должна была совершиться. При стечении людей он обвинил градоначальника в вынесении несправедливого приговора, и тот, покаявшись, освободил невиновных.
Илья Ефимович Репин – Давид и Голиаф. 1915
Илья Ефимович Репин – Иов и его друзья. 1869
В 1898 году Репин совершает паломничество в Иерусалим. В память об этом в храме Александра Невского, что одной стеной совмещен с Храмом Гроба Господня, находится полотно «Несение Креста». Сегодня оно приобрело не только художественную ценность, но и некое символическое значение. Несение художником своего креста – несение в мир своего таланта как Промысл Божий.
И в то время, пока Репин паломничает по Святой Земле, его избранница Наталья Норман-Северова узнает, что скоро станет матерью. Как она ждала художника и как ей не терпелось сообщить ему эту замечательную новость! Новорожденную девочку назвали Верой.
Илья Ефимович Репин – Христос с чашей. 1894 В последние три десятилетия своей жизни Репин осел в Финляндии, в имении Пенаты. Октябрьская революция отрезала художника от родины, от общения с друзьями и близкими… Были только работа и семья рядом. До него доходили самые невероятные слухи и сплетни: то Эрмитаж сгорел, то Академия искусств уничтожена, то из музеев выброшены произведения искусства на сожжение… Всё это особой болью отдавалось в сердце Ильи Ефимовича. Усладу он находил лишь в работе. В этот период были написаны такие картины, как «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме» и некоторые другие полотна на библейскую тематику.
А в 1927 году состоялась последняя прижизненная выставка художника. Она прошла в городе Хельсинки. И самое большое внимание на ней привлекли картины «Голгофа» и «Священник». Очень многие критики долго говорили с восторгом и изумлением об этих впечатляющих полотнах.
Незадолго до смерти Илью Ефимовича в Финляндии навестила делегация советских художников, звали Репина на Родину, говорили, что его возвращение будет очень символичным для всей страны. Но пожилой, уже угасающий художник был очень слаб, чтобы рискнуть что-то изменить в своей оставшейся жизни…
29 сентября 1930 года он скончался. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре Репин попрощался с этим миром фразой: «Христос со мною»…