Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык - попытка искусственной протестантизации Православия

Источник: Религия и СМИ

    

Анализируя в эфире телеканала "Спас" возможность перевода православного богослужения на русский язык, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ Александр Щипков отметил, что этот вопрос до настоящего момента не получил соборного разрешения. Эксперт напомнил, что впервые дискуссия о языке богослужения обсуждалась на Поместном Соборе 1917-1918 годов, но окончательного решения принято не было. К этому же времени относится возникновение русского перевода богослужения, сделанного священником Василием Адаменко, которому было разрешено в качестве исключения совершать литургию на русском языке.

Щипков также отметил, что, несмотря на то обстоятельство, что обновленческое духовенство практиковало совершение богослужений на русском языке, эта практика не прижилась. На обновленческом "соборе" 1923 года вопрос о языке богослужения не обсуждался вовсе, а на аналогичном "соборе" в 1925 году – стал предметом дебатов, однако, не получил разрешения. К тому же, обновленцы очень скоро заметили, что народ стал покидать те храмы, в которых богослужения совершалось на русском языке.

Эксперт полагает, что приведенные исторические свидетельства позволяют говорить о том, что в середине 1930-х годов вопрос о языке богослужения вызывал живой интерес и активно обсуждается как в обновленческой среде, так и в канонической Церкви, но не получил развития и не был принят верующими.

Обозревая основные доводы сторонников перевода богослужения на русский язык, Щипков отметил, что все они сводятся к аргументу о "непонятности" церковнославянского богослужения. Однако, по мнению эксперта, уместнее говорить не столько о сложности языка богослужения, сколько о непонимании смысла самого богослужения. А это понимание не может быть достигнуто исключительно переводом на современную речь. В такой постановке вопрос выглядит гораздо глубже и затрагивает не только проблему субъективного восприятия богослужения, сколько целостного понимания Православной веры. Эксперт выразил уверенность в том, что даже в том случае, если богослужение будет достойно переведено на язык классиков русского слова, "понятнее" оно не станет.

Щипков полагает, что существующие переводы богослужения на русский язык весьма несовершенны. В качестве подтверждения своих слов он привел мнение корифея отечественной филологии С.С. Аверинцева, который хоть и поддерживал идею служения на русском языке, однако, в беседе со Щипковым в конце 1990-х годов, вынужден был констатировать, что имеющийся русский перевод обладает множеством существенных изъянов. Эксперт подчеркнул, что церковнославянский язык является сакральным языком богообщения именно потому, что был создан для молитвы и переводов священных текстов. В этом языке отсутствуют вульгаризмы и бранные слова, что подчеркивает его чистоту и предназначение.

Щипков процитировал академика Д.С. Лихачева, который говорил о том, что церковнославянский язык с одной стороны укрепляет "горизонтальные" связи славянских народов, объединяя их в едином молитвенном пространстве, а с другой – связывает русских со своей историей "по вертикали" вглубь веков.

Эксперт высказал убежденность в том, что сегодня попытки перевести богослужение на русский язык носят не культурологический, а политический характер и связаны с попытками протестантизации Православия – искусственного привнесения в Православную веру несвойственных ей принципов.

По мнению Щипкова, вопрос о языке богослужения стоит в одном ряду с вопросом о переходе на новый календарный стиль и предоставлять его решение каждой общине самостоятельно, как того требуют представители либеральной общественности, недопустимо, так как повредит строй церковной жизни.

Александр Щипков

Источник: Религия и СМИ

16 апреля 2019 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 157 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Екатерина 18 апреля 2019, 00:25
Слава Богу очень грамотно и куда уж понятней, но как верно заметил Александр в комментарии, дело в понятийном аппарате.
АлександрГ.16 апреля 2019, 14:51
Некоторые и литературный русский язык не очень хорошо понимают. Что с ними делать будем? Вот например, сторонникам перевода языка богослужения уже тысячу раз на хорошем русском литературном языке аргументированно объясняют, что этого делать нельзя. Но они этого не понимают. Значит дело здесь вовсе не в языке, а в понятийном аппарате. И кстати, этот понятийный аппарат был сформирован точно безо всякого участия Церковнославянского языка. Что само по себе должно наводить нас на очень грустные размышления.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×